Семьи группы риска

Говоря о семье как о факторе, провоцирующем употребление подростком психоактивных веществ, мы имеем в виду следующее.

Практически во всех случаях подростковой и юношеской наркомании мы обнаруживаем в период, предшествующий наркотизации, признаки одного из типов семей:

1. деструктивная семья (автономия и сепарация отдельных членов семьи, отсутствие взаимности в эмоциональных контактах, хронический супружеский или родительско-детский конфликт);

2.неполная семья (один из родителей отсутствует, что порождает разнообразные особенности семейных отношений и прежде всего размытые границы между матерью и ребенком);

3.ригидная, псевдосолидарная семья (наблюдается безоговорочное доминирование одного из членов семьи, жесткая регламентация семейной жизни, подавляющий тип воспитания);

4.распавшаяся семья (т.е. ситуация, когда один из родителей живет отдельно, но сохраняет контакты с прежней семьей и продолжает выполнять в ней какие-либо функции, при этом сохраняется сильная эмоциональная завись от него).

Характерными особенностями таких семей являются:

1 чрезвычайно эмоциональное, ранимое и болезненно отношение подростков к своим родителям и их проблемам (имеются в виду острые, болезненные реакции на семейную ситуацию). Если при этом в семье присутствует холодная в общении, неэмоциональная, строгая и несердечная мать, то ситуация обретает наибольшую остроту;

2. нередко в семьях наркотизирующихся подростков в период, предшествующий наркотизации, наблюдается конформизм и попустительство родителей, вплоть до готовности идти на поводу у подростка. Чаще всего такое поведение родителей — своеобразный способ избегания эмоционально-близких отношении с подростком: «Я сделаю, как ты хочешь, только отстань...» или «Что еще тебе нужно? У тебя все есть...»;

3. использование ребенка как средства давления и манипуляции супругами друг другом («Не кричи на меня: видишь, ребенок от этого страдает!»);

4. непоследовательность в отношениях с ребенком: от максимального принятия до максимального отвержения. Ребенка то приближают к себе, то отдаляют независимо от особенностей его поведения;

5. невовлеченность членов семьи в жизнь и дела друг друга (когда все рядом, но не вместе; когда семейная жизнь низводится до совместного быта);

6. директивный стиль отношений и эмоциональное отвержение;

7. спутанные отношения и размытые (неопределенные) межпоколенные границы. Прародители (дедушки и бабушки) активно вмешиваются в жизнь семьи, продолжая воспитывать уже взрослых детей, при этом по отношению к внукам чаще всего обнаруживается гиперпротекция и попустительство. То, что не позволяют родители, разрешают дедушка и бабушка и т.п.

Перечисленные особенности семейной ситуации приводят к повышению риска наркотизации прежде всего потому, что у подростка не формируется чувство ответственности за себя, свою жизнь и свои поступки.

№3.Исторические модели семьи, культура отношений в семье, Y-й климат мех-мы гармонич-го сем-го воспит-я.

Семья — это первичная ячейка социальной общности людей, основанная на браке или кровном родстве, один из самых древних социальных институтов, возникший значительно раньше классов, наций, государств.

Семья представляет собой сложное соц. яв-е, в кот. переплетаются многообразные формы соц. отн-ий и процессов. Трудно сравнить с ней любое другое социальное образование, в котором удовлетворялось бы столько разнообразных человеческих и общественных потребностей. Семья представляет собой такую социальную группу, которая накладывает свой отпечаток на всю жизнь человека.

На первых этапах развития человеческого сообщества семьи, в нашем понимании, не существовало, имели место беспорядочные связи. Первой социальной санкцией в интимных отношениях мужчины и женщины стало исключение из полового общения родителей и их детей. Это та историческая граница, с г рой добрачное состояние первобытного общества переходит в социально регулируемые отношения.

Первой исторической формой семьи можно считать материнскую семью в составе рода в эпоху матриархата; иногда ее называют тотемической семьей. Это была сравнительно большая группа ближайших родственников по женской линии в первых четырех-пяти поколениях. В семье такого типа существует групповой брак, отец детей не всегда может быть установлен, и потому происхождение определялось по материн-ской линии.

Домовая община как форма семьи существовала у всех индоевропейских народов и дожила до наших дней. Она отличается совместным проживанием нескольких поколений в одном большом доме. В зависимости от того, по какой линии определяется происхождение, выделялись материнская и отцовская домовые общины. Если главой рода является женщина, то в совместном доме живут лишь родственники по женской линии, а мужья женщин, членов общины, живут в семьях своих матерей и посещают своих жен в определенных случаях. В этих общинах часто встречалась полиандрия (то есть многомужество). Понятно, что отцовская домовая община включала в себя родственников по отцовской линии. Встречалась и билатеральная домовая община, в которой происхождение определялось и по отцовской, и по материнской линии.

Моногамная патриархальная семья — это семья, в которой главой семьи и собственником имущества является отец. Непосредственной причиной перехода к такому типу семьи считается появление частной собственности и связанного с нею вопроса о наследовании.

Индивидуальная (нуклеарная, моногамная) семья — самая распространенная форма семьи в современном мире. Она отличается тем, что является не только общественной, но и юридически признанной, образуется в результате правового акта — бракосочетания гражданского или церковного либо того и другого. Надо отметить, что число членов семьи имеет постоянную тенденцию к уменьшению. Типичная современная семья — муж, жена, один-двое детей. Наряду с уменьшением числа членов семьи изменяется и характер взаимоотношений между ее членами. Большая экономическая самостоятельность супругов ведет к равноправию и большей самостоятельности каждого из них. Ослабление эмоциональных связей сопровождается ростом числа разводов, дети лишаются полноценного родительского воспитания, что, конечно же, ведет к возникновению новых проблем в обществе. Кроме того, отмечается увеличение внебрачных союзов, где семья предстает как отдельная ячейка общества, но в то же время не является правовым институтом. Трансформация семьи влияет и на взаимоотношения между Родителями и детьми. Прежде всего это проявляется в том, что Решение родителей имеет все меньший вес в деле заключения браков их детьми, дети перестают быть носителями семейных тради-ций. Социальные условия позволяют им и без опоры на традиции семьи утвердиться в обществе.

Современная семья все больше трансформируется в такую социальную общность, в основе которой — брачная связь, построенная на любви, взаимном уважении.Для России характерна высокая смертность мужского населения.

Значение семьи в жизни общества и человека в отечественной науке долгое время недооценивалось. Представления об отмирании института семьи в социалистическом обществе, присущие 20-м годам, поддерживавшиеся официальными идеологией и пропагандой, оказались весьма живучими. Основывались они на негативном отношении к старой семье, которое постепенно распространялось на этот институт вообще и укоренилось в общественном сознании. При этом идеологически ориентированная пропаганда рассматривала, семью как нечто сугубо "личное", противостоящее интересам общества. Термин "домашняя хозяйка" имеет пренебрежительный оттенок до настоящего времени. В демографическом же отношении чрезмерная занятость женщин способствовала стремлению семьи ограничить деторождение, это стало важным фактором снижения уровня рождае-мости.

Ориентация на "мини-детную семью" способствовала изменению в укладе жизни людей, формированию нового социального положения женщины.

Микроперепись 1994 года обнаружила также существование такой специфической категории брачно-семейных отношений, как раздельное жительство супругов. Хотя доля их относительно невелика: жена проживает отдельно от мужа у 3,2 женатых мужчин, муж проживает отдельно у 4,6 замужних женщин. Эти факты отражают специфику современного развития семейно-брачных отношений.

Изменения, происходящие с семьей в России на протяжении всего XX века, не случайны. Сегодня в России семья такая, какая есть. Поэтому ностальгия по традиционной семье не имеет смысла: семья уже не сможет стать другой, возврат к прошлому невозможен, как бы мы этого ни хотели. Для семьи прошлого в современном обществе нет ни социальной, ни экономической базы Кризис же, если он и существует, касается скорее традиционной семьи, которая постепенно уступает место семье современного типа.

Н. Козлов выделил следующие современные формы семьи:

1. Традиционный. Гражданский или церковный брак. Эта форма более всего охраняет права детей, но содержит максимальное число запретов для супругов.

2. Незарегистрированный брак. Незарегистрированный брак отличается от обычной дружбы совместным проживанием и ведением хозяйства и по существующему в наше время законодательству влечет ту же ответственность, что и брак зарегистрированный. Они придерживаются мнения: "Люди женятся тогда, когда не верят друг другу". Выразители общего мнения, уже немолодые люди, осуждают незарегистрированный брак молодых людей и разрешают людям своего возраста.

3. Ограниченная временем семья. Брак заключается на время, скажем, на три года. По истечении этого срока брак считается автоматически расторгнутым, после чего бывшие супруги взвесив итоги, решают, или расстаться, или снова быть вместе на срок или бессрочно. Сторонники такой формы исходят из того, что люди меняются.

4. Прерывающийся брак. Супруги живут вместе, но считают допустимым разъез-жаться на некоторый срок. Причины могут быть разные: устали друг от друга или надо писать диссертацию. Здесь разъезд не трагедия, а норма. Труднее принять разъезд, связанный с любовными увлечениями.

5. Встречающаяся семья. Зарегистрированы, но живут отдельно, каждый у себя. Несколько раз в неделю встречаются, она ему готовит, спит с ним, потом снова каждый к себе. Появляются дети – растит их мать, как правило. Отец занимается с детьми, когда есть время и желание.

6. Мусульманская семья. Во всех отношениях традиционная семья, только муж имеет право иметь несколько жен.

7. Шведская семья. Во всех отношениях обычная семья, только в ней живут не-сколько мужчин и несколько женщин. Не нужно думать, что их соединяет только секс. Чаще это маленькая коммуна, связанная дружбой и хозяйственными удобствами.

8. Открытая семья. Это семьи, в которых супруги в той или иной степени, гласно или нет, допускают увлечения и связи вне семьи.

№4.В-2 Исторические модели семьи, культура отношений в семье, психологический климат и механизмы гармоничного семейного воспитания

В развитии общества был этап племенного строя. В племенной семье была свойственна полигамность. Такой брак был нужен для продолжения рода. Умычка жены – насильно брали в жены (крали). Выкуп – невесту «покупают» в жены. В племенной семье чувство любви в образовании семьи не участвовало. Сведение – супругов сводили «назначали».

Патриархальная семья (6-7 век) – моногамная семья (мужчина и женщина), ранняя выдача детей замуж при условии, что дети живут с родителями и у них одинаковое ремесло. Несколько семей – микрообщина. Глава семьи – мужчина. Жена – хранительница очага. Дело мужчины работать, дело женщины – рожать. Попытка удержать зависимость молодой семьи от старшей существовало до 20 столетия. Замуж выходили не по любви, а род-ли выбирали за кого выходить и на ком жениться.

Большая или расширенная. Признаки:

 Проживание под одной крышей 3-4 поколения;

 Ведение общего дмо-го и приусадебного хоз-ва;

 Занятость каждого поколения в разных сферах произв-ва;

 Ур-нь обр-ния каждогослед-го покол-я был выше, чем предедущий;

 Свобода выбора места работы каждым членом семьи из молодого поколения

Малая нуклеарная семья. Признаки:

 Полная независимость супругов др. от др. в выборе работы, размера заработков, получения образования;

 Отсутствие к.-л. совместных производств-х д-тей у супругов, кроме случаев работы в одном учреждении;

 отсутствие у семьи потребности в детях, как ср-ве обеспечения старости род-м;

 образование супружеской пары по любви;

 утрата установок на сохранение девственности;

 регулируемая рождаемость (контрацепции).

Сокращение воспроизводства населения – число умирающих за год больше, чем родившихся.

Простое воспроизводство населения – число родившихся = умершим.

Расширенное воспроизводство населения – число родившихся несколько превышает число умерших.

№5. Эволюция психологии семьи и молодёжная субкультура в отношении института семьи.

Первой исторической формой семьи можно считать материнскую семью в составе рода в эпоху матриархата; иногда ее называют тотемической семьей. Это была сравнительно большая группа ближайших родственников по женской линии в первых четырех-пяти поколениях. В семье такого типа существует групповой брак, отец детей не всегда может быть установлен, и потому происхождение определялось по материнской линии.

Домовая община как форма семьи существовала у всех индоевропейских народов и дожила до наших дней. Она отличается совместным проживанием нескольких поколений в одном большом доме. В зависимости от того, по какой линии определяется происхождение, выделялись материнская и отцовская домовые общины. Если главой рода является женщина, то в совместном доме живут лишь родственники по женской линии, а мужья женщин, членов общины, живут в семьях своих матерей и посещают своих жен в определенных случаях. В этих общинах часто встречалась полиандрия (то есть многомужество). Понятно, что отцовская домовая община включала в себя родственников по отцовской линии. Встречалась и билатеральная домовая община, в которой происхождение определялось и по отцовской, и по материнской линии.

Моногамная патриархальная семья — это семья, в которой главой семьи и собственником имущества является отец. Непосредственной причиной перехода к такому типу семьи считается появление частной собственности и связанного с нею вопроса о наследовании.

Индивидуальная (нуклеарная, моногамная) семья — самая распространенная форма семьи в современном мире. Она отличается тем, что является не только общественной, но и юридически признанной, образуется в результате правового акта — бракосочетания гражданского или церковного либо того и другого. Надо отметить, что число членов семьи имеет постоянную тенденцию к уменьшению. Типичная современная семья — муж, жена, один-двое детей.

Большая экономическая самостоятельность супругов ведет к равноправию и большей самостоятельности каждого из них. Ослабление эмоциональных связей сопровождается ростом числа разводов, дети лишаются полноценного родительского воспитания, что, конечно же, ведет к возникновению новых проблем в обществе. Кроме того, отмечается увеличение внебрачных союзов, где семья предстает как отдельная ячейка общества, но в то же время не является правовым институтом. Трансформация семьи влияет и на взаимоотношения между Родителями и детьми. Прежде всего это проявляется в том, что Решение родителей имеет все меньший вес в деле заключения браков их детьми, дети перестают быть носителями семейных традиций. Социальные условия позволяют им и без опоры на традиции семьи утвердиться в обществе.

Современная семья все больше трансформируется в такую социальную общность, в основе которой — брачная связь, построенная на любви, взаимном уважении.

№8. ПОТРЕБНОСТЬ В ДЕТЯХ, одна из социальных потребностей личности, определяющая специфику репродуктивного поведения. В качестве социально-психол. свойства человека характеризует стремление социализир. индивида, вступившего в брак, обзаводиться тем числом детей в семье, к-рое принято в обществе (общности, в больших и малых социальных группах).

П. в д. личности формируется под влиянием социальных норм рождаемости или репродуктивных норм малодетности, среднедетности (3-4 детей), многодетности, к-рые обусловливают социальные поощрения и санкции. Особенно сильны негативные санкции при бездетности, поэтому моральные затруднения возникают у личности даже при бесплодии. Во всех классификациях потребностей человека, разрабатываемых недемографами (экономистами, биологами, социологами и др.), П. в д. отсутствует, т. к. подспудно включается в физиол. потребности. На самом деле физиол. регуляторов, побуждающих человека к рождению определ. числа детей, не существует. Неудовлетворение П. в д. личности не влечёт за собой отрицат. последствий. Тем не менее бытует представление об 'инстинкте размножения', понимаемом как действие материнского и полового инстинктов.

П. в д. относится к самому высшему уровню потребностей личности (потребности в творчестве, образовании, свободном времени и т. д.) и конкурирует с потребностями др. уровней: потребностями социально-психол. уровня (в общении, уважении и любви, проявлении заботы и опеки и др.), потребностями безопасности и самосохранения и физиол. потребностями (в сне, пище, воде и т. п.). П. в д. можно рассматривать в зависимости от того, как разл. число детей в семье удовлетворяет все уровни индивидуальной системы потребностей.

Эмпирич. исследования репродуктивных установок и мотивов показывают, что для потребности в 5 детях и более ведущими являются экон. мотивы рождаемости, для потребности в 3-4 детях - социальные и для потребности в 1-2 детях - психологические (см. Репродуктивная мотивация). В Европ. части СССР преобладает потребность в 2 детях (в среднеазиатских республиках - в 3 и более детях). Историч. уменьшение потребности в детях проявляется при смене поколений через механизм частичной, неполной реализации наличного уровня П. в д. На протяжении жизни индивида после вступления в брак П. в д., как правило, не изменяется. Среднее число детей в семье определяется потребностями семьи, а не одного из супругов. Осн. причина уменьшения потребности семьи в детях - уменьшение посреднич. роли семьи в соотношении общество - семья - личность. Этот процесс заметнее всего в экономически развитых странах, в индустриальных и урбанизир. регионах. Поэтому распространение потребности в 1-2 детях быстрее происходит в гор. нас. в слоях с более высоким социальным положением, уровнем образования, дохода.

СОЦИОЛOГИЯ РОЖДАЕМОСТИ, исследование на стыке социологии, демографии и социальной психологии социально-экон. обусловленности изменений рождаемости, рассматриваемых во взаимодействии общества и личности. С. р. разрабатывает широкий круг проблем, изучает тенденции интенсивности деторождения, ср. числа рождений в семье, ср. числа детей при низкой детской смертности. Этим С. р. отличается от формально-демографич. подхода, к-рый связывает проблемы рождаемости лишь с изменениями возрастно-половой и брачно-семейной структур нас. В С. р. специфика подхода заключается в рассмотрении влияния социальных институтов и прежде всего института семьи на репродуктивное поведение личности. Это позволило найти новые пути поиска причин многодетности, сокращения рождаемости и распространения малодетности, обратной связи дохода семьи и рождаемости и др. Вместе с тем С. р. ставит и решает новые проблемы, вводит новые понятия и термины, разрабатывает новые методы исследований.

Становление С. р. обусловлено двумя обстоятельствами: 1) потребностью найти теоретич. объяснения снижению уровня рождаемости и обратной связи между доходом семьи и числом рождений, 2) практикой эмпирич. обследований и опросов о числе детей в семье.

Т. н. обследования мнений о размере семьи предпринимались в разных странах в 20-30-х гг. 20 в. Одно из первых исследований, близкое по смыслу к выявлению желаемого числа детей, было проведено в 1927 сотрудниками Харьковского ун-та. Результаты опроса 119 крестьянок позволили сделать вывод, что потребность женщины в ребёнке при наличии небольшого числа детей быстро убывает.

В 1936 Ин-т обществ. мнения в США приступил к регулярным общенац. опросам мужчин и женщин об идеальном размере семьи. Анализ данных опроса мужчин и женщин моложе 30 лет за период с 1936 по 1975 показал, что среднее идеальное число детей к нач. 60-х гг. повысилось с 2,8-2,9 до 3,2-3,4, после чего понижалось, достигнув в 1975 2,5- 2,6. Если в 1936 двухдетную семью считали идеальной 33-37% мужчин, то в 1975 - 55-65%. На первом этапе развития С. р. подобные опросы проводились и в Зап. Европе (Франция, 1947- 2,9; Великобритания, 1946 - 2,1).

Второй этап связан не только с расширением географии исследований, но и с углублением их программ. В 1955 и 1960 в США были осуществлены общенац. опросы по обширной программе исследования 'развития амер. семьи' (GAF-1 и GAF-2 - изучение мнений о числе детей и через 5 лет степень их реализации на выборках, репрезентирующих нас. всей страны). Наряду с идеальным числом детей (3,5) выявлялось желаемое число при благополучных семейных условиях (3,7) и ожидаемое число детей (3,1). Аналогичные исследования были проведены примерно в 30 странах мира. Периодичность подобных опросов позволяет выяснить динамику мнений о числе детей. Наиболее надёжные данные такого рода имеются в США, где с 1961 по 1971 отмечается уменьшение желаемого числа детей, по мнению мужчин, с 3,1 до 2,4, и женщин, - с 3,6 до 2,5. Опрос замужних женщин (1960-74) показал, что ожидаемое число детей уменьшилось с 3,2 до 2,5. Помимо исследований типа GAF, стали осуществляться и локальные исследования по спец. программе: напр., принстонское исследование (США), проведённое среди двухдетных гор. семей в 1957 и через 3 года для выяснения условий жизни, способствующих появлению третьего ребёнка.

Начало подобным спец. выборочным исследованиям было положено в Индианаполисе (США, 1941). Среди 1444 супружеских пар протестантов выявлялись социальные и психол. факторы, обусловившие снижение уровня рождаемости в городах в 30-х гг. Исследование показало, что без наличия теории репродуктивного поведения коррелирование множества психол. и социальных переменных и рождаемости не даёт ответа на поставленные вопросы.

Третий этап характеризуется развитием КАР-исследований (КАР - аббр. от англ, слов knowledge - знание, attitude - установка и practice - практич. деятельность) в Азии, Африке, Лат. Америке. В 60-х гг. широко изучаются установки на пол ребёнка и мотивы рождения детей в семье. Отличит. особенность этого этапа - проведение в развивающихся странах экспериментов, направленных на обучение респондентов методам контрацепции и регулирования рождаемости. Методологич. основа исследований была заложена экспериментами, проведёнными в кон. 50-х гг. в Пуэрто-Рико амер. социологами и демографами, к-рые пришли к выводу, что незначительность доли прибегающих к практике контрацепции объясняется неосведомлённостью респондентов. Анализ материалов экспериментов с позиций марксистско-ленинской методологии показывает ошибочность этих выводов. Ошибка была предопределена, т. к. амер. учёные под влиянием теории Мальтуса не приняли во внимание высокую потребность в детях, к-рая у исследуемого контингента исключала применение контрацептов. Эти эксперименты имели и положительные результаты. Так, в процессе изучения мнений супругов была разработана методика одновременного их опроса.

На четвёртом этапе (70-80-е гг.) в связи с продолжающимся снижением рождаемости в центре внимания С. р. находятся ценностно-мотивационные аспекты рождения детей. Широкое использование методов социальной психологии позволяет зафиксировать и объяснить особенности репродуктивного поведения семьи.

В СССР мнения о размере семьи систематически изучаются с сер. 60-х гг. С 1969 регулярно проводятся всесоюзные опросы женщин по ожидаемому числу детей, во всех выборочных обследованиях рождаемости локального характера собирается информация по неск. показателям предпочитаемого числа детей. В 70-х гг. в наиболее разработанной форме теория репродуктивного поведения, объясняющая снижение рождаемости, предстаёт в сов. демографии, поэтому именно в СССР появляются социолого-демографич. исследования нового типа. Традиционная ориентация на сбор информации о ср. величинах предпочитаемого числа детей и о взаимосвязи их с уровнем дохода, образования и т. п., о помехах желанию иметь больше детей стала недостаточной. Для понимания механизма репродуктивного поведения потребовалась информация обо всех компонентах поведения: потребности в детях, семейных условиях её реализации, ценностных ориентациях личности (выступающих критериями оценок репродуктивных ситуаций). По единой программе (с анкетой, включающей более 600 вопросов) Центром по изучению проблем народонаселения МГУ в 1976, 1978 были осуществлены исследования в Москве и в 1976 - Вильнюсе, позволившие сделать следующие выводы. В городах потребность в двух детях стала массовой, но реализуется она лишь на 25-29%. Среди однодетных семей только 20% испытывают потребность в одном ребёнке, среди двухдетных - только 5% испытывают потребность в третьем ребёнке. Рождение всех имеющихся детей происходит вопреки экономической выгоде. Оно диктуется исключительно личными эмоциями родителей (см. Потребность в детях, Ценность детей). Уменьшение потребности в детях и числа рождений в семье в исследуемый период происходило на фоне роста благосостояния горожан и не связано с какими-либо материальными помехами.

В процессе социолого-демографич. исследований всё шире используется весь арсенал методов социологии и социальной психологии при измерении ценности детей, взаимоотношений и коммуникации между супругами и членами семьи в целом, при измерении репродуктивных ориентации детей старшего и младшего возраста и др. Особая тема С. р. - изучение процесса формирования репродуктивных установок, представлений о число детей в семье, к-рые складываются в детском возрасте.

№9. Понятие о базовых ф-х семьи

Ф-и чел-ка –члена семьи и всех остальных, кот.специфически возникают при условии образов-я семьи и прожив-я в ней.

4 гр. Ф-й: 1.биол-е 2.Y-е 3.микросоц-е 4.макросоц-е

Биол-е и Y-е –это инд-е (типологич-е,темперамен-е) и Y-е процессы, но специфически разв-ся в усл-х гр-пы – семьи: # биолог-я ф-я – детородная м. осущ-ся и вне семьи, но в семье она основная; Y-я ф-я - Y-я защита от стресса сущ-т и вне семьи, но в семье возникают семейные Y-е защиты и они стан-ся базовыми. Третья группа- Микросоц-е – специфичны для семьи как для микросоц-й гр-пы.

Основными функциями семьи, по мнению И. В. Гребенникова (Гребенников И. В., 1991), являются:

- репродуктивная (воспроизводство жизни, то есть рождение детей, продолжение человеческого рода);

- экономическая (общественное производство средств к жизни, восстановление истраченных на производстве сил своих взрослых членов, ведение своего хозяйства, наличие своего бюджета, организация потребительской деятельности);

- воспитательная (формирование личности ребенка, систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни, постоянное влияние детей на родителей и других взрослых членов семьи);

- коммуникативная (посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой и искусством, влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия, организация внутрисемейного общения, досуга и отдыха).

№12. Группа микросоц-х ф-й семьи; коммуникативная ф-я, воспитательная ф-я и аномальные стили вос-я, первичный соц-й контроль.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: