Интересный опыт

Развитие социального «Я»[11]

«Я» стало главной темой в психологии на основании того, что оно помогает организовать наше социальное мышление и дает энергию нашему социальному поведению. Но что влияет на наше чувство «Я»?

Культура. Индивидуалистические западные культуры воспитывают независимое, обособленное чувство «Я». Коллективистские азиатские культуры и культуры стран третьего мира воспитывают взаимозависимое, «социально связанное» чувство своего «Я».

Личный опыт. Самоэффективность возникает из опыта мастерства. Успешное решение задачи, требующей больших усилий, порождает чувство собственной компетентности.

Суждения других людей. Мы оцениваем себя, отчасти принимая во внимание то, что о нас думают другие. Дети, о которых отзываются как о талантливых, работоспособных или готовых помочь, стремятся воплотить такие идеи в свои Я-концепции и поведение.

Роли, которые мы играем. Когда мы только начинаем играть новую роль (студента университета, родителя, продавца и т. д.), то мы можем испытать чувство неловкости. Постепенно наше чувство «Я» впитывает в себя то, что ранее воспринималось просто как исполнение роли в театре жизни. Игра становится реальностью.

Самооправдание и самовосприятие. Мы иногда испытываем дискомфорт, если говорили или действовали неискренне. Или если выступали в поддержку чего-то, о чем в действительности почти не задумывались. В таких случаях мы оправдываем свои действия, идентифицируя себя с ними. Более того, наблюдая за самим собой, можно открыть, что теперь воспринимаем себя как человека, придерживающегося взглядов, которые мы выражали.

Социальное сравнение. Мы всегда стремимся осознать то, чем мы отличаемся от окружающих нас людей. Как единственная женщина в группе мужчин или как единственный канадец в группе европейцев, мы осознаем свою уникальность. Сравнение с другими также формирует нашу самоидентификацию как богатых или бедных, остроумных или туповатых, высоких или низеньких, благородных или подленьких.

не настоящее «Я», но это единственное «я», которое мы знаем, и мы используем его как базу для восприятия. Например, если мы воспринимаем себя некомпетентными, то мир вокруг будет восприниматься как угрожающий. Поэтому мы вряд ли будем рисковать и пытаться завоевать наше окружение. Если мы воспринимаем себя знающими, то мы будем ставить высокие цели и добиваться их. Оценивание себя известно как самооценка или самоуважение. В целом высокий уровень самоуважения более предпочтителен, чем низкий, и уровень самоуважения может повышаться под воздействием позитивного опыта. Самоэффективность обозначает оценку человеком своих способностей выполнить какое-либо задание, достичь какой-либо цели или преодолеть какое-либо препятствие. Высокая степень самоэффективности улучшает многие виды деятельности, от спорта до учебы.

Личностные особенности. Личностные особенности имеют интересную связь с восприятием. Они формируются частично под влиянием восприятия и, наоборот, личностные особенности влияют на то, как мы воспринимаем мир. Но больше всего их влияние сказывается на том, как человек воспринимает других людей – на процессе межличностного восприятия, «восприятия людей» или «социального восприятия». Личные качества сказываются на том, в каком свете люди воспринимают других людей. Оптимисты видят вещи в благоприятном свете, пессимисты – в негативном. Между двумя этими крайностями те, кто видят вещи более или менее точно и объективно. Карл Роджерс указывает, что люди, реалистично воспринимающие себя, могут эффективно действовать, не обращая особого внимания на защиту от своих ошибок. Они полностью осведомлены о своих недостатках, так же, как и о добродетелях.

Брунер и Постман, после проведения ряда экспериментов, сформулировали три механизма селективности восприятия.

• Принцип резонанса – стимулы, релевантные потребностям, ценностям личности, воспринимаются правильней и быстрее, чем не соответствующие им.

• Принцип защиты – стимулы, противостоящие ожиданиям субъекта или несущие потенциально враждебную информацию, узнаются хуже и подвергаются большему искажению.

• Принцип настороженности или сенсабильности – стимулы, угрожающие целостности индивида, могущие привести к серьезным нарушениям в психическом функционировании, узнаются быстрее всех прочих.

С этими механизмами связано наличие перцептивной защиты (блокировки или отказа узнавать) против раздражителя или события в контексте, который ему в личном или моральном плане неприемлем или создает угрозу. Люди могут научиться избегать восприятия ряда конфликтных, угрожающих или неприемлемых аспектов, содержащихся в контексте, тем самым создавая «слепые пятна» (например, в восприятии своей организации, своей семьи).

иллюзии восприятия

(от лат. illusio — ошибка, заблуждение) — неадекватное отражениевоспринимаемого предмета и его свойств. Иногда термином «И. в.» называют сами конфигурациираздражителей, вызывающие подобное неадекватное восприятие. В настоящее время наиболееизученными являются иллюзорные эффекты, наблюдаемые при зрительном восприятии двухмерныхконтурных изображений. Эти так называемые «оптико-геометрические иллюзии» заключаются в кажущемсяискажении метрических соотношений между фрагментами изображений. К другому классу И. относитсяфеномен яркостного контраста. Так, серая полоска на светлом фоне кажется темнее, чем на черном.Известно много иллюзий видимого движения: автокинетическое движение (хаотические перемещенияобъективно неподвижного источника света, наблюдаемого в полной темноте), стробоскопическое движение(возникновение впечатления движущегося объекта при быстром последовательном предъявлении двухнеподвижных стимулов в близком пространственном соседстве), индуцированное движение (кажущеесядвижение неподвижного объекта в сторону, противоположную движению окружающего его фона). К И. в.незрительной природы можно отнести, например, иллюзию Шарпантье: из двух предметов равного веса, норазных размеров меньший кажется тяжелее. Встречаются также разнообразные установочные иллюзии,детально исследованные Д. Н. Узнадзе и его учениками (см. установка). Некоторые И. в. имеют сложныйхарактер: например, в ситуации невесомости, при необычной стимуляции вестибулярного аппарата,нарушается оценка положения зрительных и акустических объектов. Существуют также иллюзии осязания,времени, цвета, температурные и т. п. Единой теории, объясняющей все И. в., в настоящее время нет.Принято считать, что иллюзорные эффекты, как показал немецкий ученый Г. Гельмгольц, являютсярезультатом работы в необычных условиях тех же механизмов восприятия, к-рые в нормальных условияхобеспечивают его константность. Многочисленные исследования посвящены обнаружению детерминантоптической и физиологической природы иллюзий. Их появление объясняется особенностями строенияглаза, спецификой процессов кодирования и декодирования информации, эффектами иррадиации,контраста и т. д. В исследованиях фиксируются социальные детерминанты трансформации образов —особенности мотивационной и потребностной сфер, влияние эмоциогенных факторов, прошлого опыта,уровня интеллектуального развития. Трансформация образов объективной действительности происходитпод влиянием целостных образований личности: установок, смысловых образований, «картины мира». Поизменению особенностей восприятия иллюзий можно определить глобальные характеристики и качествачеловека — его состояние в ситуации восприятия (усталость, активность), характер и тип личности, статуси самооценку, патологические изменения, подверженность внушению. В последнее время полученыэкспериментальные данные, свидетельствующие об изменении видения иллюзий субъектами восприятия вситуации актуализации у них образа значимого другого. В этих исследованиях акцент переносится сизучения особенностей восприятия на изучение личностных качеств человека (см. отраженнаясубъектность).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: