Представит.орган местного самоуправления

В ФЗ № 154 дается следующее определение понятия.представительного органа

местного самоуправления - это выборный орган местного самоуправления,

обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени

решения, действующие на территории муниципального образования.

Представит. ОМС занимает ведущее место среди и должностных лиц местн.

самоуправления в РФ. Это подтверждается следующими обстоятельствами:

- представительный ОМС - это выборный орган, а наличие выборного

органа местного самоуправления муниципального образования является

обязательным требованием закона. Другие ОМС. должностные лица

местного самоуправления могут создаваться, а могут не создаваться. Этот

вопрос относится к компетенции населения муниципального образования;

- именно представительный ОМС обладает правом представлять все население

муниципального образования, выражать его интересы, выступать от его имени;

- только представит. ОМС обладает определенным объемом исключительных

полномочий на решение вопросов местного значения. Никакие другие ОМС и

должностные лица не могут обладать исключительными полномочиями, в том

числе каким-либо путем присваивать себе исключительные полномочия

представительного ОМС;

- среди других ОМС и должностных лиц местного самоуправления именно

представительный ОМС обладает правотворческой функцией, то есть имеет право

принимать общеобязательные локальные нормативные правовые акты по

всем вопросам, отнесенным уставом соответствующего муниципального

образования к предметам ведения последнего;

- представит. ОМС контролирует деятельность всех других ОМС и должностных

лиц местного самоуправления, действующих на территории соотв.

муниципального образования.

- представит. ОМС - это коллегиальный орган, он принимает свои

решения только в коллегиальном порядке.

Представит. ОМС состоит из депутатов, которые избираются гражданами РФ,

облад. избирательным правом и проживающими на территории соответствующего

муниципального образования, на основе всеобщего и прямого избирательного

права при тайном голосовании. Никаким другим путем, кроме указанного выше,

представительный орган формироваться не должен. В противном случае такой

орган вряд ли следует считать представительным ОМС.

Численный состав представительного ОМС определяется уставом

муниципального образования. Однако, в соответствии с ФЗ № 154 (ст.5 8),

численный состав представительного ОМС, избираемого впервые,

устанавливается законодательным (представительным) органом

соответствующего субъекта РФ.

Несколько основных критериев, по которым необходимо определять численный

состав того или иного представительного ОМС.

1) количество населения, проживающего на территории соответствующего

муниципального образования. Принятый ФЗ от 23.10.96 №138<Об обеспечении

конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы

местного самоуправления>. устанавливает в этом отношении следующие рамки:

- в составе 50 депутатов - для муниципальных образований, имеющих

численность населения более 500 тысяч человек;

- 30 депутатов - для муниципальных образований.имеющих численность

населения от 200 тысяч до 500 тысяч человек;

- 20 депутатов - для муниципальных образований.имеющих численность

населения от 50 до 200 тысяч человек:

- 10 депутатов - для муниципальных образований, имеющих численность

населения от 10 до 50 тысяч человек;

- 7 депутатов - для муниципальных образований.имеющих численность

населения менее 10 тысяч человек.

2) численный состав представительного ОМС зависит от объема тех полномочий,

которые в соответствии с действующим законодательством и Уставом

образования им предстоит осуществлять.

3) наличием в местном бюджете средств на содержание того или иного по

численному составу представительного ОМС.

4), немаловажное значение в определении численного состава

представительного ОМС играет территория соответствующего муниципального

образования; ее пространственные пределы, географические и

климатические условия и т.п.

Безусловно, что в решении этого вопроса могут учитываться и другие

специфические особенности, условия и традиции конкретных муниципальных

образований.

Наименования представительных ОМС, как впрочем и других ОМС

устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с

законами субъектов РФ с учетом национальных, исторических и иных местных

традиций. (дума, собрание представителей, муниципальные советы, комитеты,

земское собрание и т.п.).

21. Исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления Городского округа являются юридическими лицами. Органы Администрации округа в соответствии с положениями о них могут являться юридическими лицами.

Положения об исполнительно-распорядительных органах местного самоуправления Городского округа и органах Администрации округа, являющихся юридическими лицами, утверждаются решениями Собрания депутатов округа.

Руководители исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления Городского округа и органов Администрации округа назначаются на должность и освобождаются от нее Главой округа.

Порядок формирования, полномочия, подотчетность и подконтрольность, а также иные вопросы организации и деятельности исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления Городского округа определяются федеральными законами, законами Челябинской области, настоящим Уставом, положениями, утвержденными Собранием депутатов округа.

22. Понятие главы муниципального образования.
Исполнительный орган местного самоуправления относится к иным органам местного самоуправления в соответствии со ст. 17 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". Исполнительный орган местного самоуправления (далее - администрация) возглавляет Глава муниципального образования.
Глава муниципального образования (далее - Глава) - выборное должностное лицо, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования и наделенное полномочиями на решение вопросов местного значения в соответствии с Уставом.
Правовой статус Главы регулируется в общих чертах ст. 16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". Более подробная регламентация осуществляется законами субъектов федерации. В частности, в Тюменской области действует Закон Тюменской области "О статусе главы муниципального образования в Тюменской области" и Закон Тюменской области "О порядке отзыва выборного лица местного самоуправления в Тюменской области".
2. Правовой статус главы муниципального образования.
Правовой статус Главы состоит из следующих элементов:
1) формирование - избирается на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Срок полномочий устанавливается Уставом (для города Тюмени, например, это 4 года).
2) компетенция определяется Уставом и складывается из трех элементов:
а) как глава муниципального образования осуществляет:
- внешние функции (представляет и защищает интересы МО, подписывает договоры и соглашения и пр.);
- внутренние функции (обеспечивает законность и правопорядок, гарантирует соблюдение Устава, передает полномочия органам ТОС, отчитывается перед населением и пр.);
б) как глава муниципального образования и член представительного органа местного самоуправления (созывает заседания и председательствует на них, подписывает решения, обладает правом нормотворческой инициативы и пр.);
в) как глава администрации (утверждает ее структуру, руководит ее деятельностью, назначает и освобождает от должности должностных лиц администрации, применяет меры поощрения и взыскания).
3) ограничения:
Глава муниципального образования не имеет права:
а) занимать любые другие должности и заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;
б) получать от физических и юридических лиц вознаграждения;
в) использовать в неслужебных целях средства материально - технического, финансового и информационного обеспечения, другое муниципальное имущество и служебную информацию;
г) получать гонорары за выступления и публикации в качестве главы муниципального образования;
д) использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, организаций;
е) принимать участие в забастовках;
4) гарантии:
- неприкосновенность на территории муниципального образования (иммунитет);
- социальные;
- трудовые;
- материально-финансовые.
5) ответственность:
- отзыв избирателями;
- досрочное прекращение полномочий по решению органов государственной власти в соответствии с законодательством.

23. Помимо представительного органа и местной администрации, а также главы в муниципальном образовании могут быть и другие выборные и иные органы местного самоуправления. Федеральный закон №131-ФЗ, например, упоминает контрольный орган как орган местного самоуправления, причем этот контрольный орган может быть как избираться на муниципальных выборах (контрольный орган муниципального образования – выборный орган местного самоуправления), так и формироваться представительным органом (контрольный орган представительного органа – иной орган местного самоуправления).

Контрольный орган муниципального образования образуется в целях:

  • контроля за исполнением местного бюджета;
  • контроля за соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета;
  • контроля за соблюдением установленного порядка отчета о его исполнении;
  • контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

По мнению С.В. Степашина, контрольно-счетные органы должны контролировать не только четкость исполнения бюджетных и социальных обязательств, но и уделять внимание экспертно-аналитической работе: осуществлять опережающий анализ рисков в исполнении местных бюджетов; более глубоко проводить экспертизу проектов бюджетов; активно осваивать и применять на практике аудит эффективности для определения результативности использования средств местного бюджета, муниципальных целевых программ. В настоящее время эти функции в большей мере выполняются контрольными органами, создаваемыми в крупных городах.

В поселениях ситуация иная – довольно часто заключаются соглашения с муниципальными районами по передаче полномочий по финансовому контролю. Например, в Республике Татарстан такие соглашения заключены в 31 муниципальном районе со всеми входящими в их состав поселениями.

В соответствии с Бюджетном кодексом РФ, исполнительные и представительные органы муниципальных образований могут создавать свои контрольно-финансовые органы, полномочия которых установлены Бюджетном кодексом, и которые отличны от полномочий и статуса контрольного органа муниципального образования.

Порядок создания контрольного органа должен быть урегулирован уставом муниципального образования.

Введение в структуру органов местного самоуправления контрольного органа осуществляется не иначе как путем внесения изменений в устав муниципального образования, но это решение, по общему правилу, вступает в силу не ранее чем по истечении срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего указанное решение. Следовательно, при условии внесения поправок в устав, учреждающих контрольный орган муниципального образования, деятельность этого органа будет признана легитимной не ранее чем по истечении срока полномочий действующего состава депутатского корпуса муниципального образования.

Уставом муниципального образования может быть предусмотрено, что формирование контрольного органа осуществляется:

  • на муниципальных выборах, т.е. населением непосредственно (по данным Министерства регионального развития РФ по состоянию на 1 ноября 2007 года, избраны в 5 муниципальных образованиях);
  • представительным органом муниципального образования.

В большинстве уставов муниципальных образований функции формирования контрольного органа муниципального образования возлагаются на представительный орган; в отдельных случаях глава муниципального образования наделяется правом предлагать или выдвигать соответствующие кандидатуры на должности членов контрольного органа. Очевидно, что последнее может быть оправдано, если глава муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа, в противном случае может иметь место конфликт интересов.

По данным Счетной палаты РФ к 1 ноября 2008 года количество созданных контрольных органов муниципальных образований составило 7473 единицы, в том числе 520, или 7%, – со статусом юридического лица. В 3 субъектах РФ (Чувашская Республика, Республика Татарстан, Курская область) контрольные органы функционируют во всех муниципальных образованиях. В ряде субъектов РФ (Воронежской, Ленинградской, Новосибирской, Пензенской, Свердловской областях, Республике Хакасия, г. Санкт-Петербурге) контрольные органы сформированы в большинстве муниципальных образований (от 80% до 95%).

Результаты проверок, осуществляемых контрольным органом муниципального образования, подлежат опубликованию в средствах массовой информации или обнародованию на сходах, собраниях и конференциях жителей муниципального образования. Более подробно форма, срок опубликования (обнародования) должны быть урегулированы в положении о контрольном органе муниципального образования, принимаемом представительным органом муниципального образования. Как правило, с этой целью используются те же механизмы, что и для опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны представлять в контрольный орган муниципального образования по его требованию необходимую информацию и документы по вопросам, относящимся к их компетенции. Субъекты РФ вправе установить административную ответственность за отказ или непредставление в установленные сроки информации или документов по запросу контрольных органов муниципальных образований.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: