Понятийный аппарат КП

Коррекционная педагогика как наука оперирует рядом ка- тегорий и понятий. Воспитание (от рус. «питание» и приставки «вос», что означает – «воспоить», «воскормить») – процесс целенаправленного, систематического взаимодействия взрослого и ребенка с целью формирования личности последнего в соответствии с действующими в обществе социокультурными практиками и нормативными моделями. Обучение детей – это целенаправленный процесс взаимодействия учителя и ученика с целью передачи и усвоения знаний, умений и навыков деятельности, основное средство подготовки к жизни и труду. Развитие личности – сложный процесс ее духовного рос- та, совершенствования, качественного изменения во всех значимых сферах: в деятельности, познавательных процессах, отражении окружающей действительности, отношении к окружающим явлениям, людям. Развитие ребенка с ОПФР в большей степени, чем в случае нормативного развития, зависит от организованного обучения. Поэтому при отсутствии обучения или его несвоевременном начале наносится непоправимый ущерб развитию ребенка, тормозится формирование его психических функций, углубляется отставание от сверстников; при сложных нарушениях онтогенеза возможности умственного развития могут оказаться не- реализованными. Воспитание и обучение должны носить развивающий характер, учитывать зону ближайшего развития (ЗБР), т.е. тот за- пас потенциальных возможностей, формирующихся функций ребенка, которые он еще не может реализовать самостоятельно, но уже реализует с помощью взрослого. Согласно Л.С. Выготскому, ЗБР определяет не только имеющиеся возможности, но и перспективу психического развития ребенка с проблемами. Любое обучение должно стимулировать переход ЗБР в актуальное развитие (зону актуального развития), т.е. со временем руководство взрослого становится излишним, а решение задач ребенком – самостоятельным. Это составляет взаимосвязь между обучением и развитием, при которой правильно организованное обучение ведет за собой развитие, опираясь на формирующиеся психические функции. Коррекция (от лат. correctio – исправление) – система психолого-педагогических мер, направленных на исправление, ослабление или сглаживание недостатков психофизического развития детей с ОПФР. Это может быть как исправление отдельных дефектов (коррекция произношения или зрения), так и целостное влияние на личность ребенка в целях достижения положительного результата в процессе коррекционной учебно-воспитательной ра- боты. Компенсация (от лат. compensatio – возмещение, уравновешивание) – замещение, перестройка нарушенных или недоразвитых функций организма, своеобразное его приспособление к изменившимся негативным условиям существования и попытка заменить пораженные, вышедшие из строя или непродуктивно работающие структуры относительно сохранными, компенсаторными механизмами. Например, компенсация нарушенных или утраченных функций зрительного анализатора возможна пре- имущественно через развитие слуха, обоняния, осязания, т.е. с помощью сенсорной системы кожного и кинестетического анализатора. Процесс компенсации опирается на значительные резервные возможности высшей нервной деятельности человека. Этот процесс типичен и для животных при нарушении или утрате какой-либо функции, являясь проявлением биологической приспособляемости организма, которая устанавливает его равновесие с окружающей средой. Компенсация пораженных функций у чело- века качественно своеобразна – это процесс развития всех сторон личности, в основе которого лежит единство биологических и социальных явлений. У детей с ОПФР в ходе компенсации происходит формирование новых динамических систем условных связей, коррекция нарушенных или ослабленных функций, развитие личности в целом. Специфическое развитие таких детей происходит на фоне 13 активизации защитных сил, средств организма и мобилизации его резервных ресурсов, сопротивляющихся наступлению патологи- ческих процессов. В этой связи Л.С. Выготский говорил о законе превращения минуса дефекта в плюс компенсации: «Положительное своеобра- зие дефективного ребенка создается, в первую очередь, не тем, что у него выпадают те или иные функции, наблюдаемые у нор- мального, а тем, что выпадение функции вызывает к жизни новые образования, представляющие в своем единстве реакцию лично- сти на дефект, компенсацию в процессе развития». При этом оптимальное развитие функций сохранных орга- нов, замещающих пораженные системы, Л.С. Выготский объясня- ет не их особым врожденным строением у такого ребенка, а ак- тивным функционированием, вызванным жизненной необходимо- стью. В развитии ребенка с нарушениями ведущую роль играет не первичный дефект, а его вторичные, третичные социокультурные последствия, его социально-психологическая реализация. Процессы компенсации (включение ребенка в разнообраз- ные социальные отношения, активное общение, социально- полезная деятельность на основе компенсаторных возможностей) не в состоянии полностью выправить дефект, но они помогают преодолеть затруднения, создаваемые дефектом. Чем раньше на- чинается специальное психолого-педагогическое воздействие, практика социальной работы, тем успешнее развивается процесс компенсации. Работа по социокультурной и психолого- педагогической реабилитации, начатая на ранних этапах разви- тия, предупреждает появление вторичных и третичных последст- вий нарушения органов и способствует развитию ребенка в бла- гоприятном направлении. Для некоторых групп детей с пробле- мами пределы компенсации ограничены, в силу наличия выра- женных отклонений в онтогенезе. Тем не менее, их психофизиче- ское здоровье улучшится при осуществлении интеграционных механизмов (практик). Иногда, в связи с тем, что дети с нарушениями в развитии крайне подвержены негативным влияниям и состояниям (болез- ненные процессы, психические перегрузки – аффекты, стрессо- генные факторы, травмы), компенсаторные механизмы могут разрушаться. При этом резко снижается работоспособность и за- медляется психофизическое развитие. Это явление называется декомпенсация (от лат. de – приставка, означающая недостаток, отсутствие). Подобные рецидивы функциональных нарушений приводят к неустойчивости и ослаблению психических процес- сов. Поэтому ребенок с проблемами нуждается в создании охра- 14 нительного режима, ограничении учебной нагрузки. Успешное протекание компенсаторных процессов у таких детей зависит от ряда условий: 1) правильно организованная система образования, преду- сматривающая дифференцированное построение сети специаль- ных образовательных учреждений, построение учебно- воспитательного процесса на основе применения специальных приемов и методов коррекционно-реабилитационной работы, их разумное чередование; 2) использование принципов учета индивидуальных и ти- пологических особенностей детей, индивидуального и диффе- ренцированного подхода, соединения теории и практики; 3) формирование и поддержание правильных межличност- ных отношений в детском коллективе, а также между педагогами и детьми; 4) правильная организация режима учебной работы и от- дыха детей, предупреждающая возможности перегрузки учебны- ми занятиями; 5) использование широкого арсенала наглядных и техниче- ских средств для оптимальной реализации возможностей и спо- собностей детей. Интеграция (от лат. integratio – восстановление, соедине- ние) – в контексте коррекционной педагогики, это включение де- тей с проблемами в окружающую среду, обычные межличност- ные отношения с целью максимальной нормализации их социо- культурного статуса. Одним из оптимальных средств интеграции является интегрированное обучение – процесс совместного обра- зования детей с нормальным психофизическим развитием и осо- бенностями психофизического развития. Абилитация (от лат. abilitas – оборудовать умением, спо- собностью) – комплекс услуг, мер, направленных на формирова- ние новых и усиление имеющихся ресурсов социального и пси- хофизического развития ребенка. Социальная реабилитация (от лат. re – вновь, habilitas – восстановление пригодности к чему-либо, способности и socium – общество) – это восстановление имевшихся в прошлом физиче- ских, социальных, образовательных способностей, утерянных по причине болезни или изменения условий жизнедеятельности. По словам В.Н. Ярской, реабилитацией называют как восстановле- ние после тяжелой болезни, так и комплексную помощь детям с проблемами. Социальная адаптация (от лат. adapto – приспособляю) – активное приспособление к условиям социальной среды путем 15 усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе. У детей с ОПФР затруднено взаимодейст- вие с социальной средой, снижена способность адекватного реа- гирования на происходящие изменения, усложняющиеся требо- вания. Они испытывают значительные трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, правил, что может вызвать неадекватную реакцию и привести к отклонениям в по- ведении, вплоть до аномии, как считают социологи Э. Дюркгейм и Р. Мертон. Под аномией они понимали разрушение имеющихся cоциокультурных представлений, норм, установок, которое мо- жет сопровождаться фрустрационными состояниями. Промежу- точным звеном между процессами адаптации и аномии выступает дезадаптация (от лат. de(s) – прекращение, удаление, устране- ние, отрицание какого-либо понятия) – процесс разрушения при- способительных механизмов, жизненных планов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: