Требования к программе исследования

1) Первое и главное — она должна быть. Без программы исследование напоминает поиск методом проб и ошибок, расход средств и времени часто не оправдывает полученных результатов.

2) Второе требование — эксплицитность программы.

Все ее положения должны быть четкими, все элементы — продуманными в соответствии с логикой исследования и ясно сформулированными.

Интуитивный набросок программы не может заменить строгую обосно-ванность всех исходных правил и посылок процедуры. Кроме того, програм-ма является единым для всего научного коллектива документом. При отсут-ствии ясной и четкой программы участники исследования не могут найти общего языка, тратят время на увязывание и уточнение вопросов

3) Третье требование — логическая последовательность всех элемен-тов программы.

Нельзя начать с выбора принципиального плана, не видя цели и задачи исследования.

Бессмысленно пытаться сформулировать частные гипотезы, не пред-ставляя объект в целом.

Нельзя начинать отработку методов сбора данных, не имея принципи-ального плана исследования в целом и до того, как ключевые понятия под-верглись эмпирической интерпретации.

Короче говоря, все звенья программы связаны в логически стройную це-почку. Обрыв в одном звене немедленно влечет за собой ошибки в последу-ющих операциях.

4) Четвертое требование — гибкость программы.

Отдельные положения ее могут уточняться по мере обнаружения оши-бок. Нередко программа разрабатывается в два этапа. Вначале набрасывается макет программы с указанием цели, задач исследования, примерной форму-лировкой гипотез, затем проводится небольшое пилотажное исследование, после чего разрабатывается окончательная программа

2.3. Основные требования к формированию социологической выборки- отдельный вопрос. дальше будет ответ

  1. Основные методы эмпирической социологии. Достоинства, недостатки и взаимодополняемость.

Приемы сбора эмпирической информации

Имеется три принципиальных класса методов сбора первичных эмпири-ческих данных:

- прямое наблюдение,

- анализ документов,

- опросы.

Техника их применения столь многообразна, что некоторые модифика-ции приобретают статус самостоятельных методов, например, интервью или анкетный опрос.

1.Наблюдение как метод сбора социологической информации

Непосредственное наблюдение за поведением людей в определенной ситуации и сразу фиксация результатов.

От обыденного научное наблюдение отличается тем, что оно подчинено ясной исследовательской задаче, планируется по заранее обдуманной проце-дуре, данные фиксируются в протоколах или дневниках по определенной си-стеме, информация, полученная путем наблюдения, должна поддаваться кон-тролю на обоснованность и устойчивость.

Классификация наблюдений:

1) По степени формализованности выделяют неконтролируемое или не-стандартное и контролируемое наблюдения.

В первом варианте исследователь пользуется общим принципиальным планом, во втором события регистрируются по детально разработанной про-цедуре. В этом случае есть бланк для наблюдения, который заполняется наблюдателем, используются также кино-фотодокументы. Например, наблю-дение за участниками в ходе деловой игры, совещания, лекции, митинга и т. п.

2) Наблюдение бывает включенным и невключенным. При этом важно, чтобы наблюдатель своим присутствием не вносил флуктуации в деятель-ность коллектива, не проявлял внешне повышенного интереса, больше слу-шал и запоминал, не принимал чьей-либо стороны, не записывал свои наблюдения на виду.

Преимущества включенных наблюдений очевидны: они дают наиболее яркие непосредственные наблюдения, помогают лучше

понять поступки людей. Но с этим же связаны и основные недостатки такого способа. Исследователь может потерять способность объективно оценивать ситуацию, слишком вживаться в роль соучастника событий. Как правило, итогом включенного наблюдения является социологическое эссе, а не строгий научный отчет.

3) Если наблюдение проводится вне научного учреждения, то оно назы-вается полевым. Могут быть и лабораторные наблюдения, когда людей при-глашают для беседы, деловой игры.

4) Наблюдения могут быть одномоментными, систематическими.

2. Документальные источники

Документальной в социологии называют любую информацию, фиксиро-ванную в печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте, на фото-, кино-, видеопленке. В этом смысле значение термина отличается от обще-употребительного: обычно документом называются лишь официальные ма-териалы.

Классификация документов:

1) По степени персонификации документы делятся на личные и безлич-ные.

К личным относятся карточки индивидуального учета, (например, биб-лиотечные формуляры, анкеты, бланки, личные дела, заявления в загсе, дневники, мемуары, материалы поименного голосования в представительных органах власти).

Безличные документы — это статистические или событийные архивы, пресса, протоколы и т. п.

2) В зависимости от статуса документального источника выделяются до-кументы официальные и неофициальные.

К первым относятся правительственные материалы, постановления, за-явления, стенограммы официальных заседаний, данные государственной и ведомственной статистики, деловая корреспонденция, финансовая

отчетность и т. п.

3) Особую группу документов образуют материалы средств массовой информации.

4) По источнику информации документы разделяют на первичные и вто-ричные.

Первичные составляются на базе прямого наблюдения или опроса.

Вторичные представляют собой уже некоторое обобщение, обработку или описание, сделанное на основе первичных документов.

Квантификация текстового материала получила весьма широкое распро-странение в 40-е гг., для нее была разработана специальная процедура кон-тент-анализа.

Контент-анализ — это перевод в количественные показатели массовой текстовой информации с последующей ее статистической обработкой.

3. Анкетные опросы и интервью

Опросы — незаменимый прием получения информации, является почти универсальным методом.

Искусство использования этого метода состоит в том, чтобы знать, о чем именно спрашивать, как спрашивать, какие задавать вопросы, и, наконец, убедиться в том, что можно верить полученным ответам.

Существуют два приема опросных методов: интервью и анкетные опро-сы.

Интервью — проводимая по определенному плану беседа, предполага-ющая прямой контакт интервьюера с респондентом, причем запись ответов производится интервьюером или его ассистентом, возможно, на пленку.

Имеется множество разновидностей интервью.

1) По технике проведения различаются свободные, фокусированные и формализованные интервью.

Свободные интервью — это продолжительные беседы с респондентом без строгой детализации вопросов.

Формализованное (стандартизированное) интервью предполагает де-тальную разработку всей процедуры, включая общий план беседы, опреде-ленную последовательность и конструкцию вопросов, варианты возможных ответов.

Фокусированное (клиническое) интервью – это выявление относительно узкого круга реакций опрашиваемого. С помощью такого интервью можно изучать реакцию людей на сообщения СМИ, рекламу. Причем информацию предварительно обрабатывают с помощью контент-анализа.

2) По способу организации можно отметить индивидуальные и группо-вые интервью.

Групповые интервью – это планируемая беседа, в процессе которой ис-следователь стремится вызвать дискуссию в группе.

3) Сравнительно недавно и главным образом в избирательных техноло-гиях начали использовать технику фокус-группы. По сути, интервьюер здесь выступает инициатором и ведущим дискуссии по заданной проблеме.

4) Телефонные интервью применяют для оперативного зондажа обще-ственного мнения. При этом круг опрашиваемых может использоваться мно-гократно.

Анкетный опрос предполагает жестко фиксированный порядок,

содержание и форму ответов, причем они регистрируются респондентом либо наедине с самим собой (заочный опрос), либо в присутствии интервьюера (прямой опрос).

Анкетные опросы классифицируются по содержанию и конструкции за-даваемых вопросов.

Различают открытые опросы, когда респонденты высказываются в сво-бодной форме.

В закрытом опросном листе (анкете) все варианты ответов заранее предусмотрены.

Полузакрытые анкеты комбинируют обе процедуры.

Анкетные опросы по почте отличаются от анкетирования на месте: в первом варианте ожидается возвращение анкеты по заранее оплаченному почтовому отправлению, во втором социолог сам собирает заполненные ан-кеты. Почтовый опрос в 10-20 раз дешевле. Правда, возврат анкет неболь-шой, поэтому иногда предпринимают уведомление по почте или по телефону.

Особая разновидность оперативных опросов — радиотелевизионные с прямой телефонной линией, допускающей и немедленную компьютерную обработку данных.

Групповое анкетирование отличается от индивидуального. Анкетируют сразу до 30-40 человек: анкетер собирает опрашиваемых, инструктирует и оставляет для заполнения анкеты.

Таким образом, опрос можно проводить в устной форме — интервью и в письменной форме — анкетирование. Но смысл одинаков: получить ответы респондентов на определенные, заранее сформулированные вопросы.

Причем каждый вопрос анкеты надо рассматривать как специфический измерительный инструмент для фиксации определенной информации.

Тип вопросов:

- вопросы о фактах;

- вопросы о знаниях;

- вопросы о мнениях; установках, мотивах;

- вопросы контактные: "Пожалуйста, расскажите нам о себе";

- вопросы-фильтры, например, при опросе на семейно-бытовые темы можно ввести в виде фильтров вопрос о семейном положении, о количестве детей в семье и т. п.;

- вопросы-ловушки, например, среди вариантов ответа могут быть пред-ложены для оценки несуществующая книга, писатель, фильм, общественный деятель или движение. Либо: "Удовлетворены ли вы выбранной професси-ей?", и через какой-то промежуток: "Хотели бы вы,

чтобы ваши дети выбрали вашу профессию?". В студенческом варианте: "Довольны ли вы избранной профессией?" и "Желает" ли вы перейти на дру-гой факультет?";

- вопросы-шкалы;

- вопросы-меню;

- вопросы-диалоги;

- вопросы-иллюстрации;

- вопросы-тесты;

- вопросы-индексы, когда на основе ответов делают следующий вывод: например, об уровне информированности.

Особое место в социологической анкете занимает паспортичка. Ее со-ставить тоже довольно трудно, поэтому лучше всего пользоваться уже отра-ботанными вариантами паспортичек.

Основные требования к составлению анкет:

- вопросы должны быть понятны для опрашиваемых, учитывать их уро-вень; просты и ясны;

- не нести значительных эмоциональных нагрузок, формулироваться нейтрально, не выдавать установок исследователя. Правильная формулировка вопроса предполагает нейтральную интонацию.

- в закрытых вопросах все возможные варианты ответа должны быть пе-речислены. Можно разбить варианты ответа на смысловые блоки;

- не следует утомлять опрашиваемых, затраты времени на заполнение анкеты должны составлять не более 30 минут.

Обычная последовательность построения анкеты такова.

1) Введение, в котором указано, какая организация проводит опрос и для чего.

2) Как правило, подчеркивается анонимность ответов.

3) Не стоит начинать анкету с паспортички — это настораживает людей,

всю демографическую информацию лучше относить в конец анкеты.

4) Вступительные вопросы, которые должны заинтересовать респондента и максимально облегчить ему включение в работу.

5) В начале анкеты не должны ставиться трудные или беспокоящие ре-спондента вопросы.

  1. Выборочные методы исследования. Ошибки репрезентативности.

Организация социологического исследования — сложный и многопла-новый процесс.

Рассмотрим основные его составляющие.

Весь изучаемый социальный массив социологи называют генераль-ной совокупностью.

Для исследования берется какая-то часть, точно так же, как при анализе крови берется одна капля.

Выборка — это метод исследования, когда из общей изучаемой (гене-ральной) совокупности однородных единиц отбирается некоторая его часть (выборочная совокупность), и только эта часть подвергается обследованию.

Социолог выделяет некую часть генеральной совокупности в надежде, что сумеет выявить и доказать свойства всего объекта исследования в целом.

Тип и способ выборки зависят от целей исследования и его гипотез: чем конкретней цель и яснее сформулированы гипотезы, тем правильней будет решен вопрос о выборке.

Генеральная и выборочная совокупности должны сопоставляться по не-которым важным признакам, которые легко проверяются статистическими методами.

Если они совпадают, то выборка называется представительной, или ре-презентативной.

Чем больше размер выборки, тем выше достоверность.

Иногда требуется повышенная надежность, например, в экономических и демографических исследованиях, при переписях населения. Здесь даже не-существенные отклонения в конечном счете могут давать большие ошибки.

Отклонение выборки от известных показателей генеральной совокупно-сти считается в процентах.

Повышенная надежность (репрезентативность) выборки допускает ошибку до 3 процентов, обыкновенная — от 3 до 10 процентов, приближен-ная — от 10 до 20 процентов, ориентировочная — от 20 до 40 процентов и прикидочная — более 40 процентов.

Существуют специальные формулы для определения размера вы-борки. В их основе: заданная точность исследования, разброс признака и до-пустимая ошибка репрезентативности. Но это для специального исследова-ния.

Начинающие социологи делают проще: берут вопрос, возможные вари-анты ответа, умножают на десять, прибавляют на ремонт выборки и получают минимальное число возможной выборки: больше — можно, меньше — нельзя. По каждому интересующему нас варианту ответа, группе людей должно быть не меньше 10 ответов. Если меньше, то говорить о точности не приходится.

Объем выборки определяется аналитическими задачами исследова-ния, а ее репрезентативность — целевой установкой программы иссле-дования.

Именно программа задает образ необходимой генеральной совокупности для формирования выборки, будет ли это все население страны, региона, го-рода или его отдельные группы.

Типы выборки

1) При небольших по численности генеральных совокупностях приме-няют случайные выборки. Их можно использовать, когда известны основ-ные параметры генеральной совокупности.

2) Случайная систематическая выборка — отбор идет через опреде-ленные интервалы, например, по тискам студентов, клиентов банка, избира-телей и т. п. Имея список работников предприятия и определив объем необ-ходимой выборки, можно установить шаг выборки, например, каждый деся-тый или сотый из списка.

3) Серийная или гнездовая выборка реализуется в том случае, если есть внутренняя структура объекта. На предприятии выбираются не все под-разделения, а наиболее типичные, например, в области — отдельные города и районы, но опять же типичные; в городе это могут быть отдельные микро-районы.

4) Целевой называется выборка, в которой идет выделение на основе ка-ких-либо признаков, например, по полу, национальности,

имущественному положению, принадлежности к политическим партиям и т. п.

5) Целенаправленная квотная выборка предполагает пропорциональ-ный отбор на основании статистики распределения среди генеральной сово-купности заданных сочетаний паспортных данных респондентов — квот.

6) В социологии также используется выборка как метод основного мас-сива — опрос всех присутствующих (или 60-70 % всей численности). По-средством этого метода, например, осуществляется "зондаж" общественного мнения.

7) Выборки бывают одноступенчатыми и многоступенчатыми, ком-бинированными. На каждой ступени отбора следует обеспечить требование представительности.

Например, при опросе населения города на первом этапе отбираются ти-пичные микрорайоны, а затем опрашиваются жители каждой двадцатой или пятидесятой квартиры, дома.

При опросе населения области на первой ступени выбираются типичные районы и города.

8) Примером стихийной выборки могут быть опросы по почте, интер-вью встречных, прохожих, пассажиров.

Здесь может применяться квотный принцип, когда в конкретном здании необходимо опросить определенное количество человек по некоторым при-знакам, к примеру, по полу, возрасту

  1. Личность в социологии. Развитие личности и жизненные кризисы

Проблема личности в социологии занимает одно из важнейших мест. Личность определяют многие социальные процессы и изменения.

Личность – предмет многих наук. Каждая наука рассматривает личность со своей точки зрения и вкладывает в это понятие свой смысл. Не существует единого определения личности.

Проблема социологии личности – одна из актуальнейших тем современной науки, однако еще до сих пор недостаточно исследованных.

В повседневном и научном языке очень часто встречаются термины: «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность».

Чаще всего эти слова употребляются как синонимы, но если подходить строго к определению данных понятий, то можно обнаружить существенные смысловые оттенки.

Человек - понятие самое общее, родовое.

Индивид понимается как отдельный, конкретный человек, как единичный представитель человеческого рода и его «первокирпичик» (от лат. individ неделимый, конечный).

Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях - биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др.

Понятие личность вводится для выделения, подчеркивания неприродной («надприродной», социальной) сущности человека и индивида, т.е. акцент делается на социальном начале.

В социологии личность определяется как:

1) системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении;

2) субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

В момент рождения ребенок еще не является личностью. Он всего лишь индивид. Индивидом называется человек как представитель вида, продукт филогенетического и онтогенетического развития.

Чтобы сделаться личностью, человек должен пройти определенный путь развития. Непременным условием этого развития являются:

1) биологические, генетически заданные предпосылки;

2) наличие социальной среды, мира человеческой культуры, с которым ребенок взаимодействует.

Ребенок, не взаимодействующий с социальной средой, еще не человек в собственном смысле слова.

Каждая личность обладает совокупностью внутренних качеств, свойств, которые составляют ее структуру. Опираясь на представления Фрейда о психосексуальном развитии чело-века, Эриксон (1950) разработал теорию, в которой акцентируются социаль-ные аспекты этого развития. Оно рассматривается как процесс индивидуаль-ных биологических факторов с факторами воспитания и социокультурного окружения.

По мнению Эриксона, человек на протяжении жизни переживает восемь психосоциальных кризисов, специфических для каждого возраста, благопри-ятный и неблагоприятный исход которых определяет возможность последу-ющего расцвета личности.

Первый кризис человек переживает на первом году жизни. Он связан с тем, удовлетворяются или нет основные физиологические потребности ре-бенка ухаживающим за ним человеком. В первом случае у ребенка развива-ется чувство глубокого доверия к окружающему его миру, а во втором, наоборот, - недоверие к нему.

Второй кризис связан с первым опытом обучения, особенно с приучени-ем ребенка к чистоплотности. Если родители понимают ребенка и помогают ему контролировать естественные отправления, ребенок получает опыт авто-номии. Напротив, слишком строгий или слишком непоследовательный внешний контроль приводит к развитию у ребенка стыда или сомнений, свя-занных главным образом со страхом потерять контроль над собственным ор-ганизмом.

Третий кризис соответствует второму детству. В этом возрасте происхо-дит самоутверждение ребенка. Планы, которые он постоянно строит, и кото-рые ему позволяют осуществить, способствуют развитию у него чувства инициативы. Наоборот, переживание повторных неудач и безответственности могут привести его к покорности и чувству вины.

Четвертый кризис происходит в школьном возрасте. В школе ребенок учится работать, готовясь к выполнению будущих задач. В зависимости от царящей в школе атмосферы и принятых методов воспитания у ребенка раз-вивается вкус к работе или же, напротив, чувство неполноценности как в плане использования средств и возможностей, так и в плане собственного статуса среди товарищей.

Пятый кризис переживают подростки обоего пола в поисках идентифи-кации (усвоения образцов поведения значимых для подростка других людей).

Этот процесс предполагает объединение прошлого опыта подростка, его потенциальных возможностей и выборов, который он должен сделать. Не-способность подростка к идентификации (либо связанные с этим трудности) могут привести к ее «распылению», к путанице ролей в аффективной, соци-альной или профессиональной сферах.

Шестой кризис свойствен молодым взрослым людям. Он связан с поис-ком близости с любимым человеком, вместе с которым ему предстоит со-вершать цикл «работа - рождение детей – отдых», чтобы обеспечить своим детям надлежащее развитие. Отсутствие подобного опыта приводит к изоля-ции человека и его замыканию на самом себе.

Седьмой кризис переживается человеком в сорокалетнем возрасте. Он характеризуется развитием чувства сохранения рода (генеративности), выра-жающегося главным образом в «интересе к следующему поколению и его воспитанию».

Этот период жизни отличается высокой продуктивностью и созидатель-ностью в самых разных областях. Если, напротив, эволюция супружеской жизни идет иным путем, она может застыть в состоянии псевдоблизости (стагнация), что обрекает супругов на существование лишь для самих себя с риском оскудения межличностных отношений.

Восьмой кризис переживается во время старения. Он знаменует собой завершение предшествующего жизненного пути, а разрешение зависит от то-го, как этот путь был пройден.

Достижение человеком цельности основывается на подведении им итогов своей прошлой жизни и осознании ее как единого целого, в котором уже ничего нельзя изменить. Если человек не может свести свои прошлые по-ступки в единое целое, он завершает свою жизнь в страхе перед смертью и в отчаянии от невозможности начать жизнь заново.

  1. Ролевая теория личности. Социальный статус.

Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определенные права и обязанности, называется статусом.

Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным, или интегральным.

Часто бывает так, что главный, или интегральный, статус обусловлен его должностью (например, директор, профессор).

Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, лексиконе и иных знаках социальной и профессиональной принад-лежности), так и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориента-циях, мотивациях и т.д.).

Социологи отличают предписанные и приобретенные статусы.

Предписанный - это значит навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обуславливается этническим происхождением, местом рождения, семьей и т.д.

Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями самого че-ловека (например, писатель, ученый, директор и т.д.).

Выделяются также естественный и профессионально-должностной статусы.

Естественный статус личности предполагает существенные и относи-тельно устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, юность, зрелость, старость и т.д.).

Профессионально-должностной - это базисный статус личности, для взрослого человека чаще всего являющийся основой интегрального статуса. В нем фиксируется социальное, экономическое и производственно-техническое положение (банкир, инженер, адвокат и т.д.)

Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает ин-дивид в данной социальной системе. Таким образом, можно отметить, что социальные статусы - структурные элементы социальной организации об-щества, обеспечивающие социальные связи между субъектами общественных отношений.

Эти отношения, упорядоченные в рамках социальной организации, группируются в соответствии с социально-экономической структурой обще-ства и образуют сложную координированную систему.

Социальные связи между субъектами общественных отношений, уста-навливаемые по поводу обеспечиваемых социальных функций, образуют определенные пункты пересечения в обширном поле социальных отношений. Этими пунктами пересечения связей в поле общественных отношений и яв-ляются социальные статусы.

С этой точки зрения социальная организация общества может быть представлена в виде сложной, взаимосвязанной системы социальных статусов, занимаемых индивидами, становящимися вследствие этого членами общества, гражданами государства.

Общество не только создает социальный статус, но и обеспечивает социальные механизмы распределения членов общества по этим позициям.

Соотношение между социальными статусами, предписываемые обще-ством индивиду вне зависимости от усилий и заслуг (предписанные позиции), и статусами, замещение которых зависит от самого человека (достигаемые позиции), существенная характеристика социальной организации общества.

Предписанными социальными статусами являются те, замещение кото-рых происходит автоматически, в силу рождения человека и в связи с такими его характеристиками, как пол, возраст, отношения родства, раса, каста и т.д.

Соотношение в социальной структуре предписанных и достигаемых со-циальных статусов есть, по существу, показатель характера экономической и политической власти, есть вопрос о характере общественной формации, навязывающей индивидам соответствующую структуру социального статуса.

Личные качества индивидов, отдельные примеры социального выдвиже-ния в целом не меняют этого кардинального положения.

  1. Социальное поведение. Основные теории и виды.

Самые распространенные теории социального поведения: ролевая теория, необихевиоризм, психоаналитические концепции, социобиология.

Ролевая теория описывает социальное поведение понятием “статус” и “роль”.

Необихевиоризм распространен в американской социологии. Поведение человека описывается совокупностью реакций на те или иные стимулы.

Психоаналитическая ориентация в социологии - направление, включающее в себя социально-философские и социологические идеи и концепции Фрейда, фрейдистов и неофрейдистов, конкретные социологически исследования, основанные на принципах психоанализа.

Основная проблема во всех концепциях - конфликт личности и общества.

По мнению большинства сторонников психоаналитической социологии, цивилизация, социальные, моральные нормы, запреты, санкции, искажая, подавляя исходные влечения или потребности человека, ведут к прогрессирующему отчуждению, неудовлетворенности, деформации характеров, развитию неврозов и т.п. Вместе с тем социальные нормы являются необходимым условием выживания общества. Для разрешения этой ситуации существует психоаналитическая терапия. Начиная с 20-х годов психоаналитическая социология заняла заметное место в социологии, особенно в таких областях, как социология семьи, девиантного поведения, культуры, войны, лидерства, общественного мнения; в социальной психологии.

А. Адлер считал, что в основе поведения каждой личности лежит чувство неполноценности, требующее компенсации. Комплекс неполноценности может привести к уходу человека от трудностей, пассивности, а может к лидерству как способу компенсации. Адлер рассматривал “донжуанство” как способ самоутверждения.

К.Хорни (представительница неофрейдизма) развила теорию внутренней конфликтности личности, связанной с чувством тревожности, присущей человеку перед лицом окружающей действительности. Преграды экономического, правового, этического характера, возникающего перед человеком при стремлении к цели, усиливают у большинства людей чувство тревоги, вызывают стремление к безопасности. Поиск путей выхода из этого конфликта порождает, согласно Хорни, формирование трех типов личности. В зависимости от отношения к окружающим людям они делятся на: агрессивный, уступчивый и отчужденный от общества типы.

Г.С. Салливан (американский представитель неофрейдизма) рассматривал личность как совокупность социальных масок, отрицая ее индивидуальность. Духовный мир большинства людей заполнен иллюзорными престижными ценностями, и личность формируется под их воздействием. Число типов личностей у каждого человека соответствует количеству его межличностных ситуаций.

Концепции социального характера. Э.Фромм определяет социальный характер как форму связи между психикой человека и социальной структурой общества. Социальный характер выступает как “ядро структуры характера, свойственное большинству членов определенной культуры, в то время как индивидуальный характер - это то, чем люди, принадлежащие к одной и той же культуре, отличаются друг от друга”. Например, Фромм определяет черты социального характера человека в условиях рынка: стремление к накоплению, индивидуализм, агрессивность, чувство неуверенности, отчужденность.

Фрейдомарксизм. Две великие теории, претендующие на объяснение широкого круга явлений - марксизм и фрейдизм не могли не встретиться. Утверждали, что социальные революции невозможны без сексуальной революции, которая должна высвободить первичные влечения человека. Иначе результатом может быть лишь новая форма тоталитаризма, поскольку сохраниться “сублимированное рабство”.

В. Райх (1897-1957): главная идея - сексуальное удовлетворение является важнейшим условием равновесия как отдельного индивида, так и всего общества. Даже фашизм он объяснял как результат массового подавления сексуального влечения у нескольких поколений. У отдельного человека такое подавление приводит к неврозу и мышечному торможению.

Другие социальные типы личности

“Человека организации” как современный социальный тип описал американский социолог У. Уайт. Этот тип отличается высоким чувством корпоративности, преданности своей организации. Наиболее характерен для японской системы пожизненного найма.

Американский социопсихолог Д. Рисман выделяет три основных типа социальных характеров, соответствующих трем типам общественного устройства: 1) “традиционно-ориентированный” - консервативный, приверженный ценностям своего сословия; 2) “ориентированный изнутри” - характерен для периода становления индустриального общества; 3) “ориентированный извне” - характерен для условий потребительского общества с его массовой культурой, иллюзорными ценностями.

Наиболее привлекательной Риcману представляется “автономная личность”, чуждая внешних манипулятивных влияний, конформизма, имеющая волю и четкие цели.

М. Вебер (1864-1920) разработал концепцию поведения (“Теория идеальных типов поведения”). Он определяет четыре “идеальных” типа социального поведения человека: целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное (эмоциональное), традиционное. Целерациональное поведение характеризуется целесообразными действиями, направленными на достижение определенной цели (накопление денег, карьера и т. п). Ценностно-рациональное поведение тоже целесообразно, но его мотивы не однозначны. Например, капитан остается на тонущем корабле, хотя может спастись. Здесь имеем поведение, ориентированное на систему принятых человеком ценностей. Аффективное поведение определяется душевным складом человека, часто носит неадекватный характер. Традиционное поведение характерно для людей консервативного склада, приверженного обычаям, ритуалам, которые стали его второй натурой. Поведение таких людей наиболее предсказуемо.

Интеракционизм (interaction - взаимодействие). В центре внимания - процесс взаимодействия индивидов. Представители: Джордж Мид, Герберт Блумер.

Поведение индивида - это реакция на поведение другого индивида. личность утверждается в совокупности процессов межиндивидуального взаимодействия. Взаимодействие - это система коммуникаций и межличностного общения. Чем разнообразнее и шире система взаимодействий личности, тем богаче и своеобразней реакции, способы деятельности личности.

Считали, что социальный мир и личность являются продуктом ролевого взаимодействия между людьми. Таким образом мир наполнен субъективностью и представляет собой организованный мир культуры. Таким образом акцентировали внимание на коммуникативных формах - информационных процессах, языке, средствах связи и т.п. Точка зрения интеракционизма противоположна структурному функционализму.

Теория “зеркального “я” –в отдельном вопросе

Виды социального поведения:

Ролевое

Организованное

Массовое (массовидное) - к нему, в частности, относят “поведение потребителя”

Организационное (поведение человека в организации)

Ритуальное

Демонстративное

Альтруистическое

Кооперативное.

Творческое

Поведение, обусловленное принадлежностью человека к той или иной этнической общности (этническая психология)

Поведение человека, проживающего в той или ином регионе.

Нормативное поведение определяется набором предписаний, характерных для того общества, к которым принадлежат индивиды, совершающие акт поведения;

ситуационное - той реальностью, в которых оно возникает. Пример: в концертном зале тишина (нормативное поведение). Зрителю стало плохо, возникает шум, ему оказывают помощь (ситуационное поведение).

Нормативное поведение не всегда записано в документах. К нему относится и такое, которое основано на некотором статистическом среднем “надо сделать так, потому что все так делают” (ритуальное поведение), “родители так учили” (подражательное поведение).

Рациональное поведение - цели осознанны; интуитивное - неосознанные цели.

Нельзя обойтись только нормативными правилами. Аналитическое поведение характеризуется осознанностью целей и плана их достижения. Полностью находится под контролем сознания. Развлекательное поведение возникает тогда, когда цели поведения, которые в данном случае могут быть осознанными и неосознанными, и действия, направленные на достижения этих целей, не причиняют никакого вреда другим индивидам, принося субъекту выигрыш. Игровое поведение связано с тем, что в процессе достижения своих целей субъект причиняет вред окружающим.

Социобиологический подход к поведению

Социобиология изучает биологические основы всех форм общественного поведения, включая человека. Термин появился в 1946 г.

Поведение человека обусловливается как социальными, так и биологическими факторами. Биологическое в человеке “соучаствует” в социальных процессах.

* Точка зрения социобиологов - объяснять общественно-политические процессы, моральные нормы, классовые отношения (иерархию), преступность, войны, культуру и т.д., исходя из природной сущности человека, его инстинктов, генетической программы, животных потребностей, законов стадного поведения.

Социальная этология (К. Лоренц, Н. Тинберген, Д. Моррис и др.). Через призму внутривидовой конкуренции осмысливаются социальные трения и конфликты.

Р.Д. Александер (амер.) - один из ведущих представителей социобиологов. В обществе действуют те же законы, что управляют и биологической эволюцией. Человеческое поведение определяется стремлением к счастью. Перечень потребностей для счастья: еда, секс, родительство, собственность, избежание боли, стремление к удовольствиям и т.п. В этом списке нет ничего, что не означало бы счастья, эквивалентного счастью нечеловеческого существа. В основе Билля о правах, составной части конституции США, лежит принцип стремления к счастью.

Понимая сложность работы в области поведения живого, социобиологи оговаривают для себя право некоего не совсем строго научного исследования. Уилсон: “Социобиология может лучше всего объяснить лишь незначительную часть человеческого социального поведения в манере рассказа. Его полное прояснение придет только посредством более глубокого исследования как со стороны биологов, так и со стороны ученых-социологов”.

Возражения оппонентов: человек со своими потребностями и социальными средствами их удовлетворения создает себе среду обитания, а не приспосабливается к условиям. Сами потребности - это не видоизменение биологических нужд животного, а нечто совершенно иное.

Среди инстинктивных форм поведения центральную роль играет агрессивность с ее разнообразными формами. Агрессивность - есть реакция на нарушение или угрозу нарушения территории, жизнеобеспечения данного сообщества.

Принцип территориальности: человек - территориальное существо. Обладание территорией - жесткий императив. Это может быть семейный участок, родо-племенная территория или территория государства.

Д. Моррис различает три вида человеческой территориальности: племенную, семейную и персональную (последние две - личная собственность). Племенная существует в различных видах и объясняет стремление социальных групп к внутреннему единству и изоляции (например, закрытые для посторонних клубы). Такая дифференциация обеспечивает чувство безопасности. Человек нуждается в индивидуальной территории, общество охраняет свою территорию от пришельцев. Отсюда - нелюбовь к чужим, к смешанным бракам, обособление общин и т.п. Крайнее проявление - ксенофобия (страх перед чужими).

Объединения людей могут быть неформальными, но все равно подчиняются законам территориальности (борьба гангстерских групп за сферы влияния - то же). Борьба протестантов с католиками.

Характер агрессивных реакций таков, что каждая особь в процессе отбора обретает способность делить остальных на своих и чужих. При этом должен был существовать отбор на отличение родственников и друзей от “чужаков”, по отношению к которым агрессивность необходима. Люди подобны другим видам в этом отношении и даже превзошли их в способности усиливать проявление внутривидовой агрессии - вести войну.

* Исследования показали реакцию маленьких детей при встрече с иностранцами: ребенок отворачивается, причет лицо в плечо матери и начинает плакать. Это относительно сложная реакция впервые возникает в возрасте от 6 до 8 месяцев и достигает пика в течение следующего года. Она не зависит от предыдущего опыта общения с иностранцами, не связана с сигналами или какими-нибудь знаками дискомфорта со стороны матери.

Этнографы среди этнических стереотипов поведения людей отмечает феномен разделения людей на “своих” и “чужих”. Это действительно фиксируемый наукой факт этнического самосознания индивидов. Каждая этническая группа имеет свое самосознание, при этом совокупность людей обычно отличает себя от членов иных подобных общностей. При этом особую роль играет антитеза “мы” - “они”.

Стремление к обладанию собственности является биологической потребностью. Институт собственности - явление однопорядковое (а может и тождественное) территориальности, природное право на микросреду обитания (например, гнездо птицы).

В крупных городах человек лишен необходимого пространства. Как следствие - преступность, уличные беспорядки, повышенная агрессивность. Факторы социальной cреды деформируют или блокируют биологические механизмы человека. Условия цивилизации деформируют нормальную жизнедеятельность: длительное пребывание человека в тесных помещениях, изоляция от природы, скученность, дефицит человеческого соучастия и общения. Условия современной жизни аналогичны ситуации зверинца. Человек в условиях цивилизации (подобно зверям в неволе) либо впадает в состояние апатии, либо ищет новые формы активности (которые составляют характерные черты современной культуры).

Как тип поведения агрессивность больше всего сближает человека с животным, биологически необходима. Уилсон полагает, что те общества, которые попытаются вообще устранить агрессивные проявления в повседневной жизни, снизят общую приспосабливаемость человека, так как некоторые агрессивные эмоции выполняют роль своеобразных клапанов, выпускающих излишнюю энергию, не находящую себе другого разумного выхода.

Некоторые социобиологи полагают, что общества в конце концов научатся направлять агрессию в мирное русло. Это может быть достигнуто посредством катарсиса или сублимации, например, в спорте. Религия подавляет биологическое поведение человека, в т.ч. агрессивность.

Формирование и функции человеческой культуры - по аналогии с биологическими ритуалами, т.е. врожденными двигательными стереотипами животных, которые зафиксированы в механизме наследственности. В культурной ритуализации передается традициями, а не генетической наследственностью (как у животных), однако в процессе возникновения традиции срабатывают инстинктивные механизмы.

Функции ритуалов у животных и человека: 1) смягчение агрессивности и 2) установление внутривидовых контактов. Ритуализация у человека осуществляется через традицию, у животных - наследственно. Но и традиция - продукт биологического процесса (врожденная потребность следовать привычке, боязнь нарушить общепринятые правила). Все это - механизмы, обеспечивающие прочность и устойчивость форм поведения и передачу их из поколение в поколение, - являются общими как для биологических, так и для культурных ритуалов.

Р. Линтон (амер. антрополог и социолог), исследователь африканских культур. Значение культуры определяется тем, что она компенсирует утрату в ходе естественной эволюции животных качеств.

Ведущее понятие в социобиологическом подходе к поведению - это понятие альтруизма (так как явление альтруизма противоречит Дарвиновской идее борьбы за существование).

Альтруизм - принцип, согласно которому благо другого и он сам более значимы, чем собственное “я” и свое благо.

Пример: особь подает сигнал тревоги при приближении хищника, тем самым привлекая внимание к себе и увеличивая вероятность собственной гибели, но спасая этим других (хищник чаще всего выбирает кричащую особь), вместо того, что тихо скрыться.

Для эволюциониста трудно объяснить происхождение криков тревоги, поскольку они не могут быть объяснены с помощью индивидуального отбора.

Альтруизм человека, мораль, патриотизм имеют генетическую основу (муравьи жертвуют жизнью, чтобы спасти колонию, повинуясь биологическому импульсу, вытекающему из необходимости сохранения вида). Из всех млекопитающих самые альтруистичные - шимпанзе. “Социальные насекомые” демонстрируют самопожертвование, вполне сопоставимое с поведением человека (пчелы, термиты (солдатская каста) погибают, жаля врага). Это не означает, что они обладают теми же способностями, что и люди. Но это указывает на то, что подобный импульс не является чем-то трансцендентным и возможно биологическое объяснение феномена самопожертвования.

Популяции, в которых индивиды проявляю самопожертвование ради пользы других, оказываются в более выгодных условиях, чем те, члены которых прежде всего заботятся о своем благополучии. Таким образом, альтруизм играет эволюционную роль.

Девиз эгоизма - “после меня хоть потоп”. По мнению социобиологов человек “обречен” быть альтруистом. Его сопротивление этой судьбе коренится в несовершенстве социальных условий, искажающих природу человека и его представление о самом себе.

Социологи отмечают наличие взаимного альтруизма во всех человеческих культурах, проявляющуюся в 4-х формах:

1) помощь людей друг другу во время опасности (войны, катаклизмы);

2) справедливый дележ пищи;

3) помощь больным, раненым, очень молодым и очень старым;

4) помощь посредством орудий;

5) помощь посредством знаний. Во всех случаях наблюдается низкая ценность совершаемого действия для дающего и высокая для берущего.

Однако есть и противоположные примеры (слоны отпихивают малышей от воды, отбирают куски). То есть принцип альтруизма не универсален.

Семейно-брачные отношения тоже объясняются биологическими предпосылками. У большинства видов о потомстве заботится, в основном самка, в то время как со стороны самца имеются лишь некоторые вспомогательные усилия. Действия самца, в основном, ограничиваются выбором и защитой места обитания, защитой самки, обучением молодняка способам обращения с пищей. Самцы, в основном, “дезертируют, когда потомство еще мало. Сложность, запутанность и даже трагичность сексуального поведения человека состоит в том, что в нем совмещаются вершины биологической эволюции с культурной духовностью.

“Двойной стандарт”: у самцов стремление оплодотворить как можно больше самок, у самок, наоборот, стремление сохранить потомство (склонность к изменам генетически наследуется).

Доказано, что табу инцеста (запрет кровнородственных браков) тоже имеет генетическую основу.

Как указывают антропологи, люди, пользующиеся в детстве одним горшком, не женятся во взрослом состоянии.

Шимпанзе избегают инцеста между близкими родственниками, постоянно отвергая в качестве сексуальных партнеров тех, с кем они были тесно связаны в детстве.

Эксперименты на дрозофилах показали, что при возможности выбора самки предпочитают самцов, которые не состояли в ними в родстве.

Если возможность выбора ограничивалась дальними и близкими родственниками, то предпочтение отдавалось дальними родственниками.

В случае близкородственного “брака” жизнеспособным оказывалось лишь 25% потомства, остальное погибало.

Общественные отношения можно сопоставить с внутристадной субординацией животных, особенно приматов. Общественное неравенство объясняется генетической (биологической) уникальностью людей, естественным различием индивидов. Недовольство людей своим социальным положением связано с непониманием того, на что они могут претендовать, а на что - нет. Требование общественного равенства неправомерно. Неестественное равенство несправедливо. “Неправота никогда не заключается в неравных правах, она заключается в притязании на “равные” права...” Стадная иерархия обеспечивает выживание сообщества животных. Социальная субординация - природой заложенный закон самоорганизации людей.

Биологические концепции игры сводят ее сущность к проявлению врожденных человеку инстинктов и влечений (представители - Г. Маркузе, Эриксон). В психоанализе спонтанная игра является символом нерепрессированной жизнедеятельности (то есть свободы). Идея игры как естественного проявления свободы. В игре - двуплановость ситуации - условный мир игры отличается от сферы неигровой деятельности. Подобно играм молодняка у животных ролевые игры у молодняка способствуют адаптации к среде.

Согласно Фрейду, детская игра является непосредственной формой выражения инстинктивных импульсов, в то время как у взрослых игровые влечения бессознательно подавляются нормами социального поведения, вследствие чего их проявление имеет сублимированную форму, выраженную в образах художественной фантазии. Главной формой игровой деятельности является искусство.

Игра обнаружила трансцендентные качества: заставляя человека верить в игровой мир, она выводит его за пределы наличной ситуации. Игра родственна в этом отношении религии, которая сама может быть названа видом игры.

Массовое поведение

Теории коллективного поведения - социально-психологические и социологические концепции, предметом исследования которых являются массовые, спонтанные реакции людей на критические (“пограничные”) ситуации, возникающие объективно и внезапно (стихийные бедствия, войны, революции и т.п.). Основной характеристикой такой ситуации является ее непредсказуемость, непривычность, новизна. Незнакомая ситуация порождает в массе подозрительность, повышает напряженность и как следствие - деморализацию, панику. Паника - классический пример массового поведения.

Социологи главными типами массового поведения называют: панику, апатию, бумы и сумасшествия, моды, мятежи, социальные движения.

Рассматривая массовое поведения социологи выделяют такие его характеристики.

1. Фокус внимания его участников перемещен с повседневных проблем на отдаленные - национальные или международные. Это ведет к утрате чувства реальности.

2. Часто это действия “по прямой” в обход законных процедур. Корнхаузер: “Политическая активность масс имеет тенденцию быть недемократичной... отрицает уважение к принципам свободной конкуренции и публичной дискуссии как основы для компромисса”.

3. Нестабильность, готовность изменить направление и интенсивность своей реакции - от апатии до активизма.

4. В массовом поведении массовое поведение протекает на большой скорости и охватывает центры общества.

Три наиболее характерные черты толпы:

1. Толпа представляет единое целое, как организм низшего порядка. Толпа обладает свойствами биологического организма.

2. Толпа оказывает подавляющее действие на психику человека.

3. Личность в массе нивелируется, приобретает другие черты.

4. Особое влияние лидера.

* Что делать, чтобы не попадать под влияние толпы? - Повышать свой духовный уровень, учиться.

  1. Социализация. Факторы и механизмы.

Подойти к задаче характеристики личности можно двояким способом:

- с точки зрения ее структуры (т.е. выделения различных компонентов в структуре личности, как то темперамент, характер, направленность, способ-ности; это делает наука психология);

- с точки зрения ее взаимодействия с окружающими, общения с другими людьми (т.е. с т.зр. социализации).

Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе.

Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе.

Термин «социализация» соответствует концепции, согласно которой че-ловек (ребенок) изначально асоциален или его социальность сводится к по-требности в общении.

В этом случае социальность - процесс превращения изначально асоци-ального субъекта в социальную личность, владеющую принятыми в обществе моделями поведения, воспринявшую социальные нормы и роли. Считается, что такой взгляд на развитие социальности характерен, прежде всего, для психоанализа.

Понимание процесса усвоения социальных норм, умений, стереотипов, формирования социальных установок и убеждений, обучения принятым в обществе нормам поведения и общения, вариантам жизненного стиля, вхож-дения в группы и взаимодействия с их членами с т.зр. социализации будет иметь смысл, если изначально индивид понимается как несоциальное существо, и его несоциальность должна в процессе воспитания в обще-стве не без сопротивления преодолеваться.

В иных случаях термин «социализация» применительно к социальному развитию личности избыточен. Понятие «социализация» не подменяет и не заменяет собой известных в педагогике и в педагогической психологии поня-тий обучения и воспитания.

Стадии социализации

Выделяют следующие стадии социализации:

1. Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения).

В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения «мир и я» характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка.

Юношеский возраст (18-25) характеризуется как устойчиво концепту-альная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.

3. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обще-стве, «вписаться» в общество).

Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принима-ются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие ис-ходы:

- сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодей-ствий (взаимоотношений) с людьми и обществом;

- изменение себя, «стать как все»;

- конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости че-ловека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воз-действия человека на среду через свою деятельность.

5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой воз-раст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социаль-ного опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

Различия между социализацией взрослых и детей

Процесс социализации никогда не кончается. Наиболее интенсивно со-циализация осуществляется в детстве и юности, но развитие личности про-должается и в среднем и пожилом возрасте.

Д-р Орвиль Г. Брим (1966) утверждал, что существуют следующие раз-личия между социализацией детей и взрослых.

1. Социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует ба-зовые ценностные ориентации.

2. Взрослые могут оценивать нормы; дети способны только усваивать их.

3. Социализация взрослых часто предполагает понимание того, что меж-ду черным и белым существует множество «оттенков серого цвета».

Социализация в детстве строится на полном повиновении взрослым в выполнении определенных правил. А взрослые вынуждены приспосабли-ваться к требованиям различных ролей на работе, дома, на общественных мероприятиях и т.д. Они вынуждены устанавливать приоритеты в сложных условиях, требующих использования таких категорий, как «более хорошо» или «менее плохо». Взрослые не всегда соглашаются с родителями; детям же не дано обсуждать действия отца или матери.

4. Социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыками; социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения.

Ресоциализация

Принцип, согласно которому развитие личности в течение всей жизни идет по восходящей и строится на основе закрепления пройденного, является непреложным. Но свойства личности, сформировавшиеся ранее, не являются незыблемыми.

Ресоциализацией называется усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших.

Ресоциализация охватывает многие виды деятельности - от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки рабочих.

Психотерапия также является одной из форм ресоциализации. Под ее воздействием люди пытаются разобраться в своих конфликтах и изменить свое поведение на основе этого понимания.

  1. Социальные нормы.

Общество представляет собой не механическое соединение индивидов, а систему их взаимодействий друг с другом, а также с объединяющими их общностями и группами (семья, трудовой коллектив, соседи, этнос и т.д.). В процессе социального взаимодействия большинство людей совершают свои поступки, действия, согласуясь с нормами и правилами, принятыми в данном обществе или данной социальной группе. Вместе с тем, каждый из индивидов иногда нарушает в силу каких-то причин некоторые правила и нормы, а некоторые делают это часто, отклоняясь от принятых в обществе норм. Социальные нормы — это регуляторы нашего повседневного поведения в обществе (как мы общаемся др. с др. и т.д.). Соц. нормы имеют свойство передаваться по наследству, сохраняться, но и частично обновляться. Существуют нормативные процессы сохранения и обновления соц. норм. Если в обществе ревностно заботиться лишь о сохранении норм, то оно теряет динамику, становиться архаичным. Другая крайность, когда общество уничтожает большую часть соц. норм, а то и все общепринятые нормы, такую ситуацию Э. Дюркгейм назвал аномией (когда провоцируются формы девиантного поведения и большинство людей становится вольно или невольно нонконформистами, вынуждены нарушать нормы). Такая ситуация грозит анархией и распадом самого общества, т.е. социальные нормы играют важную роль в обществе, способствуя его стабильности и сохранности.

Соц. нормы общества представляют собой целую сложную систему, куда входят, формальные нормы, т.е. нормы оформленные в виде каких-либо официальных документов. К формальным нормам так же относятся подзаконные акты (указы, приказы и т.д.) вышестоящих институтов власти нижестоящим. Кроме того существуют традиции, которыми мы руководствуемся. Нормы устанавливает и мораль. Есть эстетические нормы, религиозные.

Соц. нормы выполняют в обществе ряд функций и подразделяются на:

нормы выполняющие функции социального контроля: а) предписывающие нормы, б) запрещающие, в) дозволяющие;

институциональные — когда за соблюдением норм наблюдают и контролируют определенные институты;

конвенциональные — являются предметом договора всех его сторон.

Проблема соц. норм, всех их разновидностей, является очень важной и с т. зр функций. Соц. нормы являются точкой отсчета, с которой сравниваются отклонения, имеющиеся в обществе. Отклоняющееся поведение называется девиантным и оно карается законом, осуждением общества. Чтобы определить отклонение нужно знать нормы. Преступное поведение — делинквентное.

  1. Культура. Ее роль в социализации. Субкультура, контркультура.

Эдуард Тейлор: "Культура — это некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и привычки, приобретаемые и достигаемые человеком как членом общества".

Таким образом социологическое понятие культуры включается в себя:

 то, что постигается человеком в процессе его жизнедеятельности;

 то, что передается из поколения в поколение, обеспечивая преемственность общества.

Субкультуры и контркультуры

Каждое общество включает в себя различные социальные структуры, элементами которых выступают разнообразные социальные общности и социальные группы. Группы разнообразны по своему составу и, соответственно, формируют различные культуры, называемые субкультурами.

Субкультура — это культура отдельных групп и слоев, сформировавших свою систему и иерархию ценностей, норм поведения и стиль жизни, отличающий их от других социальных групп и общностей.

Принято выделять пять субкультур: молодежную, профессиональную, территориальную, религиозную, криминальную. Некоторые исследователи выделяют также этническую субкультуру.

Молодежная субкультура — относится к молодежной возрастной группе, имеет направленность на демонстрацию особенностей ценностей, образа и стиля жизни, подчеркивает самостоятельность, независимость и особенность данной возрастной группы. Для молодежной субкультуры характерны преимущественно развлекательно-рекреативная направленность образа жизни, приоритет потребительских ориентаций, слабая индивидуализированость и избирательность, внеинституализированная культурная самореализация, отсутствие этнокультурной самоидентификации.

Профессиональная субкультура — свойственна отдельным профессиональным группам, деятельность которых направлена на работу с людьми, что приводит к формированию профессиональной этики, закрепляющей особые требования к представителям данной группы.

Территориальная субкультура — свойственна некоторым территориальным сообществам, в которых исторически сложились особые обычаи и традиции, не характерные для общества в целом.

Религиозная субкультура — характерна для отдельных деноминаций и сект, которые вырабатывают особые требования к образу жизни своих адептов, противоречащие общественным.

Криминальная субкультура — свойственна профессиональному криминальному сообществу, которое вырабатывает свою систему ценностей и их иерархию (т.н. "понятия"), противоречащую общественным и не одобряемую большинством членов общества. Элементы криминальной субкультуры, в некоторых случаях, проникают в общество и становятся элементами других субкультур (например, молодежной)

Контркульту́ра — специфический вид субкультуры. С точки зрения культурологии, контркультура — это течение, которое отрицает ценности доминирующей культуры.

Контркультура, как правило, не просто имеет парадигму, отличающуюся от парадигмы доминирующей культуры, но и явным образом противопоставляет себя доминирующей культуре, ставит под сомнение господствующие культурные ценности, нормы и моральные устои, создаёт свою собственную систему норм и ценностей.

Социализация связана с усвоением некоторого обязательного культурного минимума, в который включено усвоение основных социальных ролей, норм языка, черт национального характера. Термин же «инкультурация» подразумевает более широкое явление, а именно приобщение личности ко всему культурному наследию человечества: не только к своей национальной культуре, но и к культуре других народов. Речь идет об овладении иностранными языками, формировании широкого кругозора, знании всемирной истории. Итак, инкультурация означает приобретение широкой гуманитарной культуры.

  1. Элементы культуры. Культурные универсалии. Формы и функции культуры.

Культура - цемент здания общественной жизни. И не только потому, что она передается от одного человека к другому в процессе социализации и контактов с другими культурами, но также и потому, что формирует у людей чувство принадлежности к определенной группе. По всей видимости, члены одной культурной группы в большей мере испытывают взаимопонимание, доверяют и сочувствуют друг другу, чем посторонним. Их общие чувства отражены в сленге и жаргоне, в любимых блюдах, моде и других аспектах культуры.

Культура не только укрепляет солидарность между людьми, но и является причиной конфликтов внутри групп и между ними. Это можно проиллюстрировать на примере языка, главного элемента культуры. С одной стороны, возможность общения способствует сплочению членов социальной группы. Общий язык объединяет людей. С другой - общий язык исключает тех, кто не говорит на этом языке или говорит на нем несколько иначе. В Великобритании представители различных общественных классов употребляют несколько отличающиеся формы английского языка. Хотя все владеют "английским языком", некоторые группы употребляют " более правильный" английский, чем другие. В Америке имеется буквально тысяча и одна разновидностей английского языка. Кроме того, социальные группы отличаются друг от друга своеобразием жестикуляции, стиля одежды и культурных ценностей. Все это может стать причиной конфликтов между группами.

По мнению антропологов, культура состоит из четырех элементов.

1. Понятия (концепты). Они содержатся главным образом в языке. Благодаря ним становиться возможным упорядочить опыт людей. Например, мы воспринимаем форму, цвет и вкус предметов окружающего мира, но в разных культурах мир организован по- разному.

В языке жителей Тробриандских островов одно слово обозначает шесть различных родственников: отца, брата отца, сына сестры отца, сына сестры матери отца, сына дочери сестры отца, сына сына брата отца отца и сына сына се


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: