Предложение монополиста в долгосрочном периоде. Равновесие монополиста в долгосрочном периоде

В долгосрочном периоде объем и цена могут изменяться. Особенности долгосрочного равновесия чистого монополиста обусловлены следующими факторами:

• существованием отраслевых барьеров;

• действием эффектов от масштабов;

• особенностями спроса, изменениями его величины и элас­тичности.

Если монополист несет убытки, то в долгосрочном периоде он предпочтет закрыть производство и уйти из отрасли, а если получает экономическую прибыль, то благодаря существованию отраслевых барьеров он может сохранить ее. Если бы отрасль не была закрыта монополистическими барьерами, то приток новых фирм увеличил бы предложение, снизилравновесную цену и свел прибыль до нуля. Особенность монополии заключается в способности удерживать экономическую прибыль в долгосрочном периоде.

Издержки в долгосрочном периоде изменяются. Монополист может использовать эффект экономии от масштабов, снижая долгосрочные средние издержки. Логично было бы предположить, что он заинтересован в снижении издержек и обеспечении эффективного объема выпуска. Однако это не всегда так. Поскольку увеличение масштабов сопровождается для монополиста изменением не только издержек, но и величины спроса и предельного дохода, он готов наращивать масштаб ровно до тех пор, пока прирост дохода будет превышать прирост долгосрочных издержек, т.е. достигнет равновесного масштаба при условии MR = LМС (где LМС — долгосрочные предельные издержки). В результате в долгосрочном периоде выпуск монополиста может оказаться больше или меньше, чем эффективный выпуск. Это зависит, в частности, от соотношения функции спроса и функции долгосрочных средних издержек. Например, в случае с естественной монополией, когда кривая спроса пере­секает кривую долгосрочных средних издержек на понижательной части последней, соотношение спроса и долгосрочных издержек таково, что равновесный масштаб оказывается мень­ше оптимального (рис. 4.6)

Рис. 4.6. Определение масштаба производства монополиста в долгосрочном периоде

В данной ситуации оптимальным является масштаб Q1, а максимизирующий прибыль масштаб монополиста — Qe.

В долгосрочном периоде спрос на продукцию монополиста и его ценовая эластичность могут измениться. Это значит, что прежним объемам будут соответствовать уже другие цены, а прежним ценам — другие масштабы выпуска. Так, если в долгосрочном периоде спрос станет более эластичным, кривые спроса и предельного дохода соответственно примут более пологий изгиб. При этом монополист, возможно, продолжит выпуск в прежнем объеме, но понизит цену или будет выпускать больше, чем раньше, а его цена не изменится. Это означает, что, в отличие от совершенной конкуренции, в монопольной отрасли нельзя построить кривую предложения, так как не существует, однозначной зависимости между рыночной ценой монополиста и монопольным выпуском.

84.
Картель
– это сговор олигополистов о разделе рынка и поддержании цен на продукцию или ресурсы для ее производства с целью максимизации совокупной прибыли отрасли или завоевания лидерства по объему продаж.

Модель ценового лидера – это ситуация в отрасли, при которой одна из фирм-олигополистов (ценовой лидер) устанавливает цену, максимизирующую ее прибыль, а остальные фирмы-олигополисты следуют за ней, выбирая объем производства, который при заданной цене позволяет максимизировать их прибыль.
Модель дуополии Курно описывает некооперативную количественную одновременную игру олигополистов. Основная предпосылка заключается в том, что каждая фирма-олигополист стремится максимизировать свою прибыль, исходя из предположения о том, что ее соперники сохранят текущий уровень производства. Точка пересечения кривых реакции дуополистов (С), совмещенных в двухмерном пространстве выпусков, определяет равновесие по Курно, при котором фирмы максимизируют прибыль при данном ожидаемом выпуске соперника (рис.6.2.). Равновесие по Курно является частным случаем равновесия по Нэшу, в котором ни одна из фирм не хочет в одностороннем порядке изменить свой выбор, т.к. он является наилучшим ответом на поведение соперников с точки зрения преследуемых целей.

Модель дуополии Бертрана описывает некооперативную ценовую одновременную игру дуополистов. Основная предпосылка состоит в том, что фирмы максимизируют прибыль, принимая цены соперников заданными. Точка пересечения кривых реакции (B), совмещенных в двухмерном пространстве цен, определяет равновесие по Бертрану, при котором обе фирмы максимизируют прибыль при заданных ожидаемых ценах соперника (рис.6.6). Равновесие Бертрана – это частный случай равновесия по Нэшу. Точка В лежит на луче под углом 45°, т.к. в равновесии дуополисты установят одинаковую цену на уровне постоянных и равных друг другу предельных издержек, обеспечивающих им получение нулевой прибыли. Следовательно, дуополисты Бертрана приводят отрасль к совершенной конкуренции, при которой ее совокупная прибыль равна нулю.

Модель ломаной кривой спроса описывает ситуацию, в которой фирма предполагает, что конкуренты не поддержат увеличения цены, но обязательно последуют за снижением цены данной фирмой. В этом случае фирма будет работать с ломаной кривой спроса.

При любой цене, превышающей установленную на данный момент, спрос на продукцию будет высокоэластичным. Причина состоит в том, что увеличение цен данной фирмы приведет к уходу части потребителей к другим компаниям, если они не поддержат повышение цен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: