Понятия «норма» и «аномалия»

Понятие «аномалия» в переводе с греческого означает отклонение от нормы, от общей закономерности, непра­вильность в развитии. В таком значении это понятие су­ществует в педагогической и психологической науках.

Вопрос об аномалиях в развитии психических процес­сов, в поведении человека может рассматриваться только в контексте знании о нормальных параметрах этих про­цессов и поведения. Проблема нормы и ее вариантов — одна из самых сложных в современной психологической науке. Она включает в себя такие вопросы, как норма реакции (моторной, сенсорной), норма когнитивных фун­кций (восприятия, памяти, мышления и др.), норма ре­гуляции, эмоциональная норма, норма личности и т. д. Сюда же относятся вопросы половых и возрастных раз­личий. Одно из основных значений термина «норма» (лат. поrта) — установленная мера, средняя величина чего-либо. Понятие нормы относительно постоянно. Его содержание зависит от культуры и существенно меняется со временем.

Проблема критериев нормы, нормального развития че­ловека приобретает особую актуальность в контексте коррекционно-развивающей деятельности, решения задач воспитания и перевоспитания. В практической психоло­гии и педагогике сегодня «работающими» являются поня­тия предметная норма — знания, умения и действия, необходимые ученику для овладения данным предметным содержанием программы (отражается в стандартах обра­зования); социально-возрастная норма — показатели интеллектуального и личностного развития школьника (психологические новообразования), которые должны сло­житься к концу определенного возрастного этапа; инди­видуальная норма — проявляется в индивидуальных особенностях развития и саморазвития ребенка (А.К. Мар­кова). Категория нормы психического развития, по убеж­дению практиков, позволяет определить подходы к реше­нию коррекционно-развивающих задач.

Проблема психологической нормы — междисциплинар­ная. Ею занимаются различные отрасли психологической науки: дифференциальная психология, психология разви­тия (детская), педагогическая психология, психология личности, нейропсихология и др. Соответственно суще­ствуют и различные подходы к этой проблеме. Обратимся к наиболее значимым, на наш взгляд, позициям, пред­ставленным в нейропсихологии, детской психологии, пси­хологии личности.

Нейропсихологический подход. Современная отечественная нейропсихология, создан­ная трудами выдающегося отечественного нейропсихолога А.Р. Лурия и его учеников, опирается на одно из цен­тральных положении теории мозговой ориентации выс­ших психических функции о том, что мозг при реализа­ции любой психической функции работает как парный орган. Иначе говоря, при осуществлении любой психи­ческой функции «задействованы» оба полушария голов­ного мозга, но каждое играет свою роль. Мозг функцио­нирует как единая иитегративная система, субстрат пси­хических процессов. А межполушарная асимметрия обусловливает особенности протекания различных психичес­ких процессов.

В психологии в большинстве случаев используется по­нятие лево-правополушарносгпъ, рассматриваемое как лево-праворукостъ, то есть предпочтение правой, левой руки или их равенство в различных актах. Многочисленными зарубежными и отечественными исследованиями получе­ны факты, свидетельствующие о связи полушарности (рукости) с эмоционально-личностными и познавательными особенностями человека.

Установлена связь ручной доминантности с познаватель­ными процессами. Есть данные о том, что лица с доми­нированием левой руки чаще обнаруживают художествен­ный тип мышления по сравнению с праворукими. Они решают одни и те же задачи (интеллектуальные и др.) различными способами, Причем лица с доминирующим левым полушарием более успешно решают вербальнологические задачи», а правым — наглядно-образные познава­тельные задачи (Е.Д. Хомская). Многообразие и неодно­значность экспериментальных данных свидетельствуют о сложности проблемы, но вместе с тем за многочисленными фактами, связанными с правшеством-левшеством, стоит сложная психологическая реальность, имеющая немало­важное практическое значение,

Установлена закономерная связь типа до­минирования не только с особенностями протекания того или иного психического процесса или состояния, но и с целым комплексом психических функций и эмоциональ­но-личностных качеств. Каждое полушарие имеет свою стратегию, свой способ переработки информации и регу­ляции психических процессов. Стратегия переработки ин­формации левым полушарием характеризуется как вербально-логическая, абстрактно-схематическая, аналитиче­ская, сознательная. Способы же регуляции психических процессов и состояний характеризуются произвольностью и вербальностью. Правому полушарию свойственны на­глядно-образная, непосредственно-конкретная, протекаю­щая, скорее, на бессознательном уровне (интуитивная) стра­тегия переработки информации и непроизвольный, образ­ный способ регуляции психических процессов. Ученые го­ворят об относительности в преобладании того или иного «набора» стратегий, поскольку правое и левое полушария функционируют всегда совместно. Но вместе с тем люди с различным типом доминирования различаются по ряду психологических показателей. Это особенности регуляции познавательных, эмоциональных и двигательных процес­сов. Так, у «чистых» правшей в эмоционально-личност­ной сфере положительные эмоциональные системы преоб­ладают над отрицательными, что проявляется и в эмоцио­нальной реактивности, и в самооценке своего эмоциональ­ного состояния.

У леворуких и левшей двигательные, познавательные и эмоциональные процессы протекают более замедленно, ме­ханизмы произвольного контроля психических процессов менее успешны. В эмоционально-личностной сфере преоб­ладают функции отрицательной эмоциональной системы над положительной. Они остро реагируют на отрицатель­ные факторы. В их эмоциональном фоне преобладают не­гативные состояния, они склонны к отрицательным эмо­циям при описании своего эмоционального статуса, недо­статочно адекватно оценивают свое состояние здоровья, переоценивают или недооценивают его (Е.Д. Хомская).

Нейропсихологический подход к решению проблемы индивидуальных различий дает возможность, по мнению авторов, классифицировать индивидуальные различия одновременно многих психических процессов и свойств.

Сложной педагогической проблемой является проблема леворукости. (Однозначного ответа на вопросы, что явля­ется причиной леворукости и чем леворукий отличается от праворукого, нет.) Но леворукость, по мнению специа­листов, не является патологией. Нельзя связывать низкие умственные способности с леворукостью, хотя и существу­ют данные о большом проценте левшей среди умственно отсталых детей и детей с трудностями обучения чтению и письму. В этом случае леворукость может быть результа­том патологии, как и умственная отсталость и различные трудности в обучении, а не причиной этих нарушений. У здорового левши могут быть блестящие способности. По мнению ряда специалистов, при обучении леворуких детей необходимо учитывать их индивидуальные особен­ности, что должно найти отражение в методике их обуче­ния. Для учителя важно определить ведущую руку ребен­ка, что может быть осложнено рядом причин, одна из которых — переучивание в дошкольном возрасте. У пере­ученного в дошкольном возрасте левши могут возникнуть трудности в обучении, причины которых учителю непо­нятны. В определении ведущей руки не так все просто. Есть дети, которые одинаково хорошо владеют и правой, и левой рукой. Таких людей называют амбидекстрами. Случается и так, что бытовые действия ребенок выполня­ет левой рукой (причесывается и пр.) — «бытовое функ­циональное превосходство», а пишет, рисует правой — «графическое функциональное превосходство».

Поскольку леворукость ребенка не является отклонением от нормы, а есть проявление индивидуальнос­ти в пределах нормы, то насильственное переучивание лево­руких детей в дошкольном возрасте, и особенно в процессе обучения детей в школе (обучение письму, рисованию, вы­полнению сложных бытовых действий правой рукой), вмес­те с другими отрицательными воздействиями может быть причиной тяжелых психических заболеваний ребенка.

Категорически противопоказано «двойное» переучива­ние после первой четверти I класса, когда ребенка-левшу, научившегося писать правой рукой, при столкновении его с трудностями обучения курсивному письму вновь пере­учивают, принуждают сменить руку. Подобная тактика, отмечают специалисты, может вызвать тяжелое нервное заболевание — писчий спазм. «Портрет» школьника, пред­расположенного к писчему спазму, приводит детский психи­атр М.И. Буянов.

Писчий спазм – это невроз. Встречается он чаще всего начиная с IV–V класса. В начальных классах чаще всего диагностируется особое расстройство, называемое дисграфией, при которой нарушается способность к простран­ственному синтезу. Ребенок с трудом учится писать, во всем остальном он, как правило, здоров.

Должны быть соблюдены и некоторые организацион­ные требования, важные для леворукого ребенка в школе и дома. Так, при письме, рисовании, чтении свет должен падать с правой стороны. Расположение столов и класс­ной доски не позволяет посадить леворукого ребенка ли­цом к классу, поэтому целесообразно посадить его у окна слева. Там лучше освещенность, к тому же он не будет мешать соседу.

На уроках труда также необходимо подумать, где поса­дить такого ребенка, чтобы он не толкал соседа, как рас­положить инструменты и как их заточить. На уроках фи­зической культуры в поле зрения учителя должно быть развитие координации как левой (рабочей), так и правой руки (М.М. Безруких. 1991).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: