Конкурентное право (антимонопольное право) — совокупность правовых норм, нормативных актов, направленных на ограничение свободы предпринимательской деятельности и свободы договора экономически влиятельных компаний. Наиболее часто ограничения затрагивают создание картелей или других механизмов поддержания цен и раздела рынков; крупные слияния и действия, которые могут существенно увеличить возможность продавца влиять на цену. На данный момент антимонопольные законы существуют в большинстве стран мира.
По мнению сторонников антимонопольного законодательства, оно защищает экономические интересы потребителей и способствует экономическому развитию. По мнению противников, антимонопольное законодательство является системой нарушения прав собственности и нередко или даже обычно приводит к негативным последствиям для потребителей и экономики в целом.
· Современная юридическая доктрина выделяет понятие «Конкурентное право», изучающееся в курсе предпринимательского права. |
[ Первый в современной истории антимонопольный закон был принят в 1889 году в Канаде[1]. Годом позже в США был принят Акт Шермана.
На уровне отдельных регионов антимонопольные законы появились ещё раньше — в отдельных штатах США[2]. Инициаторами их утверждения становились такие организации как Альянс фермеров Миссури. Они объединяли производителей, обеспокоенных ростом конкуренции со стороны более крупных и эффективных ферм. Увеличение рыночной доли, занятой крупными хозяйствами, преподносилась как опасная концентрация, ведущая к монополизации рынка. В то же время рыночная концентрация сопровождалась не сокращением производства и ростом цен, в чем обвиняли «монополистов», а прямо противоположными явлениями. Так, пшеница в 1889 году стоила на 35 % дешевле, чем десятью годами ранее, свинина за 1883—1889 гг. упала в цене на 19 %, говяжья вырезка — на 39 %, скот в живом весе за пять лет подешевел на 28,8 %. Поголовье скота в США на протяжении 1880-х годов увеличилось примерно на 50 %.
Аналогичной была и ситуация на федеральном уровне. Сенатор Джон Шерман, добившийся принятия антимонопольного законодательства в США, обвинял тресты в ограничении выпуска для повышения цен. Как показывает его переписка[3] с представителями мелких нефтяных компаний, в реальности Шерман защищал именно интересы тех предпринимателей, которые страдали от падения цен, в частности, от удешевления нефтепродуктов, вызванного применением цистерн при транспортировке нефти. В частности, он лоббировал закон, запрещающий железным дорогам предоставлять скидки на перевозку нефти в цистернах, а не в бочках.
Среди отраслей, которые в Конгрессе считались монополизированными, были производство нефти, сахара, рельсов, свинца, цинка, джута, угля и хлопкового масла. Но во всех перечисленных отраслях, о которых доступны соответствующие данные, производство между 1880 и 1890 гг. росло быстрее, чем американское производство в целом. ВВП США за данный период вырос в реальном выражении на 24 %, а в номинальном на 16 %. Что же касается выпуска в отраслях, где были образованы тресты, то в номинальном измерении он вырос за это время на 62 %, а в реальном — на 175 %. Таким образом, тресты обеспечивали рост производства и снижение цен.
Таблица. Рост выпуска в отдельных отраслях промышленности США в 1880—1890 гг.
Номинальный ВВП | 16 % | Реальный ВВП | 24 % | |
Средний по «монополизированным» отраслям | 62 % | Средний по «монополизированным» отраслям | 175 % | |
Хлопковое масло | 151 % | Сталь | 258 % | |
Изделия из кожи | 133 % | Цинк | 156 % | |
Веревки и шпагат | 166 % | Уголь | 153 % | |
Джут | 57 % | Стальные рельсы | 142 % | |
Нефть | 79 % | |||
Сахар | 75 % |
Таблица. Рост цен в отдельных отраслях промышленности США в 1880—1890 гг.
Рост цен | % |
ИЦП по экономике в целом | −7 |
«Монополизированные отрасли» | |
Сталь | −53 |
Очищенный сахар | −22 |
Свинец | −12 |
Цинк | −20 |
(Источник: Thomas DiLorenzo The Origins of Antitrust Rhetoric vs. Reality" Regulation, Volume 13, Number 3, Fall 1990) [4]
С момента принятия Акта Шермана антимонопольные законы распространились в большинстве стран мира. Этот процесс не был одномоментным: так, в Италии соответствующий закон был принят через 100 лет после Акта Шермана — в 1990 году[5].
Таблица. Страны, где антимонопольное законодательство отсутствует
Азия | Африка | Европа | Северная Америка | Южная Америка | |
Афганистан | Ангола | Андорра | Белиз | Боливия | |
Бангладеш | Ботсвана | Грузия | Бермудские острова | Парагвай | |
Бахрейн | Габон | Доминика | Суринам | ||
Бирма | Гана | Доминиканская Республика | Эквадор | ||
Бруней | Гвинея | Каймановы острова | |||
Гонконг | Конго | Кюрасао | |||
Катар | Лесото | Куба | |||
Кувейт | Либерия | ||||
Макао | Ливия | ||||
ОАЭ | Мавритания | ||||
Палестина | Мадагаскар | ||||
Мозамбик | |||||
Нигерия | |||||
Свазиленд | |||||
Того | |||||
Уганда | |||||
Центрально-Африканская республика | |||||
(На основе данных Международной ассоциации юристов. Ошибочная информация об отсутствии антимонопольного законодательства в Туркменистане и наличии его в Грузии была исправлена).
Существуют и примеры отмены антимонопольного законодательства. Так, принятый при М. Саакашвили в Грузии закон «О свободе торговли и конкуренции» в отличие от прежде действовавшего закона «О монополистической деятельности и конкуренции» содержит исключительно запреты на действия органов власти, но не частных компаний. Тем самым в настоящий момент антимонопольное законодательство в Грузии отсутствует[6].