Международное торговое право

Международное торговое право — это совокупность норм, регулирующих отношения между государствами в области международной торговли.

Характер взаимодействия международного торгового права и внутригосударственного торгового (предпринимательского, гражданского) права принципиально остается тем же, что и при взаимодействии в целом между МП и внутренним правом.

Таким образом, ПРЕДМЕТОМ международно-правового регулирования (МПР) в рассматриваемой сфере являются действия государств по обеспечению МТ. При этом ПРЕДМЕТОМ МТ выступают:

  • материальные вещи (готовая продукция, машины и оборудование, сырьевые товары);
  • услуги (транспортные, коммуникационные, научно-технические, финансово-кредитные, страховые, информационно-вычислительные, туристические и др.);
  • интеллектуальная собственность (авторские права, патентные права и т.п.);
  • имущественные права (права собственности); неимущественные права.

Все они входят в понятие ТОВАР. Регулирование рынков осуществляется на различных уровнях: глобальном, региональном, двустороннем, отраслевом.

Источники международного торгового права отличаются многообразием. Как правило, в международной торговой системе государства применяют два основных метода МПР:

  • метод двустороннего регулирования;
  • метод многостороннего регулирования.

Многие принципы международного торгового права получили свое закрепление и развитие в основополагающих двусторонних договорах — договорах о мире, дружбе, сотрудничестве, торговле, мореплавании и т.п.


79. Международное финансовое право.

Международное финансовое право - отрасль международного экономического права, принципы и нормы которой регулируют международные валютно-финансовые отношения.

Предметом международного финансового права являются международные финансовые отношения. Вместе с тем многообразие международных финансовых отношений- это «многообразие в единстве». Возникающие в международной жизни финансовые отношения характеризуются целым рядом признаков, присущих всем видам этих отношений. Такими родовыми признаками следует признать: а) денежный характер этих отношений; б) обязательное участие в них суверенных государств (или создаваемых государствами международных организаций); в) возникновение этих отношений во внешней деятельности государств.
Объектом всех видов финансовых отношений служат деньги или денежные обязательства.

В науке международного финансового права можно выделить следующие направления:

  1. международное налоговое право;
  2. международное валютное право;
  3. международно-правовое регулирование (институт) государственного долга.

В основе международного финансового права лежит принцип, согласно которому все государства имеют право полностью и эффективно участвовать в международном процессе принятия решений для урегулирования мировых финансовых и валютных проблем (Хартия экономических прав и обязанностей государств).
Основное регулирование валютно-финансовых отношений между государствами осуществляется двусторонними договорами. Нормы, относящиеся к этой сфере, как правило, содержатся в договорах об экономическом сотрудничестве общего характера. Так, правовой режим, устанавливаемый торговыми договорами для всего комплекса торговых отношений сторон, распространяется и на валютно-финансовую деятельность.
Соглашения о торгово-экономическом, промышленном и научно-техническом сотрудничестве решают вопросы, связанные с финансированием совместных проектов, долгосрочным кредитованием при строительстве крупных объектов, оплатой импорта оборудования и др. Широкий круг валютно-финансовых вопросов решается соглашениями о товарообороте и платежах (валюта расчетов, способ расчетов и др.).
Особое место занимают весьма распространенные специальные платежно-кредитные соглашения, клиринговые (расчеты на основе зачета поступлений и расходов по взаимным торгово-экономическим операциям), платежные (расчеты в согласованной валюте и механизм таких расчетов), клирингово-платежные (расчеты по клирингу с погашением сальдо в согласованной валюте), кредитные (предоставление займа, его форма, условия).
Валютно-финансовые отношения стали чаще регулироваться многосторонними договорами. В качестве примера можно указать на серию соглашений между странами Западной Европы о порядке взаимных расчетов в евровалюте (последнее из них - Маастрихтский договор 1992 г.). Другой пример - Соглашение о создании Платежного союза государств - участников СНГ 1994 г.


80. Международное инвестиционное право.

Международное инвестиционное право- Совокупность норм, регулирующих межгосударст­венные экономические отношения по поводу инвестиций, со­ставляет международное инвестиционное право.

Предметом правоотношений при этом являются инвести­ции в любой их форме (прямые, портфельные, ссудный капи­тал), инвестиционный климат, режим предприятий с ино­странными инвестициями, ценные бумаги, право собствен­ности на них, долговые обязательства и т.п.

Внутригосударственное право определяет меру проникно­вения иностранного элемента на внутренний рынок факторов производства (земли, природных ресурсов, средств производ­ства, рынок рабочей силы) и финансовый рынок страны.

Источниками международного инвестиционного права являются, в частности, двусторонние международные согла­шения о содействии и защите инвестиций, об устранении двойного налогообложения, торговые договоры, договоры о поселении, договоры об экономическом и промышленном со­трудничестве, а также многосторонние соглашения:

— Вашингтонская конвенция о порядке разрешения спо­ров между государством и лицом другого государства 1965 года;

— Сеульская конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций 1985 года;

— Соглашение по торговым аспектам иностранных инвес­тиций (ТРИМ), действующее в системе ВТО.

Основной принцип международного инвестиционного права сформулирован в Хартии экономических прав и обязанностей государств следующим образом: каждое государство имеет право "регулировать и контролировать иностранные инвестиции в пределах действия своей национальной юрисдикции согласно своим законам и постановлениям и в соответствии со своими национальными целями и первоочередными задачами. Ни одно государство не должно принуждаться к предоставлению льготного режима иностранным инвестициям".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow