Понятие общества. Основные сферы общественной жизни

Термин "общество" может употребляться в двух значениях. В широком смысле – это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей, в узком смысле – это определенный этап развития человеческой истории. Общество понимается как продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших групп людей, объединенных на основе совместных интересов и договора.

В своем первоначальном значении термин "общество" обозначал общность, союз, сотрудничество людей. Аристотель-назвал человека "политическим животным", подразумевая, что только люди способны добровольно и сознательно объединиться в общество. Однако в "современном понимании термины "общность" и "общество" не тождественны. Общность определяется как форма совместного бытия или взаимодействия людей, связанных общим языком, происхождением, Судьбой; в качестве таковых, выделяются семья и народ. Не всякая "общность людей является обществом, но любое общество - это так или иначе самоуправляющаяся общность. Философия акцентирует внимание на таких понятиях, как цель, движущие силы, смысл и направленность исторического процесса. Философский смысл понятия общества состоит в определении специфики типа связей индивидов в единое целое. Основными типами таких связей считаются духовные (Августин, Фома Аквинский), конвенциальные (философы XVII - XVIII вв.), материальные, основанные на взаимодействии людей (К. Маркс). Философский взгляд на общество неотделим от философских проблем личности человека- Для понимания феномена общества необходимо уяснить противоречия человека как "социального атома" и разобраться в характере закономерностей, объединяющих людей в некое единое целое, в общественный организм. В принципе выделяются три основных подхода к объяснению этих связей и закономерностей. Первый подход - натуралистический, согласно которому человеческое общество рассматривается как естественное продолжение закономерностей природы, мира животных и в конечном итоге - Космоса.

Другой подход - идеалистический, согласно которому сущность связей, объединяющих людей в единое целое, усматривается в 'комплексе тех или иных идей, верований, мифов. Согласно атомистической теории общество есть сумма индивидов, связанных тем или иным взаимным договором. Хотя в “естественном состоянии "человек человеку - волк",люди, следуя гражданским Законам, идеям свободы и равенства, могут обеспечить свое существование.

40.Движущие силы и факторы общественного развития.Свобода и необходимость в истории общества:

В общественных науках существует множество подходов к периодизации истории развития человеческих обществ, то есть к делению истории на отдельные характерные отрезки – периоды. Среди них можно выделить пятистадиальную модель Фридриха Листа, трехстадиальную – Бруно Гильденбранта и Карла Бюхера, формационный, институционально-технологический, историко-хронологический и другие подходы.
В настоящем исследовании мы будем придерживаться периодизации развития человеческих обществ, основывающейся на институционально-технологическом и формационном подходах.
При этом имеются в виду следующие способы общественного производства: первобытнообщинный, аграрный, промышленный или индустриальный и постиндустриальный способы общественного производства. Для того чтобы определить сущность движущих сил перехода человеческих обществ к новым способам общественного производства, рассмотрим, каким образом этот переход был представлен в объяснении, являющимся в современной науке наиболее распространенным.
Согласно этому подходу, под движущими силами перехода человеческих обществ от одного способа общественного производства к другому понимается процесс развития производительных сил этих обществ.
Развитие производительных сил осуществляется в человеческих обществах непрерывно и постоянно. Вместе с тем при достижении этим процессом определенного порога дальнейшее развитие производительных сил начинает приостанавливаться. Это происходит вследствие возникновения противоречия между достигнутым уровнем развития производительных сил и формой производственных отношений, установленной в данном обществе.
Замедление процесса развития производительных сил общества приводит к появлению в экономической и социальной жизни общества деструктивных процессов и их непрерывному нарастанию. Напряженность, вызванная деструктивными процессами, приводит, в конечном итоге, к слому отживших производственных отношений и замене их новыми. Установление в обществе новых производственных отношений открывает простор для дальнейшего развития производительных сил этого общества. Весь этот процесс, многократно повторяясь, развивается по спирали. На каждом витке этой спирали уровень развития производительных сил предстает в виде нового технологического способа общественного производства.
Из рассмотренного выше объяснения причины смены способов общественного производства вытекает, что движущими силами этого преобразования является процесс развития производительных сил.
Несмотря на то, что общественные науки не раскрывали причин, в соответствии с которыми производительные силы постоянно развиваются, данный вопрос в течение длительного времени не привлекал к себе внимания ученых. Между тем по мере углубления и систематизации знаний о законах развития в общественных науках появилась потребность в развернутом и аргументированном объяснении причин развития производительных сил общества.
Фактор, определяющий этот процесс, был открыт не в деятельности общественных сил, а в самом человеке. Изучение этой проблемы потребовало более глубокого рассмотрения вопросов возникновения человеческих потребностей. В рамках этих исследований было выявлено, что развитие и возвышение потребностей человека также как и процесс развития производительных сил общества осуществляется постоянно. Это означает, что процесс возникновения новых потребностей не обусловлен другими какими-либо изменениями в окружающей человека среде.
Разработка вопросов о природе потребностей людей оказалась очень кстати при объяснении причин развития производительных сил человеческих обществ. Положение о постоянно возобновляющемся процессе развития и обогащения человеческих потребностей сразу же превратилось в обоснование процесса развития производительных сил человеческих обществ.
Сущность предложенного объяснения состояла в следующем. Непрерывно растущие потребности людей приводят к увеличению потребительского спроса на рынке товаров и услуг. Для удовлетворения возросшего потребительского спроса необходим

41. Формационный подход

Человеческий труд, как фактор, не только удовлетворяющий телесные потребности, но и формирующий человеческое общество через систему общественных связей и отношений, выступает как основа истории. «В основе экономики – цикл» - Маркс. Производство –> Распределение –> Обмен –> Потребление (закольцованная схема). В основе цикла – производство всего (не важно как производится, важно что). «В основе истории общества лежит история развития и смены способов производства» - Маркс. 5 общественно-экономических формаций (способов производства): Первобытная, Рабовладельческая, Феодальная, Буржуазная, Коммунистическая. На базе каждого способа производства рождается общественно-экономическая формация как тип общества. История общества – история развития и смены ОЭФ. ОЭФ – конкретный исторический тип общества, совокупность всех общественных отношений. В основе жизни людей – труд, жизнь человека – совокупность отношений людей, хотя они и рождаются в труде (Маркс).

Структура ОЭФ: 1. Базис (экономическое отношения); 2. Надстройка (внеэкономические отношения) – мысли, чувства людей; 3. Социальные отношения (возможно, единственно верный, т.к. любые социальные отношения несут в себе и базис и надстройку).

По Марксу, есть и 6й способ производства – азиатский (переходный). Восточная деспотия (ОЭФ) – не особая формация, т.к. ей нет места, а форма выражения ОЭФ.

Цивилизационный подход

Родился как антимарксистский (основатель – Данилевский), оформился в трудах Шпенглера и Тойнби. Цивилизация – конкретный исторически сложившийся тип общества (древнеегип.). Идея замкнутости цивилизации (локальности) – каждая цивилизация замкнута на себе и ничего не дает другим. Цивилизации эквивалентны, цикличны (имеют этапы рождения, расцвета и распада). Идея источников цивилизации: космические силы (Шпенглер); Бог (Тойнби); биохимические процессы. Выделяют основные цивилизации: Древнеегипетская, Древнеиндийская, Вавилонская, Античный Китай и др. Идея вызовов и ответов (цивилизация получает вызов и должна дать ответ, который должен быть достоин вызова). Идея взаимодействия элиты и масс: элита живет своими страстями, предугадывает ответы, т.к. имеет творческий порыв. Массы – подражают.

42.Общественный прогресс и его критерии.Общественный прогресс и смысл истории:

Общественный прогресс и его критерии. Человечество перед лицом глобальных проблем.
Социальный прогресс и его критерий.

Представление о том, что изменения в мире происходят в определенном направлении, возникло в глубокой древности и первоначально было чисто оценочным. Социальная философия подымающейся буржуазии, отражавшая реальное ускорение общественного развития, была овеяна оптимизмом, уверенностью в том, что "царство разума" лежит не в прошлом, а в будущем. Прежде всего был замечен прогресс в сфере научного познания:. Более глубокую трактовку прогресса дал Гегель, выступив как против просветительского пренебрежения к прошлому, так и против ложного историзма романтической "исторической школы". Однако, понимая исторический прогресс как саморазвитие мирового духа, Гегель не мог объяснить переход от одной ступени общественного развития к другой.
Диалектический материализм выработал принципиально иной подход к этой проблеме, выдвинул и обосновал объективный критерий прогресса. Прогресс не есть какая-то самостоятельная сущность или трансцентентная цель исторического развития. Понятие прогресса имеет смысл лишь применительно к определенному историческому процессу или явлению в строго определенной системе отсчета. Цели, стремления и идеалы, в свете которых люди оценивают историческое развитие, сами меняются в ходе истории, поэтому такие оценки часто страдают субъективностью, неисторичностью. Более высокому уровню развитию производительных сил соответствуют и более сложные формы производственных отношений и общественной организации в целом, повышение роли субъективного фактора. Степень овладения обществом стихийными силами природы, выражающаяся в рос- те производительности труда, и степень освобождения людей из-под гнета стихийных общественных сил, социально-политического неравенства и духовной неразвитости - вот наиболее общие критерии исторического прогресса. Но процесс этот противоречив, а типы и темпы его различны. Отсюда и рост социального пес- симизма, многочисленные философские и социологические теории ХХ в., прямо или косвенно отрицающие прогресс и предлагающие заменить это понятие либо идей циклического круговорота (Шпенглер, Тойнби,Сорокин), либо "нейтральным" понятием "социального изменения". Широкое распространение получают также различные концепции "конца истории" и пессимистические антиутопии. В этом же духе интерпретируются многие глобальные проблемы современности - экологическая, демографическая, продовольственная, энергетическая, сырьевая, угроза ядерной войны, сохранение психического и физиологического здоровья населения. Проблемы нельзя решить в рамках одной страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: