Глава 5. Правовые режимы информационных ресурсов

1. Понятие правового режима информационных ресурсов

Содержание правового режима информационных ресурсов не предусмотрено в действующем Законе об информации, однако данное правовое явление занимает особое место в правовых отношениях. Смысл понятия "правовой режим" заключается в возможности совершения или несовершения с объектом права определенных действий, влекущих известный юридический результат. В зависимости от характера действий и юридических последствий их совершения или несовершения, составляющих содержание правовых режимов, различают следующие виды гражданско-правовых режимов:

- правовой режим собственности;

- режим исключительных прав;

- режим обязательственного права.

В содержание правового режима информационных ресурсов включаются:

1) порядок документирования информации;

2) положения о доступе к информационным ресурсам в зависимости от их категорий;

3) принятие мер по охране информации (способы охраны и порядок их применения). Следует отметить, что охрана - более широкое понятие, чем понятие "защита информации", и включает в себя также меры, направленные на предупреждение нарушения.

В свою очередь, следует отметить, что порядок защиты одинаков для всех объектов правоотношений, в том числе для информации. Различают юрисдикционный и неюрисдикционный порядок защиты. Юрисдикционный порядок защиты - это деятельность государственного органа, направленная на восстановление права и пресечение действий, нарушающих право. Юрисдикционный порядок делится, в свою очередь, на судебный и административный. Неюрисдикционный порядок имеет место при самозащите и при применении мер оперативного воздействия.

Следует отметить, что элементы правового режима информационных ресурсов закрепляю тся также в законодательстве субъектов РФ. Так, И.Л. Бачило говорит о том, что в законодательстве субъектов РФ насчитывается до 7 - 8 элементов правового режима информационных ресурсов, к ним, в частности, законодатель относит: порядок создания информационного продукта, стандарт его документального оформления, порядок финансирования, определение субъекта права собственности или исключительного права,


установление категории доступа, правила учета и регистрации, условия обеспечения безопасности, порядок правоохранительной процедуры.

2. Понятие и виды охраноспособной информации

Информация с ограниченным доступом определяется двумя признаками.

1. Доступ ограничен в соответствии с законом.

2. Цель ограничения - защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства.

Признаки охраноспособности информации:

1) охране подлежит только документированная информация;

2) информация должна соответствовать ограничениям, установленным законом;

3) защита информации устанавливается законом. Виды информации с ограниченным доступом:

1) государственная тайна;

2) конфиденциальная информация - документированная информация, доступ к которой
ограничивается в соответствии с законодательством РФ:

- коммерческая тайна;

- тайна частной жизни;

- служебная тайна;

- профессиональная тайна.

Следует отметить, что термин "защита информации" законодательно закреплен в ст. 16 Закона об информации, анализ законодательства РФ позволяет говорить о том, что данное понятие является широко употребляемым. Толковый словарь "Бизнес и право" правовой системы "Гарант" под данным понятием подразумевает "все средства и функции, обеспечивающие доступность, конфиденциальность или целостность информации или связи, исключая средства и функции, предохраняющие от неисправностей. Она включает криптографию, криптоанализ, защиту от собственного излучения и защиту компьютера".

Между тем в ряде международных соглашений можно найти термин "защита информации". Под ним подразумевается:

- деятельность, направленная на предотвращение утечки конфиденциальной информации,
несанкционированных и непреднамеренных воздействий на конфиденциальную информацию <*>;

-------------------------------

<*> Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Белоруссия о сотрудничестве в области защиты информации (Москва, 9 июля 1997 г.).

- комплекс административных, организационных и технических мероприятий по ограничению
доступа к информации и ее носителям в целях обеспечения ее сохранности и недоступности
третьим сторонам, предусмотренный законодательством РФ <*>.

<*> Соглашение между Правительством РФ и Правительством Словацкой Республики о защите информации ограниченного доступа (Братислава, 29 апреля 1997 г.).

Таким образом, защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на:

1) обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения,
модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также иных
неправомерных действий в отношении такой информации;

2) соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа;

3) реализацию права на доступ к информации.

Обладатель информации, оператор информационной системы в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязаны обеспечить:

1) предотвращение несанкционированного доступа к информации и (или) передачи ее
лицам, не имеющим права на доступ к информации;

2) своевременное обнаружение фактов несанкционированного доступа к информации;

3) предупреждение возможности неблагоприятных последствий нарушения порядка доступа к информации;

4) недопущение воздействия на технические средства обработки информации, в результате которого нарушается их функционирование;

5) возможность незамедлительного восстановления информации, мод ифицированной или уничтоженной вследствие несанкционированного доступа к ней;

6) постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности информации.


Федеральными законами могут быть установлены ограничения использования определенных средств защиты информации и осуществления отдельных видов деятельности в области защиты информации.

3. Режимы защиты информации

Цели защиты информации:

1) предотвращение хищения, утечки, искажения, утраты и подделки информации;

2) предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации,
копированию и блокированию информации;

3) реализация права на государственную тайну и конфиденциальную информацию.

На основании ст. 16 Закона об информации защите подлежит любая документированная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю и иному лицу.

Защищаемая информация - информация, являющаяся предметом собственности и подлежащая защите в соответствии с требованиями правовых документов или требованиями, устанавливаемыми собственником информации.

Защита информации осуществляется от:

- утечки (неконтролируемого распространения защищаемой информации в результате ее
разглашения, несанкционированного доступа к информации и получения защищаемой
информации разведками);

- несанкционированного воздействия (воздействия на защищаемую информацию с
нарушением установленных прав и (или) правил на изменение информации, приводящего к ее
искажению, уничтожению, блокированию доступа к информации, а также к утрате, уничтожению
или сбою функционирования носителя информации);

- непреднамеренного воздействия (воздействия на защищаемую информацию ошибок ее
пользователя, сбоя технических и программных средств информационных систем, природных
явлений или иных нецеленаправленных на изменение информации мероприятий, приводящих к
искажению, уничтожению, копированию, блокированию доступа к информации, а также к утрате,
уничтожению или сбою функционирования носителя информации);

- разглашения (несанкционированного доведения защищаемой информации до
потребителей, не имеющих права доступа к этой информации);

- несанкционированного доступа (получения защищаемой информации заинтересованным
субъектом с нарушением установленных правовыми документами или собственником, владельцем
информации прав или правил доступа к защищаемой информации);

- разведки (получения защищаемой информации технической, агентурной разведкой).
Режим защиты информации устанавливается в отношении трех групп сведений.

1. Сведения, относящиеся к государственной тайне: режим устанавливается
уполномоченным государственным органом на основании Закона РФ о государственной тайне <*>.

-------------------------------

<*> СЗ РФ. 1997. N 41. Ст. 4673; 2004. N 35. Ст. 3607.

2. Конфиденциальная информация. Режим защиты информации устанавливается
собственником информационных ресурсов или уполномоченным им лицом на основании Закона
об информации.

3. Персональные данные. Режим защиты информации устанавливается специальным
Федеральным законом N 152-ФЗ от 27 июля 2006 г. "О персональных данных" <*> (вступает в
действие по истечении ста восьмидесяти дней со дня его опубликования).

<*> СЗ РФ. 2006. N 31 (часть I). Ст. 3451.

Контроль за соблюдением требований к защите информации, а также обеспечение органами мер защиты информационной системы, образующие информацию с ограниченным доступом в негосударственных структурах, возложены на государственные органы. Собственник информации также имеет право осуществить аналогичный контроль. Законом устанавливаются только перечни сведений, которые не могут быть отнесены к конкретному виду информации с ограниченным доступом. Исключение - перечень сведений, составляющих государственную тайну.


4. Государственная тайна как предмет, изъятый из гражданского оборота

Государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ <*>.

-------------------------------

<*> Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" // СЗ РФ. 1997. N 41. Ст. 4673; 2004. N 35. Ст. 3607.

Рассмотрим принципы засекречивания информации.

1. Принцип законности: конкретная информация должна соответствовать перечню сведений,
составляющих государственную тайну.

2. Принцип обоснованности: целесообразность отнесения указанных сведений к
государственной тайне устанавливается путем экспертной оценки вероятного ущерба интересам
государства и общества и на основании баланса жизненно важных интересов личности, общества
и государства.

3. Принцип своевременности:

- засекречивание с момента получения сведений;

- засекречивание заблаговременно.

4. Принцип обязательной защиты: сведения защищаются компетентными на то органами.
Перечень сведений, составляющих государственную тайну:

1) сведения в военной области:

- о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных Федеральным законом "Об обороне", об их боевой и мобилизационной готовности, создании и использовании мобилизационных ресурсов;

- о планах строительства Вооруженных Сил РФ, других войск РФ, направлениях развития вооружения и военной техники, содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники;

- о разработке, технологии, производстве, объемах производства, хранении, утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся ядерных материалов, используемых в ядерных боеприпасах, о технических средствах и (или) методах защиты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения, а также о ядерных энергетических и специальных физических установках оборонного значения;

- о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники, о свойствах, рецептурах или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения;

- о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов;

- о дисл окации, действительных наименованиях, организационной структуре, вооружении, численности войск и состояния их боевого обеспечения, а также о военно-политической и (или) оперативной обстановке;

2) сведения в области экономики, науки и техники:

- о содержании планов подготовки РФ и ее отдельных регионов к возможным военным
действиям, мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту
вооружения и военной техники, объемах производства, поставок, запасах стратегических видов
сырья и материалов, а также о размещении, фактических размерах и об использовании
государственных материальных резервов;

- об использовании инфраструктуры РФ в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства;

- о силах и средствах гражданской обороны, дислокации, предназначении и степени защищенности объектов административного управления, степени обеспечения безопасности населения, о функционировании транспорта и связи в РФ в целях обеспечения безопасности государства;

- об объемах, планах (заданиях) государственного оборонного заказа, выпуске и поставках (в
денежном или натуральном выражении) вооружения, военной техники и другой оборонной
продукции, наличии и наращивании мощностей по их выпуску, связях предприятий по кооперации,
о разработчиках или изготовителях указанных вооружения, военной техники и другой оборонной
продукции;


- о достижениях науки и техники, научно-исследовательских, опытно-конструкторских,
проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение,
влияющих на безопасность государства;

- о запасах платины, металлов платиновой группы, природных алмазов в Государственном
фонде драгоценных металл ов и драгоценных камней РФ, Центральном банке РФ, а также об
объемах запасов в недрах, добычи, производства и потребления стратегических видов полезных
ископаемых РФ (по списку, определяемому Правительством РФ);

3) сведения в области внешней политики и экономики:

- о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности РФ, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;

- о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;

4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной
деятельности:

- о силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах разведывательной,
контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также данные о
финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;

- о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами,
осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную
деятельность;

- об организации, силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов
государственной охраны, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные
раскрывают перечисленные сведения;

- о системе президентской, правительственной, шифрованной, в том числе кодированной и засекреченной связи, о шифрах, разработке, изготовлении шифров и обеспечении ими, методах и средствах анализа шифровальных средств и средств специальной защиты, об информационно-аналитических системах специального назначения;

- о методах и средствах защиты секретной информации;

- об организации и фактическом состоянии защиты государственной тайны;

- о защите Государственной границы РФ, исключительной экономической зоны и
континентального шельфа РФ;

- о расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением обороны, безопасности государства и правоохранительной деятельности в РФ;

- о подготовке кадров, раскрывающие мероприятия, проводимые в целях обеспечения безопасности государства.

Не подлежат засекречиванию следующие сведения.

1. Сведения о чрезвычайных происшествиях, катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан.

2. Сведения о состоянии экологии, здравоохранения, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства и преступности.

3. Сведения о привилегиях, компенсациях, льготах, предоставляемых всем субъектам.

4. Сведения о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина.

5. Сведения о ресурсах золотого запаса и государственных валютных резервов.

6. Сведения о состоянии здоровья высших должностных лиц.

7. Сведения о фактах нарушения здравоохранения органами государственной власти и
должностными лицами.

Степени секретности

1. Особая важность - сведения, разглашение которых может нанести ущерб интересам РФ (лицам, допущенным к сведениям, имеющим гриф "Особая важность", устанавливается компенсация в размере 30% надбавки к заработной плате).

2. Совершенно секретно - сведения, разглашение которых может нанести ущерб, может быть причинен министерствам и ведомствам (лицам, допущенным к сведениям, имеющим гриф "Совершенно секретно", устанавливается компенсация в размере 25% к заработной плате).

3. Секретно - ущерб, причиненный предприятиям, учреждениям, организациям (лицам,
допущенным к сведениям, имеющим гриф "Секретно", устанавливается компенсация в размере
10% к заработной плате). Следует отметить, что до 1991 г. такого рода сведения относились к
служебной тайне.

Основания рассекречивания

1. Взятие на себя РФ международных обязательств по открытому обмену сведениями,
составляющими государственную тайну.

2. Изменение объективных обстоятельств.


3. Истечение установленного срока засекречивания (общий срок - 30 лет, но возможно установление большего срока межведомственной комиссией по защите государственной тайны).

Допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, представляет собой процедуру оформления права на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну элементов.

Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне предусматривает:

1) принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;

2) согласие на частичные, временные ограничения их прав в соответствии со ст. 24 Закона о государственной тайне; ограничения могут касаться:

- права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина к государственной тайне;

- права на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения;

- права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска к государственной тайне;

3) письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;

4) определение видов, размеров и порядка предоставления социальных гарантий, предусмотренных Законом о государственной тайне;

5) ознакомление с нормами законодательства РФ о государственной тайне,
предусматривающими ответственность за его нарушение;

6) принятие решения руководителем органа государственной власти, предприятия,
учреждения или организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим
государственную тайну;

7) социальные гарантии:

- процентные надбавки к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений,
к которым они имеют доступ;

- преимущественное право при прочих равных условиях на оставление на работе при
проведении органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями
организационных и (или) штатных мероприятий.

Объем проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которым будет допускаться оформляемое лицо. Проверочные мероприятия осуществляются в соответствии с законодательством РФ. Целью проведения проверочных мероприятий является выявление оснований, предусмотренных ст. 22 Закона о государственной тайне.

Доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, представляет собой непосредственное санкционированное ознакомление.

Защита прав государства на государственную тайну осуществляется в административном, судебном порядке в закрытом заседании.

5. Служебная и профессиональная тайна

В Советском Союзе существовала определенная система защиты информации с ограниченным доступом, в которой выделялось три вида такой информации: государственная тайна (информация с грифами "особой важности", "совершенно секретно"), служебная тайна (информация с грифом "секретно") и информация "для служебного пользования". С принятием в 1993 г. Закона РФ о государственной тайне гриф "секретно" был отнесен к сведениям, составляющим государственную тайну, а новый институт служебной тайны так и не получил достаточной правовой регламентации. То есть образовалась некая нормативная ниша, причем в первую очередь дефинитивного характера: формулировка "служебная тайна" встречается во многих нормативных актах, но соответствующего этим нормам законодательного определения служебной тайны не существует. Однако, если в этом вопросе нет четкой правовой регламентации, невозможна реализация права на информацию и теряет значимость само ограничение доступа к ней.

Признаки отнесения сведений к служебной тайне:

1) сведения, содержащие служебную информацию о деятельности государственных органов или подведомственных им предприятий, организаций, запрет на распространение которых установлен законом или диктуется служебной необходимостью;

2) сведения, являющиеся конфиденциальной информацией для других лиц, но ставшие известными представителям государственных органов в силу исполнения ими служебных обязанностей.

Служебная тайна - защищаемая законом конфиденциальная информация, ставшая известной в государственных органах или органах местного самоуправления на законных


основаниях, в силу исполнения ими служебных обязанностей, а также служебная информация о деятельности самого органа.

Критерии охраноспособности информации, составляющей служебную тайну:

1) информация, составляющая собственную служебная информацию о деятельности самого
органа власти;

2) охраноспособная конфиденциальная информация, составляющая коммерческую,
банковскую, профессиональную тайну, тайну частной жизни - "чужая тайна";

3) сведения, не являющиеся государственной тайной и не подпадающие под перечень
сведений, доступ к которым не может быть ограничен;

4) получена информация в силу исполнения служебных обязанностей.
Объекты служебной тайны

1. Военная тайна.

2. Тайна следствия.

3. Судебная тайна.

4. Налоговая тайна.

5. Охраноспособная конфиденциальная информация, составляющая коммерческую,
банковскую, профессиональную тайну, тайну частной жизни.

Определение служебной тайны дано в Указе Президента РФ "Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера", согласно которому служебная тайна представляет собой служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами <*>.

-------------------------------

<*> См.: Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 "Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера" // СЗ РФ. 1997. N 10. Ст. 1127.

Законодательного акта, который бы более подробно регулировал правовой режим служебной тайны, не было никогда, нет и сейчас.

В силу этого понятие служебной тайны по-разному трактуется в научной литературе. Большинство ученых склонно придерживаться мнения, что к служебной тайне относятся те сведения о физических и юридических лицах, которые становятся известными различным должностным лицам по роду их служебной деятельности, однако в силу своего особого характера не могут свободно распространяться. В силу этого к служебной тайне относят тайну следствия, врачебную тайну, налоговую тайну, адвокатскую тайну и др. <*>.

-------------------------------

<*> См.: Костров Д. Чтобы лучше защитить, надо точно разграничить // http://www.bytemag.ru (по состоянию на 18 марта 2006 г.).

Некоторые, однако, склонны считать, что к служебной тайне должны относиться лишь сведения о "скрытой" служебной деятельности государственных и муниципальных органов (например, сведения, связанные с организацией и проведением оперативной деятельности налоговых органов в целях выполнения задач, возложенных на них законом). При таком подходе налоговая, адвокатская и прочие тайны должны считаться не служебными, а так называемыми "профессиональными" <*>.

-------------------------------

<*> См.: Туманова Л.В., Снытников А.А. Обеспечение и защита права на информацию. М., 2001. С. 234.

Представляется, однако, что все вышеуказанные виды конфиденциальной информации являются служебными тайнами, так как имеется общий признак: они становятся известными соответствующим должностным лицам в связи с их служебной деятельностью. При этом можно выделить два вида служебной тайны: 1) тайна деятельности соответствующего органа; 2) профессиональная тайна. Последняя зачастую может тесно пересекаться с личной, коммерческой, банковской и иными тайнами. Так, например, сведения о планах развития коммерческой организации, составляющие коммерческую тайну, ставшие известными на законных основаниях должностным лицам органов государственной власти, будут охраняться одновременно институтами коммерческой и служебной тайны. Информация об усыновлении или удочерении, относящаяся к личной тайне, будучи получена адвокатом в рамках его профессиональной деятельности, становится также адвокатской (служебной) тайной и т.д.

Правовой режим отдельных видов информации, составляющей служебную тайну, регулируется соответствующим законодательством.

Тайна предварительного расследования установлена ст. 161 УПК РФ. В соответствии с ч. 1 этой статьи данные предварительного расследования не подлежат разглашению.


Тайна совещания судей предусмотрена ст. 298 УПК РФ. Она устанавливает, что приговор постановляется судом в совещательной комнате. Во время постановления приговора в этой комнате могут нах одиться лишь судьи, входящие в состав суда по данному уголовному делу. Судьи не вправе разглашать суждения, имевшие место при обсуждении и постановлении приговора.

Аналогичным образом ст. 341 УПК РФ регулирует тайну совещания присяжных заседателей. Гарантией соблюдения тайны совещания судей и тайны совещания присяжных заседателей является ст. 381 УПК РФ, которая указывает, что нарушение тайны совещания коллегии присяжных заседателей при вынесении вердикта или тайны совещания судей при постановлении приговора является безусловным основанием отмены или изменения судебного решения.

В соответствии со ст. 102 Налогового кодекса РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами налоговой полиции, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений: 1) разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; 2) об идентификационном номере налогоплательщика; 3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения; 4) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам).

Таможенный кодекс РФ от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ, хотя напрямую и не использует термины "служебная тайна" или "таможенная тайна", также устанавливает, что любая информация, полученная таможенными органами в соответствии с актами таможенного законодательства, иными правовыми актами РФ, правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, может использоваться исключительно в таможенных целях (п. 1 ст. 10).

Порядок обращения с документами, содержащими служебную информацию ограниченного распространения

Необходимость проставления пометки "Для служебного пользования" на документах и изданиях, содержащих служебную информацию ограниченного распространения, определяется исполнителем и должностным лицом, подписывающим или утверждающим документ. Указанная пометка и номер экземпляра проставляются в правом верхнем углу первой страницы документа, на обложке и титульном листе издания, а также на первой странице сопроводительного письма к таким документам.

Прием и учет (регистрация) документов, содержащих служебную информацию ограниченного распространения, осуществляются, как правило, структурными подразделениями, которым поручен прием и учет несекретной документации.

Документы с пометкой "Для служебного пользования":

- печатаются в машинописном бюро. На обороте последнего листа каждого экземпляра документа машинистка должна указать количество отпечатанных экземпляров, фамилию исполнителя, свою фамилию и дату печатания документа. Отпечатанные и подписанные документы вместе с черновиками и вариантами передаются для регистрации работнику, осуществляющему их учет. Черновики и варианты уничтожаются этим работником с отражением факта уничтожения в учетных формах;

- учитываются, как правило, отдельно от несекретной документации. При незначительном объеме таких документов разрешается вести их учет совместно с другими несекретными документами. К регистрационному индексу документа добавляется пометка "ДСП";

- передаются работникам подразделений под расписку;

- пересылаются сторонним организациям фельдъегерской связью, заказными или ценными почтовыми отправлениями;

- размножаются (тиражируются) только с письменного разрешения соответствующего
руководителя. Учет размноженных документов осуществляется поэкземплярно;

- хранятся в надежно запираемых и опечатываемых шкафах (ящиках, хранилищах).

При необходимости направления документов с пометкой "Для служебного пользования" по нескольким адресам составляется указатель рассылки, в котором поадресно проставляются номера экземпляров отправляемых документов. Указатель рассылки подписывается исполнителем и руководителем структурного подразделения, готовившего документ.

Исполненные документы с пометкой "Для служебного пользования" группируются в дела в соответствии с номенклатурой дел несекретного делопроизводства. При этом на обложке дела, в которое помещены такие документы, также проставляется пометка "Для служебного пользования".

Уничтожение дел, документов с пометкой "Для служебного пользования", утративших свое практическое значение и не имеющих исторической ценности, производится по акту. В учетных формах об этом делается отметка со ссылкой на соответствующий акт.


Передача документов и дел с пометкой "Для служебного пользования" от одного работника другому осуществляется с разрешения соответствующего руководителя.

При смене работника, ответственного за учет документов с пометкой "Для служебного пользования", составляется акт приема-сдачи этих документов, который утверждается соответствующим руководителем.

Проверка наличия документов, дел и изданий с пометкой "Для служебного пользования" проводится не реже одного раза в год комиссиями, назначаемыми приказом руководителя. В состав таких комиссий обязательно включаются работники, ответственные за учет и хранение этих материалов.

В библ иотеках и арх ивах, где сосредоточено большое количество изданий, дел и других материалов с пометкой "Для служебного пользования", проверка наличия может проводиться не реже одного раза в пять лет.

Результаты проверки оформляются актом.

О фактах утраты документов, дел и изданий, содержащих служебную информацию ограниченного распространения либо разглашения этой информации, ставится в известность руководитель организации и назначается комиссия для расследования обстоятельств утраты или разглашения. Результаты расследования докладываются руководителю, назначившему комиссию.

На утраченные документы, дела и издания с пометкой "Для служебного пользования" составляется акт, на основании которого делаются соответствующие отметки в учетных формах. Акты на утраченные дела постоянного срока хранения после их утверждения передаются в архив для включения в дело фонда.

При снятии пометки "Для служебного пользования" на документах, делах или изданиях, а также в учетных формах делаются соответствующие отметки и информируются все адресаты, которым эти документы (издания) направлялись.

Профессиональная тайна определяется тремя признаками.

1. Профессиональная принадлежность.

2. Конфиденциальная информация добровольно доверяется лицу, исполняющему
соответствующие профессиональные обязанности, по выбору владельца этой информации.

3. У лица, к которому поступает такая информация, возникает обязанность обеспечить ее
сохранность.

Профессиональная тайна - защищаемая законом информация, доверенная или ставшая известной лицу (держателю информации) исключительно в силу исполнения им профессиональных обязанностей, не связанная с государственной или муниципальной службой. Распространение этой информации может нанести ущерб доверителю, но при этом информация не является государственной коммерческой тайной.

Критерии охраноспособности

1. Информация стала известной в силу профессиональных обязанностей.

2. Держатель не состоит на государственной, муниципальной службе.

3. Запрет на распространение установлен законом.

4. Не относится к государственной, коммерческой тайне. Объекты информации, составляющей профессиональную тайну.

1. Врачебная тайна.

2. Тайна связи.

3. Нотариальная тайна.

4. Адвокатская тайна.

5. Тайна усыновления.

6. Тайна страхования.

7. Тайна исповеди.

Субъекты профессиональной тайны:

1) доверитель;

2) держатель;

3) пол ьзователь (государственные органы, которым становится известна государственная тайна в связи с использованием служебных обязанностей).

Так, например, адвокатская тайна в настоящее время установлена Федеральным законом от 31 мая 2002 г. N 63-Ф3 "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" <*>. Адвокатской тайной являются любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю. Гарантией адвокатской тайны является запрет допроса адвоката в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием. Полученные в х оде оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий (в том числе после приостановления или прекращения статуса адвоката) сведения, предметы и документы могут быть использованы в качестве доказательств обвинения только в тех случаях, когда они не входят в производство адвоката по делам его доверителей.


<*> СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2102; 2004. N 52 (часть I). Ст. 5267.

Наконец, нотариальная тайна регулируется ст. 16 Основ законодательства о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 <*>: нотариус обязан х ранить в тайне свед ения, которые стали ему известны в связи с осуществлением его профессиональной деятельности. Суд может освободить нотариуса от обязанности сохранения тайны, если против нотариуса возбуждено уголовное дело в связи с совершением нотариального действия.

-------------------------------

<*> Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. N 10. Ст. 357; СЗ РФ. 2004. N 45. Ст. 4377; 2005. N 27. Ст. 2717; 2006. N 27. Ст. 2881.

Медицинская (врачебная) тайна. К сведениям, составляющим медицинскую тайну, закон относит информацию о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении (ст. 61 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 <*>), сведения о наличии у гражданина психического расстройства, фактах обращения за психиатрической помощью и лечении в учреждении, оказывающем такую помощь, а также иные сведения о состоянии психического здоровья (ст. 9 Закона РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" <**>). Передача этих сведений третьим лицам допускается лишь с согласия гражданина или его законного представителя. На медицинский персонал и лиц, которым в установленном порядке переданы эти сведения, возлагается обязанность обеспечивать конфиденциальность этих сведений и предотвращать нарушение врачебной тайны со стороны третьих лиц. За незаконный сбор и разглашение сведений, составляющих медицинскую тайну, журналист будет нести ответственность по ст. 137 УК РФ (если имелась корыстная или иная личная заинтересованность) как за нарушение неприкосновенности частной жизни. С нарушителя в пользу пострадавшего может быть взыскана также денежная компенсация морального вреда.

-------------------------------

<*> Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. N 33. Ст. 1318; СЗ РФ. 2004. N 49. Ст. 4850; 2006. N 1. Ст. 10; N 6. Ст. 640.

<**> Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. N 33. Ст. 1913; СЗ РФ. 2004. N 35. Ст. 3607.

Журналистская тайна. В соответствии со ст. 41 Закона о СМИ редакция СМИ не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, предоставленные гражданином с условием сохранения их в тайне, обязана сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени. Единственное исключение из этого правила - случаи поступления требования о предоставлении сведений об источнике информации от суда в связи с находящимся в его производстве делом (причем даже тогда редакция вправе взять всю полноту ответственности на себя, дабы сохранить инкогнито автора или иного источника информации). Поскольку редакция - коллективный субъект, она не может давать свидетельские показания, а может только письменно ответить на судебный запрос. Соответственно и юридической ответственности за лжесвидетельство или отказ от дачи свидетельских показаний редакция не несет. Журналист также обязан сохранять конфиденциальность информации и ее источника (п. 4 ч. 1 ст. 49 Закона о СМИ). Никто, в том числе и суд, не вправе заставить его раскрыть содержание и источник доверительной информации. Угрозы о применении к журналисту мер уголовной ответственности за отказ от дачи свидетельских показаний в данном случае являются необоснованными, поскольку по смыслу ст. 51 Конституции РФ и п. 4 ч. 1 ст. 49 Закона о СМИ журналист освобожден от обязанности давать свидетельские показания о содержании и источнике доверительной информации. За распространение сведений, предоставленных под условием неразглашения, за раскрытие псевдонима или инкогнито источника информации возможны в зависимости от содержания разглашенной информации и последствий разглашения различные виды ответственности: как уголовная (ст. 137 УК (см. выше)), так и гражданско-правовая (денежная компенсация морального вреда, возмещение причиненных в результате разглашения убытков).

Тайна записи актов гражданского состояния. Акты гражданского состояния - действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие правовое состояние граждан (брак, гражданство, семейную и национальную принадлежность). Государственной регистрации подлежат: рождение, заключение брака, расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени и смерть (ст. 3 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" <*>). Сведения, ставшие известными работнику органа ЗАГС в связи с государственной регистрацией акта гражданского состояния, являются персональными данными,


относятся к категории конфиденциальной информации, имеют ограниченный доступ и разглашению не подлежат (ст. 12 упомянутого Закона). Таким образом, в книге ЗАГС фиксируются сведения, относящиеся к частной жизни, и, следовательно, журналист, незаконно собирающий или распространяющий такую информацию, сознавая противоправность своих действий, несет за это юридическую (уголовную (ст. 137 "Нарушение неприкосновенности частной жизни", ст. 155 "Разглашение тайны усыновления (удочерения)" УК РФ) или гражданскую) ответственность наравне с предоставившим такую информацию. То же самое можно сказать и об ответственности за разглашение без согласия субъектов информации нотариальной тайны и тайны совершения сделок: вид ответственности зависит от характера распространенной информации, мотивов и последствий ее распространения.

-------------------------------

<*> СЗ РФ. 1997. N 47. Ст. 5340; 2003. N 17. Ст. 1553; 2006. N 1. Ст. 10.

6. Тайна частной жизни

Тайна частной жизни - составной элемент права на неприкосновенность частной жизни, но тайна частной жизни включает в себя личную, семейную тайну и охрану персональных данных.

Правовая охрана права на неприкосновенность частной жизни осуществляется установлением конституционных гарантий. Информация, затрагивающая неприкосновенность частной жизни и ставшая известной на законных основаниях другим лицам, должна охраняться в режиме профессиональной или служебной тайны.

Институт защиты персональных данных. Персональные данные - любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация. Эти сведения не могут быть использованы без письменного согласия субъекта персональных данных.

Критерий ох раноспособности: распространение этих сведений может нанести вред чести, достоинству, деловой репутации, доброму имени или другим нематериальным благам и имущественным интересам.

К объектам персональных данных относятся следующие.

1. Биографические и опознавательные данные.

2. Личные характеристики.

3. Семейное положение.

4. Имущественное, финансовое положение.

5. Состояние здоровья.

Так как каждый гражданин в процессе своей жизни вступает во взаимоотношения с различными предприятиями, организациями, учреждениями, а также другими гражданами и при этом у последних происходит накопление данных о конкретном индивиде, начиная с самых простых (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения и т.п.) и заканчивая очень специфическими (сведения о заболеваниях, судимостях, размерах доходов, имуществе и пр.), все это исходя из предложенного определения и следует считать примерами персональных данных.

Впервые нормы, касающиеся персональных данных, были введены Конституцией РФ 1993 г., провозгласившей право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (см. ч. 1 ст. 23) и право каждого на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (см. ч. 2 ст. 23), а также недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия (см. ч. 1 ст. 24).

Часть 9 ст. 9 Федерального закона об информации устанавливает, что персональные данные относятся к категории конфиденциальной информации.

Не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме как на основании судебного решения.

По поводу персональных данных возникают правоотношения между субъектами персональных данных (лица, к которым относятся данные, их наследники) и операторами (государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели и содержание обработки персональных данных).

Правовой статус субъекта персональных данных

Субъект персональных данных имеет право на получение сведений об операторе, о месте его нахождения, о наличии у оператора персональных данных, относящихся к соответствующему субъекту персональных данных, а также на ознакомление с такими персональными данными.


Субъект персональных данных вправе требовать от оператора уточнения своих персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, недостоверными, незаконно полученными или не являются необх одимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав. Сведения о наличии персональных данных должны быть предоставлены субъекту персональных данных оператором в доступной форме, и в них не должны содержаться персональные данные, относящиеся к другим субъектам персональных данных. Доступ к своим персональным данным предоставляется субъекту персональных данных или его законному представителю оператором при обращении либо при получении запроса субъекта персональных данных или его законного представителя.

Право субъекта персональных данных на доступ к своим персональным данным может быть ограничено в случае, если:

1) обработка персональных данных, в том числе персональных данных, полученных в
результате оперативно-розыскной, контрразведывательной и разведывательной деятельности,
осуществляется в целях обороны страны, безопасности государства и охраны правопорядка;

2) обработка персональных данных осуществляется органами, осуществившими задержание
субъекта персональных данных по подозрению в совершении преступления, либо предъявившими
субъекту персональных данных обвинение по уголовному делу, либо применившими к субъекту
персональных данных меру пресечения до предъявления обвинения, за исключением
предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации случаев,
если допускается ознакомление подозреваемого или обвиняемого с такими персональными
данными;

3) предоставление персональных данных нарушает конституционные права и свободы
других лиц.

Запрещается принятие на основании исключительно автоматизированной обработки персональных данных решений, порождающих юридические последствия в отношении субъекта персональных данных или иным образом затрагивающих его права и законные интересы, за исключением случаев, когда наличествует согласие в письменной форме субъекта персональных данных или в иных случаях, предусмотренных федеральными законами.

Правовой статус оператора

Оператор обязан разъяснить субъекту персональных данных порядок принятия решения на основании исключительно автоматизированной обработки его персональных данных и возможные юридические последствия такого решения, предоставить возможность заявить возражение против такого решения, а также разъяснить порядок защиты субъектом персональных данных своих прав и законных интересов. Оператор обязан рассмотреть возражение в течение семи рабочих дней со дня его получения и уведомить субъекта персональных данных о результатах рассмотрения такого возражения.

Если обязанность предоставления персональных данных установлена федеральным законом, оператор обязан разъяснить субъекту персональных данных юридические последствия отказа предоставить свои персональные данные.

Оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые организационные и технические меры, в том числе использовать шифровальные (криптографические) средства, для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения персональных данных. Использование и хранение биометрических персональных данных вне информационных систем персональных данных могут осуществляться только на таких материальных носителях информации и с применением таких технологий ее хранения, которые обеспечивают защиту этих данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения.

Оператор обязан сообщить субъекту персональных данных или его законному представителю информацию о наличии персональных данных, относящихся к соответствующему субъекту персональных данных, а также предоставить возможность ознакомления с ними при обращении субъекта персональных данных или его законного представителя либо в течение десяти рабочих дней с даты получения запроса субъекта персональных данных или его законного представителя.

В случае отказа оператор обязан дать в письменной форме мотивированный ответ, содержащий ссылку на положение федерального закона, являющееся основанием для такого отказа, в срок, не превышающий семи рабочих дней со дня обращения субъекта персональных данных или его законного представителя либо с даты получения запроса субъекта персональных данных или его законного представителя.

Оператор обязан безвозмездно предоставить субъекту персональных данных или его законному представителю возможность ознакомления с персональными данными, относящимися к соответствующему субъекту персональных данных, а также внести в них необходимые изменения,


уничтожить или блокировать соответствующие персональные данные по предоставлении субъектом персональных данных или его законным представителем сведений, подтверждающих, что персональные данные, которые относятся к соответствующему субъекту и обработку которых осуществляет оператор, являются неполными, устаревшими, недостоверными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки.

В случае выявления недостоверных персональных данных или неправомерных действий с ними оператора при обращении или по запросу субъекта персональных данных или его законного представителя либо уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных оператор обязан осуществить блокирование персональных данных, относящихся к соответствующему субъекту персональных данных, с момента такого обращения или получения такого запроса на период проверки.

В случае подтверждения факта недостоверности персональных данных оператор на основании документов, представленных субъектом персональных данных или его законным представителем либо уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, или иных необходимых документов обязан уточнить персональные данные и снять их блокирование.

В случае отзыва субъектом персональных данных согласия на обработку своих персональных данных оператор обязан прекратить обработку персональных данных и уничтожить персональные данные в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты поступления указанного отзыва, если иное не предусмотрено соглашением между оператором и субъектом персональных данных. Об уничтожении персональных данных оператор обязан уведомить субъекта персональных данных.

Оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять обработку персональных данных, за исключением нижеследующих случаев:

1) относящихся к субъектам персональных данных, которых связывают с оператором трудовые отношения;

2) пол ученных оператором в связи с заключением договора, стороной которого является субъект персональных данных, если персональные данные не распространяются, а также не предоставляются третьим лицам без согл асия субъекта персональных данных и используются оператором исключительно для исполнения указанного договора и заключения договоров с субъектом персональных данных;

3) относящихся к членам (участникам) общественного объединения или религиозной
организации и обрабатываемых соответствующими общественным объединением или
религиозной организацией, действующими в соответствии с законодательством Российской
Федерации для достижения законных целей, предусмотренных их учредительными документами,
при условии, что персональные данные не будут распространяться без согласия в письменной
форме субъектов персональных данных;

4) являющихся общедоступными персональными данными;

5) включающих в себя только фамилии, имена и отчества субъектов персональных данных;

6) необходимых в целях однократного пропуска субъекта персональных данных на
территорию, на которой находится оператор, или в иных аналогичных целях;

7) включенных в информационные системы персональных данных, имеющие в соответствии
с федеральными законами статус федеральных автоматизированных информационных систем, а
также в государственные информационные системы персональных данных, созданные в целях
защиты безопасности государства и общественного порядка;

8) обрабатываемых без использования средств автоматизации в соответствии с
федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Фед ерации,
устанавливающими требования к обеспечению безопасности персональных данных при их
обработке и к соблюдению прав субъектов персональных данных.

На оператора не могут возлагаться расходы в связи с рассмотрением уведомления об обработке персональных данных уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, а также в связи с внесением сведений в реестр операторов.

Персональные данные по общему правилу относятся к конфиденциальной информации. Режим конфиденциальности персональных данных снимается в случаях:

- обезличивания персональных данных;

- по желанию субъекта персональных данных;

- в отношении общедоступных персональных данных. (Персональные данные, доступ
неограниченного круга лиц к которым предоставлен с согласия субъекта персональных данных или
на которые в соответствии с федеральными законами не распространяется требование
соблюдения конфиденциальности.)

В общедоступные источники персональных данных с письменного согласия субъекта персональных данных могут включаться его фамилия, имя, отчество, год и место рождения, адрес,


абонентский номер, сведения о профессии и иные персональные данные, предоставленные субъектом персональных данных.

Сведения о субъекте персональных данных могут быть в любое время исключены из общедоступных источников персональных данных по требованию субъекта персональных данных либо по решению суда или иных уполномоченных государственных органов.

Субъект персональных данных самостоятельно принимает решение о предоставлении кому-либо своих персональных данных. Обработка персональных данных может проводиться только с согласия субъекта персональных данных.

Письменное согласие субъекта персональных данных на обработку своих персональных данных должно включать в себя:

1) фамилию, имя, отчество, адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе;

2) наименование (фамилию, имя, отчество) и адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных;

3) цель обработки персональных данных;

4) перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта
персональных данных;

5) перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;

6) срок, в течение которого действует согласие, а также порядок его отзыва.

Обработка персональных данных может осуществляться оператором с согласия субъектов персональных данных, за исключением следующих случаев:

1) обработка персональных данных осуществляется на основании федерального закона, устанавливающего ее цель, условия получения персональных данных и круг субъектов, персональные данные которых подлежат обработке, а также определяющего полномочия оператора;

2) обработка персональных данных осуществляется в целях исполнения договора, одной из сторон которого является субъект персональных данных;

3) обработка персональных данных осуществляется для статистических или иных научных целей при условии обязательного обезличивания персональных данных;

4) обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных, если получение согласия субъекта персональных данных невозможно;

5) обработка персональных данных необходима для доставки почтовых отправлений
организациями почтовой связи, для осуществления операторами электросвязи расчетов с
пользователями услуг связи за оказанные услуги связи, а также для рассмотрения претензий
пользователей услугами связи;

6) обработка персональных данных осуществляется в целях профессиональной деятельности журналиста либо в целях научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных;

7) осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию в соответствии с федеральными законами, в том числе персональных данных лиц, замещающих государственные должности, должности государственной гражданской службы, персональных данных кандидатов на выборные государственные или муниципальные должности.

Уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, на который возлагается обеспечение контроля и надзора за соответствием обработки персональных данных требованиям Федерального закона "О персональных данных", является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере информационных технологий и связи.

Как отмечает Павел Анни <*>, в решении на базе "тонких" клиентов все пользовательские данные и запускаемые приложения хранятся и управляются централизованно. Системный администратор опред еляет, какие приложения будут доступны пользователям (с точностью до пользователя), контролирует хранимые данные (на вирусы, на конфиденциальность, на мусор), управляет распределением ресурсов.

-------------------------------

<*> Анни П. О "тонком" клиенте замолвите слово // РГ. 2003. N 65.

В то же самое время работодатель не имеет права незаконно собирать или распространять свед ения о частной жизни работника, составляющие его личную или семейную тайну, без его согласия; нарушать тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений граждан. Нарушение указанных запретов влечет уголовную ответственность (ст. 137, 138 УК РФ).


Выходом из сложившейся ситуации может стать разработка работодателем политики компании в отношении использования электронной почты и доступа в Интернет на рабочем месте работника. Эффективной с точки зрения работодателя будет политика уведомления работника о том, что все частные, не относящиеся к работе действия последний совершает на свой риск и не может рассчитывать в данном случае на неприкосновенность личной жизни. Работодатель должен разъяснить служащим, в каких случаях можно испол ьзовать телефонную связь и электронную почту в личных целях и какое использование может повлечь применение дисциплинарного взыскания.

Работодатель может в договоре с работником установить, что последний согласен на контроль и блокировку сообщения и на разглашение сведений о возможных получателях информации. Однако в данном случае возникает другая проблема. Дело в том, что другая сторона, участвующая в информационном обмене, также пользуется правом неприкосновенности частной жизни, переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений. Это означает, что согласие последней на контроль и блокировку сообщения также необходимо. Таким образом, наблюдение в режиме реального времени за сообщениями работников, общающихся с лицами, не давшими согласие на такое наблюдение, может повлечь применение соответствующих мер ответственности. В данном случае целесообразно сначала получить необходимое согласие и только потом исследовать сообщение, сохранившееся на сервере компании.

Кроме того, работодатель может предоставить служащим возможность пользоваться персональными средствами связи.

В Великобритании проблема противоречия между потребностями работодателя и правом служащего на конфиденциальность информации появилась при рассмотрении и принятии Закона о регулировании следственных действий (The Regulation of Investigatory Powers Act (RIPA)) <*>, который предусматривает контроль и блокировку как сообщений, отправляемых по электронной почте, так и телефонных переговоров, и, что наиболее спорно, раскрытие ключей шифрования. Причем служащие и работодатели одинаково подпадают под сферу действия данного Закона.

-------------------------------

<*> RIPA (2000) был одобрен 28 июля 2000 г. и поэтапно вступил в силу в течение осени 2000 - весны 2001 г.

Вместе с тем в октябре 2000 г. в Великобритании вступили в силу Акт о правах человека 1998 г. и так называемые нормы "Законной Деловой Практики" (The Lawful Business Practice regulations), которым работодатели также должны подчиняться. В Акте о правах человека указано, что каждый имеет право на защиту частной и семейной жизни, жилища, корреспонденции.

Профессиональные союзы заявили, что RIPA предоставляет слишком значительные полномочия работодателям по контролю персональной информации. Представители работодателей утверждали, что получение согласия отправителя и получателя информации (как основание для законного контроля) проблематично. В итоге правительством были выработаны определенные ограничения <*>.

-------------------------------

<*> Shaw Pittman. Regulation of Investigatory Powers Act. ALERT. December 2000. Number 5: http://library.lp.findlaw.com/articles/00104/003812.pdf.

Теперь контроль и блокировка сообщений допускается, если работодатель обоснованно убежден, что будет пол учено согл асие отправителя и получателя сообщения на его контроль. Если согласие не получено, то контроль и блокировка могут быть осуществлены для:

1) установления существования фактов (например, сделки) или согласия с применяемыми методами и процедурами;

2) предотвращения или обнаружения признаков преступления или несанкционированного использования системы;

3) обеспечения эффективной работы самой системы.

Даже если такой контроль осуществлялся в рамках "законной деловой практики", он будет допущен только:

1) для целей бизнеса;

2) если работодатель предпринял все "разумные меры", чтобы предупредить отправителя и получателя информации о том, что сообщение может быть перехвачено (например, путем телефонного сообщения или с помощью электронной почты).

Возникновение в России новых общественных отношений в связи с функционированием Интернета, их трансформация в основных сферах общественной жиз


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: