Становление КП как науки

Термин педагогика (от греч. рaides – ребенок, gogos – вес- ти) дословно обозначает – деторождение – это наука о воспита- нии и обучении детей. Педагогами в Древней Греции называли рабов, сопровождавших детей рабовладельцев по дороге в школу и из нее. В дальнейшем значение этого термина было переосмыс- лено – так стали называть наставников, лиц, занимавшихся вос- питанием, обучением подрастающего поколения и имеющих для этого специальную подготовку. В отдельную отрасль знания пе- дагогика выделилась в начале XVII в. Коррекционная педагогика как явление в современной педа- гогике выступает преемницей дефектологии (лат. defectus – недоста- ток и греч. logos – учение), которая изучает психофизиологические особенности развития аномальных детей (греч. anomalos – непра- вильный), закономерности их обучения и воспитания, определяет условия, способствующие преодолению имеющихся у них дефек- тов в умственном и физическом развитии. Изменение терминологии связано с необходимостью уже в самом понятии перенести акцент с выявления отклонений на их устранение, с недостатков (дефектов) личности на ее позитивные стороны. Понятие «коррекционная педагогика» имеет, куда большее педагогическое значение, чем «дефектология», но ее клинический аспект значительно уже. Коррекционная педагогика (от лат. correctio – исправление) – это многоотраслевая наука, изучающая детей с особенностями психофизического развития (ОПФР) и занимающаяся разработ- кой проблем их воспитания, обучения и коррекции онтогенетиче- ских недостатков. Она обеспечивает научные основы работы специальных образовательных школ и дошкольных учреждений, пунктов коррекционно-педагогической помощи. Объект коррекционной педагогики – личность ребенка, имеющего отклонения в сенсорно-двигательной, соматической, интеллектуальной и речевой сферах, отклонения в поведении, за- трудняющие школьную адаптацию и адекватную социализацию. По А.Д. Гонееву (1999), объектом коррекционной педаго- гики являются дети, имеющие четыре «Д», т.е. дети, имеющие не ярко выраженный дефект, перенесшие в раннем возрасте депри- вацию (лишение), в силу этого испытывающие школьную деза- 8 даптацию (нарушение приспособления) и проявляющие девиа- цию (отклонение в поведении). Г.В. Кумарина (2001) объектом коррекционной педагогики называет ситуации и состояния риска в развитии растущего чело- века, адаптационные нарушения, которые проявляются во взаимо- действии индивида со средой, необусловленные факторами орга- нической этиологии, а также явления социально-психологической школьной дезадаптации. Т.В. Варенова (2003) объектом коррекционной педагогики (как самостоятельной науки) называет психические и физические нарушения, а не их носителей, однако в реальной практической работе, несомненно, учитываются все индивидуальные и типоло- гические особенности. Предмет коррекционной педагогики – теория и практика специального образования, включающая в себя изучение особен- ностей развития и образования ребенка с ОПФР, особенностей становления его как личности, использования этого знания для нахождения наилучших средств, условий, путей, которые обеспе- чат коррекцию физических или психических недостатков, откло- нений в поведении, образовании такого ребенка в целях его соци- альной адаптации и интеграции в общество. К числу целей коррекционной педагогики относятся: кор- рекция недостатка, его компенсация педагогическими средства- ми; адаптация и реабилитация социальная и личностная. Дости- жение данных целей возможно только тогда, когда достигнуты конкретные цели обучения и воспитания, образования в целом, т.е. налицо положительные результаты коррекции и компенсации недостатка. Для достижения указанных целей коррекционная пе- дагогика решает следующие задачи: 1) определяет природу и сущность физических и психических недостатков и отклонений, выявляет причины и условия их появления; 2) изучает педагогические закономерности развития личности в условиях ограниченных возможностей жизнедеятельности; 3) выявляет ведущие тенденции в предупреждении и преодо- лении отклонений в развитии, этиологию психофизическо- го развития и социально-педагогических условий жизне- деятельности лиц с ОПФР; 4) в соответствии со структурой нарушения определяет кор- рекционные и компенсаторные возможности конкретного лица с ОПФР; 5) разрабатывает методы, приемы, средства и технологии кор- рекционно-педагогического воздействия на личность; 9 6) определяет и обосновывает построение педагогических классификаций лиц с ОПФР; 7) определяет цели, задачи и направления деятельности, спе- циальных коррекционно-развивающих учреждений; 8) создает необходимую учебно-методическую базу в подго- товке педагогов к коррекционно-педагогической работе с лицами с ОПФР.

Проблематика исследований коррекционной педагогики широка и мно­гообразна. Среди основных направлений исследований можно выделить следующие:

o социологический анализ и определение перспектив развития специ­ального образования;

o ранняя реабилитация детей с дизонтогенезом;

o создание широкого и разнообразного спектра специальных образо­вательных услуг;

o интегрированное обучение;

o индивидуализация программ коррекционного воздействия («каждо­му ребенку — своя программа развития»);

o разработка и внедрение новых информационных технологий;

o совершенствование системы профессионально-трудовой подготовки;

o создание системы непрерывного образования для кадров (в рамках программы ЮНЕСКО «Образование через всю жизнь, а не на всю жизнь»).

В последние годы к проблемам коррекционной педагогики некоторые авторы относят:

– проблему неуспевающих и недисциплинированных детей и индиви­дуального подхода к ним;

– проблему дифференциации обучения аномальных детей и выделе­ния среди них неуспевающих учащихся массовой школы с задержкой пси­хического развития;

– проблему дифференциации содержания обучения и характер воспи­тания учащихся классов компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения;

– проблему диагностики школьной дезадаптации, поиск пути ее пре­дупреждения и психолого-педагогической коррекции недостатков в разви­тии и поведении детей и подростков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: