double arrow

Антарктика

- южная часть земного шара.

Материк Антарктида, окруженный океанами Тихим, Индийским и Атлантическим. Здесь обитают пингвины, но нет белых медведей.

Правовой режим Антарктики определен международным Договором об Антарктике 1959 года, подписанным 12 государствами (Австралия, Аргентина, Бельгия, Великобритания, Новая Зеландия, Норвегия, СССР, США, Франция, Чили, ЮАР, Япония). К июню 2005 года к этому Договору присоединились еще 33 государства. Сегодня 28 из 45 участников носят статус Консультативных сторон, которые имеют право принимать участие в обсуждении любых вопросов в отношении Антарктики, вырабатывать решения по этим проблемам или накладывать вето на них. Кроме 12 выше названных государств консультативными странами являются Болгария, Бразилия, Германия, Индия, Испания, Италия, КНР, Нидерланды, Перу, Польша, Украина, Уругвай, Финляндия, Швеция, Эквадор, Южная Корея.

Договор об Антарктике "заморозил" территориальные претензии семи стран (Великобритания, Новая Зеландия, Австралия, Норвегия, Франция, Аргентина, Чили), которые были предъявлены в первой половине ХХ века. Суть территориальных претензий заключалась в объявлении определенных участков суши и моря, ограниченных долготными секторами, сходящимися на Южном полюсе, принадлежностью метрополии. То есть фактически декларировалось создание колоний. На данных территориях должны были действовать национальные законодательства этих стран, а контроль за их исполнением должны были осуществлять соответствующие государственные институты (генерал-губернаторство, прокуратура, полиция, суд и т.д.). До 1959 года ни одна из семи стран подобных институтов власти не создала. Термин "замораживание" применительно к территориальны м претензиям обозначает не только невозможность заявления новых претензий на какую-либо территорию Антарктиды, но и полный запрет на расширение государственного суверенитета над территорией. Таким образом, теперь создание в Антарктиде государственных институтов власти есть грубое нарушение Договора. Любые действия по закреплению новых прав на территории подпадают под статью нарушения принципа "замороженности".

Примером тому может служить попытка Австралии в 2004 году закрепить национальные права на участки континентального шельфа, примыкающие к австралийскому антарктическому сектору. Действительно, Конвенция ООН по морскому праву дает возможность объявить государственный суверенитет континентального шельфа, примыкающего к материковой территории государства. Именно этим правом и воспользовалась Австралия, когда пыталась подать соответствующую заявку в специальную Комиссию по морскому праву. Однако международное антарктическое сообщество расценило этот шаг как нарушение принципа "замороженности". Сейчас Австралия "обладает" самым большим сектором в Антарктике, однако это никоим образом не влияет на деятельность других стран, работающих там вне зависимости от границ "национальных секторов".

Наша страна, как и США, с первых лет своей деятельности в Антарктике руководствуется принципом "эффективного контроля" над территориями, организуя постоянные или передвижные научные станции, сезонные полевые базы и лагеря. В настоящее время Россия располагает развитой экспедиционной инфраструктурой во многих стратегически важных районах, в том числе в секторах Великобритании, Аргентины, Чили, Норвегии и Австралии. По уровню финансирования антарктических исследований Россия находится на шестом месте, уступая США, Великобритании, Японии, Австралии и Германии.

Ликвидация разливов нефти.


Механический сбор нефти является первоочередной мерой при ликвидации аварийных разливов нефти. Сюда входит сбор нефти с помощью буксируемых судами боновых заграждений, с последующим сбором в накопительные баки с помощью скиммеров (устройств для сбора нефти с поверхности воды). Разработано несколько моделей высокопроизводительных скиммеров для полярных условий, специально предназначенных для сбора нефти во льдах и способных работать при низких температурах.

Механический сбор нефти является наиболее эффективным в сравнительно спокойных водах с небольшими скоплениями льда. В более плотных скоплениях льда ширина улавливающего бонового заграждения может быть скорректирована для того, чтобы маневрировать вокруг отдельных плавучих льдин. По мере увеличения скоплений льда, и снижения эффективности очень длинных или широких систем сбора нефти, они укорачиваются или заменяются очень короткими отрезками боновых заграждений, соединёнными с судном-скиммером с помощью «консольных балок». Эти более узкие системы упрощают маневрирование вокруг плавучих льдин, поэтому их применение более эффективно в условиях более плотных скоплений льда, где боновые заграждения убираются, потому что сам лёд действует подобно такому заграждению и предотвращает распространение нефти по поверхности воды. В этом случае нефть, плавающая более толстым слоем по открытой водной поверхности между плавучими льдинами, может быть собрана с помощью скиммеров, применяемых со стороны судна.

Контролируемое выжигание – это ещё одна проверенная и эффективная в условиях Арктики стратегия ликвидации аварийных разливов нефти, разработанная с учётом более чем 30-летнего опыта компаний, включая проведение обширных испытаний в лабораторных условиях и испытательных бассейнах, крупномасштабных экспериментов в промысловых условиях и ликвидацию аварийных разливов нефти в реальных условиях. Сжигание нефти на открытой воде, свободной ото льда, может безопасно осуществляться с помощью специально сконструированных огнеупорных боновых заграждений. В плотных скоплениях льда, когда лёд действует как естественный барьер, сжигание нефти на месте является уникальным решением по ликвидации аварийных разливов нефти в периоды, когда механический сбор нефти не представляется возможным. Поджигание с воздуха с помощью летательных аппаратов позволяет не подвергать персонал и оборудование повышенному риску, характерному для проведения морских операций в опасных условиях с палубы судна.

Задержанную с помощью огнеупорных боновых заграждений или льда нефть можно сжигать с эффективностью удаления, превышающей 90%. Выжигание нефти с потенциальной производительностью 1000 баррелей нефти в час на участке, имеющем 30 м в диаметре, представляет собой перспективное решение для устранения разлива легко воспламеняющейся свежей нефти, с фиксированным источником, локализованным на поверхности моря.

В среднем при сжигании нефти выгорает около 80–95 объёмных процентов, 1–10 процентов улетучивается в виде сажи, а 1–10 процентов остаются на месте в виде несгоревших остатков. Эти нефтяные остатки значительно менее токсичны, чем исходная нефть, поскольку большинство токсичных компонентов выгорают в первую очередь. Продукты горения держатся в воздухе недолго и их содержание можно контролировать, чтобы исключить выпадение шлейфа загрязняющих веществ в населённых пунктах и местах проживания людей в этом районе. Сжигание нефти также имеет существенное преимущество с точки зрения безопасности, поскольку выжигание паров летучих компонентов позволяет устранить угрозу того, что огонь от их случайного возгорания может перекинуться на расположенные поблизости суда или буровые установки.

Не так давно концерн Shell вместе с другими партнёрами по отрасли принял участие в четырёхлетнем исследовательском проекте, реализованном SINTEF, независимой исследовательской организацией в Норвегии, в ходе которого проводились полномасштабные полевые испытания на шельфе в норвежском Заполярье. В ходе этих испытаний выжигание на месте доказало свою высокую эффективность в различных ледовых условиях, включая скопления обломков морского льда и шуги. Арктические условия существенно замедляют процессы выветривания нефти, и, по сравнению с зонами с умеренным климатом, предоставляют больше времени для сжигания на месте. В ходе полевых испытаний свободно плавающая нефть, ограниченная скоплениями обломков морского льда, сохраняла свои горючие свойства даже после 6 дней выветривания под воздействием атмосферных условий.

Химические диспергаторы

Во всём мире применение химических диспергаторов признано экологически приемлемым и при определённых условиях весьма эффективным способом быстрой ликвидации аварийных разливов нефти. Диспергаторы незаменимы, когда в результате сильного ветра и неблагоприятных морских условий механический сбор нефти и выжигание на месте становятся небезопасными или неэффективными. В этих условиях эффективность обработки разливов нефти химическими диспергаторами фактически возрастает в результате интенсивного перемешивания за счёт энергии волн, которые затрудняют ликвидацию аварийных разливов нефти другими способами. Диспергаторы способствуют разделению нефти на мельчайшие капельки, которые быстро разводятся в воде до безопасной концентрации, что значительно ускоряет естественную биодеградацию нефти, которая протекает даже при низких температурах в условиях Арктики.

При соответствующих условиях использование диспергаторов позволяет получить такие преимущества с точки зрения защиты природной среды, как возможность удаления нефти с поверхности воды, тем самым уменьшается риск загрязнения для морских птиц и млекопитающих. Также осуществляется защита побережья, поскольку ветер обычно гонит плавающую на поверхности нефть в направлении береговой линии, в то время как диспергированная нефть, как правило, быстро разбавляется водой. Эти преимущества, в сочетании с возможностью оперативной обработки больших площадей с воздуха, делают применение диспергаторов особенно удобным для отдалённых районов.

Эксперименты в больших испытательных бассейнах продемонстрировали очень высокую эффективность (до 85–99%) удаления с поверхности воды свежей и выветрившейся аляскинской сырой нефти при низких температурах. Нефть в скоплениях обломков морского льда остаётся свежей и диспергируемой в течение более длительного периода времени, чем в более тёплом климате из-за пониженной скорости испарения, большей толщины нефтяной плёнки и меньшей интенсивности перемешивания, препятствующей эмульгированию нефти. Проводимые недавно в рамках межотраслевого проекта SINTEF полевые испытания показали, что нефть в скоплениях обломков морского льда может эффективно диспергироваться. В ходе этих испытаний диспергатор наносился непосредственно на поверхность нефти, после чего нефть была диспергирована самим судном, которое использовало свои винты для создания турбулентности. Энергия винтов судна выше энергии прибойной волны и разбивает нефть на более мелкие капли, тем самым увеличивая их перемешивание и разбавление. Это значительно расширяет окно возможностей для применения диспергаторов во льдах.

Смеси диспергаторов последнего поколения значительно менее токсичны, чем нефть, и применяются в низких концентрациях порядка 1–5% от объёма разлива нефти. Общепризнанно, что временное локальное увеличение токсичности водной толщи обусловлено диспергированными капельками нефти, а не самим диспергатором. В ходе недавно завершённого Университетом Аляски в Фэрбанксе исследовательского проекта была произведена оценка токсичности и скорости биологического разложения диспергированной нефти в морской среде Арктики. Для этого исследования в Барроу была создана лаборатория по изучению местных видов рыб моря Бофорта и Чукотского моря в их естественной среде обитания. Результаты этой работы показали, что арктические виды ничуть не более чувствительны, а в некоторых случаях даже менее воспиримчивы к повышенной концентрации химически диспергированной нефти, чем представители неарктических видов. Кроме того, наблюдалась значительная природная биодеградация диспергированной нефти при –1°C. Приблизительно 60% исходных измеряемых соединений в свежей нефти химически диспергировались и претерпели первичное биоразложение к концу 60-дневного испытательного периода.

***

Все рассмотренные методы: и механический сбор нефти, и сжигание на месте, и использование диспергаторов, являются эффективными технологиями в полярных условиях. Нефтегазовые компании должны рассмотреть возможность их применения при организации систем ликвидации аварийных разливов в Арктике. Такой подход, основанный на использовании набора готовых решений, обеспечит гибкость и оперативность при выборе стратегии ликвидации аварийных разливов с учётом быстро меняющихся метеорологических условий и необходимости оперативной защиты окружающей среды.

8. Геополитическое положение России и его динамика. Специфика эколого-географического положения России: внешние источники экологической опасности. (Савинова)

Особенности ГП России:
Благоприятные – евразийское положение, сухопутная граница, выход к 13 морям трёх океанов, самая большая территория в мире, ведущее место по природным ресурсам, преобладание умеренного пояса, единое экономическое пространство.

Неблагоприятные – 1/3 территории малопригодная для жизни, 80% природных ресурсов в азиатской части, транспортные проблемы, неравномерность заселения и хозяйства, отдалённость восточных регионов, ухудшение ГП с распадом СССР. Расположение на самом крупном материке (1/4 – в Европе,? — в Азии)

Близость очагов военно – политической нестабильности (Закавказье, Ближний Восток, Юго- Западная Азия).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: