Тенденции в социальной эволюции языков

В истории развития языка можно выделить ряд этапов:

1.Зарождение, создание, развитие устного языка.Особ-сти языка в первобытном обществе: 1)язык хар-ся множественностью и дробностью в рамках единой язык-й семьи; 2) хар-но быстрое изм-ние язывков вследствие глубоких язык-х контактов; 3)Сущ0ли групп-е подязыки. Эвфегинизм (хорошо говорю) – благопристойная, смягченная форма слова, замена грубого слова более вежливым (старая женщина – в преклонном возрасте); 4) изобиле слов в языке с конкретной семантикой; 5) общение без письм-го яз-го вклада в себя, исп-ние жестов; 6) наличие в я-ке табуированных слов и выражений (запрещенные слова), следовательно быстрое обновление яз-го словаря; 7) семан-я расплывчатость (диффузность или нестабильность семантики). Смысл слова м. б. разгадан только в конр-ной фразе.

2. Зарождение, создание и развитие письм-го языка. Дописьм-й язык и культуру наз-ли варварскими. Письм-сть возникла когда образовались первые гос-ва: на смену пришли гражданское право и письм-е законы. Письм-й я-к обладает тремя важными св-вами: 1) с его помощью можно обратиться к неогранич-ному кол-ву людей; 2) сообщение м. б. прочитано неоднократно; 3) он м. включать в себя такие знаки, кот недоступны устному я-ку (чертежи, схумы, разл символы). С появл-нием письм-сти об-во раздел-ся на грамм. и неграм. Появл-ся школы, след-но обилие текстов, созданных в рамках школ по разным правилам, след-но возникает потребность в унификации для успешного чтения и понимания текстов; появл-ся грамматика, логика, риторика. Философия, стилистика.

3. Этап правильных и неправильных языков. Связан с феодализмом, феодальной раздробленностью, когда возникает задача сохранения единства цивилизации и культуры. Осн-ю роль играет религия: христ-во, ислам, конфуцианство. В целях сохранения смысл-й ценности тексты канонизируются. Канон-е тексты счит-ся правильными (тексты свщен. Писания), а неканон-е – неправ-ными (апокрифы). Апокрифы – произв-ния с библ-м сюжетом, сод-ние кот. Не совпадает с офиц-ным вероучением.

4. Яз-е особ-сти в эпоху Средневековья: 1) двуязычие: надэтнические языки (книжнописьменные, религиозно-культурные) и местные, нар-е языки; 2) тип диалектных различий как отражение феодальной раздробленности, след-но возникает наддиалектная форма языка Койне. Позже на основе Койне форм-сь народные, этнические, литер-е языки: фр., нем., рус. И др.; 3) церемониальность, регламентированность книжно-литер. Общения; 4) пристальное внимание, трепетное отн-ние к слову.

5. Этап нац. Языков. Пявление книгопечатания, подвижный штрифт, типографский сплав, след-но революция в языке. Книгопечатание открыло ряд воз-стей: стандартизация школ обуч-ния; рост темпов и масштабов коммуникации; превращение речи в говор, оформление рынка речи. Перед обществом встала проблема реформы языка, связ-я с праспространением просвещения на неправ-х яхзыках. Так образ-ся нац-й язык – книгопетание было переведено на нац. Язык – шк-е обр-ние переведено на нац. Язык – наука заимствовала всю терминологию на новом языке – была создана грамматика и орфоэпия, правила произношения и ударения.

6. Кризис языка в совр. общ-ве: наличие разл-х нац-х языков, кот. Представляют собой барьер для эффек-го обмена информацией; совр-е языки содержат много терминов, неоднозначно трактуемых, след-но двусмысленность в общении; совр-е формы естеств-го яз-ка затрудняют описание объектов, невоспринимаемых конр-ми чув-ми. Пути выхода: создание наднац-го я-ка Эсперанто – исп-ние яз-ков, кот включали бы многозначность слов.

Системы регулярных и взаимозависящих вар-тов реализации яз взаимодействия образуют формы сущее-ния языка. Это территор-е диалекты или говоры, соц диалекты (проф речь, арго)-просторечия – молодежное арго – обиходно-разговр-я речь- лит-я речь. Все формы существ-ния языка, кроме тайных, в пределах данного общенар-го яз-ка доступны понимании. Высшая форма - лит язык. Взаимосвязь м/д формами сущ-ния языка усложняется по мере развития функ стилей. У говорящего постепенно склад-ся узус (обычай правило) речи – это общепринятое употр-ние слова или наоборот. И в просторечии, ви в диалекте, и в прф. Арго есть свой узус. Прир яз форма сходно и в диалектах, и в лит языке. Нормы – это сущ-ние у говорящего идеала, образца, эталона. Между отд нормами лит языка и просторечия сущ-ют погран-е зоны, где происходит взаимопроникновения норм, сущ-ют дубл вар-ты. Лит. Норма может меняться с развитием языка. Особ-сти нормы лит языка: лит язык возник как наддиалект-я норма, это язык СМИ и обр-ния;лит язык обладает наивысшим престижем в общении; нормы лит языка кодифицируются, созд-ся системы норм языка в грамматиках и словарях;нормы лит языка более устойчивы; лит язык – наиболее удобный, оптим вар-т общенар языка для выражения смыслов; нормы лит языка – явление нац и историческое. Нормы лит языка

– орфоэпические (фонетические), т. е. единичные правила произношения отд звуков и их сочетаний, лекс правила, связ-е с упорт-нием отд слов и сочетаний в соот-вии с их смысл зн-нием.

- грамм-кие, правила сочетания слов для построения предложений.

- стилистическеи – пиемы, ср-ва, помогающие яркому и точному выражению мыслей.

Рус. Лит языксущ-ет в двух формах: устной и письм-й.

Особ-сти уст формы: восприним-ся на слух любая форма языка с исп-нием фонетич-х и просодич. Св-в; создается в процессе речи, выглядит спонтанной; для нее хар-на словесная исмпровизация, простые предложения, повторы, незаконченность; речь склад-ся с учетом психолингвистич-х особ-тей адресата.

Особ-сти письм-й формы: графически закрепленная, не восприним-ся на слух; м. б. заранее обдумана; хар-на книжная лексика, налиие сложных пред-ний; строгое соблюдение яз норм; не ориентирована на конкр-го адрпесата; м. б. усовершенствована.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: