Отмена муниципальных правовых актов и приостановление их действия (СТ. 48 ФЗ № 131)

Часто путают отмену нормативных правовых актов и утрату юридической силы: - утрата юридической силы предполагает прекращение действия акта из-за того, что он «устарел» и вместо него принят или должен быть принят более «свежий» акт, например, довольно распространено это в актах, привязанных к бюджетному году: в этих случаях на следующий год действует новое положение, а старое признается утратившим силу.

- отмена же акта предполагает его отмену из-за того, что он в целом противоречит законодательству, принят неуполномоченным органом или должностным лицом и поэтому в принципе не может действовать на территории муниципального образования.

Отмена или приостановление действия акта может быть осуществлена тем органом или лицом, которые издали акт, а также судом. Если орган, принявший акт, уже не существует (упразднен) либо если изменились полномочия органа или должностного лица, то акт может быть отменен тем органом или должностным лицом, который имеет полномочия принятия такого акта на момент его отмены.

Пример, по представлению прокуратуры администрация города либо Совет депутатов (в зависимости от их компетенции) могут отменить акт, принятый исполнительным комитетом поселкового совета еще в начале 90-х гг. и не отмененный, а значит, действующий в настоящее время.

Обжалование в суд решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления

Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.

Для дел об обжаловании действий и решений, нарушающих права и свободы граждан, законодательством установлена альтернативная подведомственность. Гражданин вправе обратиться с жалобой непосредственно в суд либо к вышестоящему в порядке подчиненности муниципальному органу, должностному лицу (при условии их наличия), если он считает, что его права и свободы нарушены неправомерными действиями (решениями) органов или должностных лиц местного самоуправления. Вышестоящие в порядке подчиненности орган или должностное лицо обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если в течение этого срока гражданином не получен ответ на жалобу либо в ее удовлетворении отказано, он вправе обратиться в суд.

Предметом обжалования являются действия (бездействие), решения указанных органов и должностных лиц, а также официальная информация, послужившая основанием для совершения действия или принятия решения, в результате которых нарушены права и свободы гражданина.

Под нарушением прав и свобод гражданина понимается не только прямое нарушение, но и создание препятствий для их осуществления гражданином, незаконное возложение на него какой-либо обязанности или незаконное привлечение к какой-либо ответственности.

Закон "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" определяет официальную информацию как письменные или устные сведения, повлиявшие на осуществление прав и свобод гражданина и представленные в адрес государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих, совершивших действия (принявших решения), с установленным авторством данной информации, если она признается судом как основание для совершения действий либо принятия решений (ч.5 ст.2 Закона).

Предметом обжалования в суде могут быть правовые акты как индивидуального, так и нормативного характера, нарушающие права и свободы гражданина. Граждане-предприниматели и юридические лица вправе обжаловать незаконные действия и решения, в том числе правовые акты ненормативного характера, в арбитражный суд (п.2 ст.22 АПК РФ). Если права указанных субъектов нарушаются нормативным актом местного самоуправления, то жалоба на такой правовой акт должна рассматриваться судом общей юрисдикции.

Комментируемая статья упоминает в качестве предмета обжалования решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, не уточняя, о каких именно формах прямого волеизъявления идет речь. Но очевидно, например, что не могут быть обжалованы решения, принятые местным референдумом, поскольку это противоречит правовой природе данного института. Решение, принятое на референдуме, может быть отменено или изменено только путем проведения нового референдума.

Решения избирательной комиссии, оформляющие порядок проведения и итоги муниципальных выборов, могут являться предметом обжалования, если, по мнению гражданина, этими решениями были нарушены его права и свободы (например, активное или пассивное избирательное право). Решения, принимаемые собранием (сходом) граждан муниципального образования, могут быть обжалованы в общем порядке.

Гражданин вправе обратиться с жалобой в суд в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод, а также в течение одного месяца со дня получения письменного уведомления об отказе вышестоящего органа или должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если письменный ответ на нее не был получен. В жалобе гражданин должен указать, какое именно из принадлежащих ему прав нарушено, в результате какого действия (правового акта) властного субъекта, в чем конкретно состоит нарушение. Жалоба также содержит требование гражданина о восстановлении нарушенного права.

Судом истребуются все доказательства, относящиеся к делу, от участвующих в деле лиц, в первую очередь от органа или должностного лица, чьи действия обжалуются. Гражданин должен доказать лишь факт нарушения своих прав и свобод. Закон "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" устанавливает исключение из правил распределения обязанностей по доказыванию, возлагая при рассмотрении данной категории дел бремя доказывания на ответчика. В соответствии со ст.6 Закона обязанность документального доказывания законности обжалуемых действий (решений) возлагается на органы либо должностных лиц местного самоуправления.

Установив обоснованность жалобы, суд своим решением признает обжалуемое действие или решение незаконным и обязывает удовлетворить требования гражданина, а также определяет ответственность органа или должностного лица местного самоуправления за действия или решения, повлекшие нарушения прав и свобод гражданина.

Если обжалуемые действия или решения признаются судом законными, не нарушающими прав и свобод гражданина, суд отказывает в удовлетворении жалобы.

Решение суда направляется соответствующему органу или должностному лицу местного самоуправления не позднее 10 дней после его вступления в законную силу. Об исполнении решения должно быть сообщено не позднее чем в месячный срок со дня его получения.

По своей правовой природе органы местного самоуправления - это органы власти. Одним из основных признаков осуществления ими функции властвования является издание правовых актов как нормативного, так и ненормативного характера. Посредством таких актов могут нарушаться права физических или юридических лиц, может быть также причинен ущерб. В этом случае физическое или юридическое лицо вправе восстановить через суд (арбитражный суд) нарушенное право, обжаловав действия органа или должностного лица местного самоуправления.

Как свидетельствует судебная практика, наибольшее количество дел, в которых обжалуются действия органов и должностных лиц местного самоуправления (то есть реализуется комментируемая норма), относится к сфере жилищных правоотношений. Это связано с тем, что в распоряжении органов местного самоуправления находится муниципальный жилищный фонд и именно они ведают порядком и очередностью предоставления жилья гражданам. Поэтому нередки случаи, когда в результате незаконных действий органов местного самоуправления в этой сфере нарушаются права граждан, восстановить которые можно через суд.

Так, М. обратился в суд с иском к Администрации г.Обнинска о предоставлении жилого помещения, ссылаясь на то, что как работник ГОВД - участковый инспектор - имеет право на получение квартиры в течение 6 месяцев со дня вступления в должность. Своим решением суд обязал Администрацию предоставить истцу 2-комнатную квартиру на семью из 3 человек.

В кассационной жалобе ответчик просил отменить решение суда. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации оставила решение суда без изменения, указав, что согласно Закону РСФСР "О милиции" жилая площадь в виде отдельной квартиры предоставляется участковым инспекторам милиции не позднее 6 месяцев с момента вступления в должность. Поэтому доводы кассационной жалобы о том, что судом был нарушен порядок распределения квартир работникам милиции, неосновательны.

Таким образом, действия органов местного самоуправления, повлекшие нарушения прав граждан, признаются судом неправомерными и подлежат отмене. Следует указать, что, если в результате такого нарушения лицу был причинен материальный или моральный вред, оно вправе предъявить иск в суд, привлекая орган местного самоуправления к гражданско-правовой ответственности, связанной с возмещением причиненного вреда (см. комментарий к ст.50).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: