Учебные заведения экспериментального типа в России

Историю возникновения, развития и деятельности экспериментальных школ в России можно проследить, начиная с середины XIX века. Одними из первых русских опытных школ можно считать Таврическое и Василеостровское бесплатные начальные училища, созданные в Петербурге в 1859 и 1860 годах. В те же годы была создана и экспериментальная школа для крестьянских детей – всемирно известная Яснополянская школа Л.Н.Толстого. При деятельном участии А.П.Нечаева в Петербурге открывается Педагогическая академия, при которой функционировала экспериментальная школа. После Октябрьской революции впервые стала создаваться государственная система опытно-показательных учебных заведений. Ее строительство был обусловлено тем, что создание новой трудовой школы требовало иметь на территории страны сеть школ-лабораторий, в которых могли бы проверяться идеи трудовой школы

Важнейшие идеи и принципы социалистической педагогики необходимо было проверять на практике, совершенствовать их, создавать, отбирать и распространять передовой педагогический опыт. В этих целях в стране и были созданы первые опытно-показательные школы, которые условно подразделялись на три типа: с сельскохозяйственным уклоном; с индустриальным уклоном; школы, имеющие сельскохозяйственный и индустриальный уклон. Особое место среди опытно-показательных учреждений занимали школы-коммуны. Эти школы имели в своем составе интернаты. В конце 1917 г. началась национализация всех типов учебных заведений и в августе 1918 г. Первый Всероссийский съезд по просвещению одобрил проект Положения «О единой трудовой школе РСФСР» (утвержден в октябре 1918 г.). Положение объявляло школу подлинно народной, бесплатной, общедоступной и обязательной; предусматривалось развитие самоуправления, отмена отметок, экзаменов, введение гибких учебных планов и т.д. Первая опытная школа Наркомпроса, ставшая своеобразной теоретической и практической лабораторией новаторской педагогической мысли, - московская средняя школа №204 им. М.Горького. Ее идейным руководителем в 1919 г. был выдающийся педагог и ученый С.Т.Шацкий. Имея богатый опыт поиска новых способов организации образования, С.Т. Шацкий развернул работу по созданию школы нового типа. В основе его деятельности была идея «открытой школы», центра воспитания детей в социальной сфере. Открытая школа, по мнению Шацкого, позволяет комфортно учиться детям с различными убеждениями, предусматривает возможности диалога и поиска компромисса между участниками образовательного процесса. В 30-е гг. все Опытные станции были закрыты. И только в настоящее время сложились условия для полной реализации идеи открытой школы, которая является основой программы развития центра образования №1484 им.А.М.Горького г. Москвы (бывшая школа №204). [2] Опыт лучших школ 1920-х гг. (С.Т.Шацкого, А.С.Макаренко, В.Н.Сороки-Росинского, С.М.Риверса и др.) был, по сути, социальным экспериментом, значительно отражающим практику массового обучения и воспитания тех лет.

На рубеже 1980-1990-х гг. около 10 учебных заведений пытались воспроизвести модель школы диалога культур (одна из удачных попыток – школа под руководством С.Курганова в Красноярске). После 1987 г. на базе общеобразовательных общественных учебных заведений возникают средние школы нового типа – лицеи, гимназии. Они учреждались по инициативе педагогов-новаторов (А.Кспржак, Е.Ямбург и др.). К середине 1990-х гг. они постепенно утрачивают новизну и превращаются в образцово-показательные учреждения. В начале 1990-х гг. в России возник новый центр школьного экспериментирования – частные школы и начался новый этап в жизни школ-лабораторий. Школы-лаборатории - это школы, которые наряду с образовательным процессом осуществляют исследования и научно-методические публикации; точнее - образование становится «полем реализации опытно-экспериментальных проектов». В 1999 году одним из инициаторов создания школ-лабораторий стала Е.И. Казакова. В Санкт-Петербурге школы-лаборатории функционируют с 2003 года. Деятельность учреждения в режиме школы-лаборатории - это одно из возможных направлений инновационной и опытно-экспериментальной деятельности. Одним из авторов идеи создания школ-лабораторий является Вершловский С. Г., д.п.н., профессор кафедры педагогики и андрагогикиСПбАППО. В настоящее время в нашем городе работают более 30 школ-лабораторий.

Основные идеи: Реформирование всех ступеней образования: начальной, высшей и средней школы; дискуссии о путях развития русской культуры и образования между западниками и славянофилами; поиск национального идеала образования и модели русской национальной школы; демократизация образования; становление системы педагогического образования; активное обновление педагогики на рубеже XIX-XX веков.
Основные события и факты
1802 - образование министерства народного просвещения, созданного с целью «воспитания юношества и распространения наук». Ведало (до 1917 г.) учебными заведениями, Академией наук, учеными обществами. Одной из важнейших задач считало учреждение университетов.
1803-1804 - опубликование «Предварительных правил народного просвещения» и «Устава учебных заведений, подведомственных университетам», определивших структуру системы образования в I четверти XIX в., четыре основные преемственные системы образования: приходские школы с одногодичным курсом обучения, двухгодичные уездные училища, готовящие к гимназии и дающие «необходимые познания, сообразные состоянию их в промышленности»; гимназии, готовящие к университету и «дающие сведения, необходимые для благовоспитанного человека», университеты, главной задачей которых должна была стать подготовка государственных чиновников.
1811 - открытие Царскосельского лицея (в 1843 г. переименован в Александровский). Закрытое учебное заведение для детей потомственных дворян. Срок обучения шесть (затем восемь) лет. Образование приравнивалось к университетскому. Директором был известный просветитель В. Ф. Малиновский. Лицей воспитывал в духе патриотизма, веры в свое призвание, радости от сознания долга перед Отечеством. Среди первых выпускников А. С. Пушкин, декабристы И. Пущин, В. Кюхельбекер, дипломат A. M. Горчаков.
1828 - опубликован «Устав гимназий и училищ, состоящих в ведении университетов». При сохранении четырех уровней образования выдвигался принцип: «каждому сословию - свой уровень образования». Приходские училища - низшему, уездные - детям купцов и ремесленников, гимназии — для детей дворян и чиновников. После дискуссий принят компромиссный вариант, при котором «возбранялось чинить препятствия» тем, кто хочет повысить свой общественный статус.
1860 - подготовка новой школьной реформы. Издано «Положение о женских училищах ведомства Министерства народного просвещения», устанавливающего два типа женских училищ (срок обучения шесть лет и три года). Женские училища были несословными учебными заведениями, дававшими среднее образование, но не ставившими задачу подготовки девушек к продолжению образования.
1864 - реформа системы начального образования. Вышло «Положение о начальных народных училищах», цель которых усматривалась в утверждении в народе религиозных и нравственных понятий и распространении первоначальных полезных сведений. Срок обучения и возраст обучающихся не ограничен. Утвержден новый «Устав гимназий и прогимназий», различающий классические гимназии (40% времени уделялось изучению древних языков, готовили к поступлению в университет) и реальные гимназии (преобладали предметы естественного цикла; готовили к поступлению в высшие технические и сельскохозяйственные учебные заведения).
1868 - опубликован новый университетский устав, согласно которому университеты получили большую самостоятельность (выборы ректора, профессоров, деканов и др.).
1871 - новый «Устав гимназий и прогимназий», реорганизующий реальные гимназии в реальные училища, дающие возможность приступать к практической деятельности сразу после их окончания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: