Педагогическая концепция и детские дома Я. Корчака

Педагогические взгляды выдающегося польского педагога Януша Корчака (1878-1942) формировались в драматическом противоборстве с окружающим миром. Раннее осознание социальной несправедливости по отношению к детям способствовало тому, что у него сложилась своеобразная концепция, согласно которой общество делилось на класс взрослых и угнетаемый ими класс детей. В поисках причины угнетенного состояния ребенка в обществе Корчак приходит к противопоставлению двух миров – взрослых и детей. Корчак становится, с одной стороны, защитником интересов и прав детей от деспотизма и произвола взрослых, с другой – пытается найти пути примирения и достижения взаимопонимания между ними.

Не менее важной предпосылкой корчаковского взгляда на детей как на социальную прослойку является его убеждение в абсолютной ценности детства. На нем построена вся воспитательная система Корчака. "Детский возраст, - писал он, - долгие, важные годы в жизни человека..Детские годы – это горы, с которых река берет начало и где определяет свое направление. Он неоднократно подчеркивал значение счастливого, радостного детства в формировании личности, считая, что без пережитого во всей полноте детства искалечена вся жизнь человека.

Принцип уважения личности и прав ребенка не просто отражал гуманистические позиции польского педагога и касался проблем взаимоотношений абстрактного воспитателя с вымышленными детьми. Гуманизм педагогики Корчака отличался, прежде всего, действенностью – педагогические принципы Корчака воплотились в разумной организации воспитательного процесса в его авторских детских учреждениях – Доме сирот и Нашем доме.

Дом сирот был необычным для того времени явлением. Отличие от других сиротских приютов проявилось уже в самом здании, в продуманном расположении учебных и жилых помещений. Это было здание в глубине сада. За домом находилась площадка для игр. В подвалах, защищенных от сырости, размещались кухня с кладовой, прачечная, котельная, душевые, а также раздевалка. Почти весь первый этаж занимал рекреационный зал, в котором дети проводили большую часть дня, что способствовало их объединению. Дальше – канцелярия, швейная мастерская, классные комнаты. На втором этаже находились комнаты бурсистов. На третьем этаже - две спальни, одна для мальчиков, другая для девочек, разделенные комнаткой воспитательницы, а также умывальными комнатами и туалетами. Комнатка самого Корчака была на чердаке дома

Другой важной чертой детских домов Корчака было приспособление всей организации жизни к потребностям физического и психического развития ребенка. Там проводился целый комплекс мероприятий, направленных на поддержание здоровья и обеспечение правильного развития (рациональное питание, личная гигиена и гигиена помещений, возможность полноценного отдыха, сна, движение на свежем воздухе, постоянные измерения роста, взвешивание и другие систематические исследования).

Ведущая идея педагогической концепции Корчака связана с проблемой детского самочувствия, особенно в условиях большого детского коллектива. Именно заботой об обеспечении хорошего самочувствия ребенка и была продиктована организация жизни детей на основе самоуправления. Необходимость обращения к детскому самоуправлению как ведущему методу организации жизни детей диктовалась и целью, которую Корчак и его сотрудники ставили перед собой – воспитание активной и самостоятельной личности. Создавая своеобразное ребячье общество, он начал с того, что в любом обществе является критерием действенной демократии – с суда.Корчак организовал товарищеский суд, прежде всего, с мыслью о том, чтобы обеспечить защиту каждого ребенка. Кроме того, он заботился о том, чтобы судьба ребенка не зависела от доброй или злой воли, хорошего или плохого настроения воспитателя. В основе товарищеского суда лежит принцип уважения детей и серьезного отношения к их заботам. Суд также стал органом регулирования взаимоотношений воспитателей и воспитанников, основой для формирования взаимного уважения и сотрудничества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: