Феномены гештальта

Гештальтпсихология – направление психологии ХХ века, возникшее в Германии и опирающиеся на идеи И. Канта, Э. Маха, а также идеи поля, силы. Возникновение гештальтпсихологии связано с именами М. Вертгеймера, К. Коффки и В. Кёлера, построивших новую концепцию восприятия и интеллектуальных процессов. Основой этой концепции стал принцип организации восприятия через построение новых образов – гештальтов.

Гештальт – с нем. gestalt - образ, форма – целостная структура восприятия или процесса, которая упорядочивает входящие в него элементы или явления по своим собственным законам.

Когнитивные процессы в гештальтпсихологии описываются как динамический процесс построения и завершения гештальтов в соответствии со следующими основными принципами: (по М. Вертгеймеру)

1.
Сходство. Схожие элементы имеют тенденцию объединяться в целую группу (фигуру). В фигуры объединяются элементы, сходные по форме, цвету, величине, текстуре и т.д.


0 0 0 0 0 0

+ + + + + +

0 0 0 0 0 0

+ + + + + +

0 0 0 0 0 0

+ + + + + +

2.
Близость. Находящиеся рядом элементы имеют тенденцию объединяться в целую фигуру. В фигуры объединяются элементы, близко расположенные (две узкие вертикальные полосы).


3.
Фактор общей судьбы. Если группа воспринимаемых элементов смещается или движется относительно других в одном и том же направлении, то они объединяются в фигуру (капли дождя на стекле стекают вниз).

4.
«Вхождение без остатка». (Три широкие вертикальные полосы см. выше в п. 2).

5.
«Хорошая линия (форма)». Фигура стремится принять «хорошую форму» - простую, стабильную, симметричную. (На рисунке а воспринимается как правило прямая и изогнутая линии, хотя их можно воспринять как две изогнутые – б, в).

6.
Из двух или серии взаимосязанных замкнутых и разомкнутых фигур воспринимаются замкнутые (квадраты и окружности).

7.
Установка или поведение наблюдателя.

8.
Прошлый опыт. Так, хорошо понятная фраза, написанная без пробелов, воспринимается в её истинном смысле (наприемер, собакаестмясо или кошкаловитмышей).

^

По мнению гештальтпсихологов, структурализм, рассматривая восприятие как простую сумму ощущений, игнорирует такую категорию, как связь между элементами воспринимаемого объекта. В силу того что одним из основных свойств восприятия является целостность, в психологии значительное внимание уделяется исследованиям организации восприятия, в частности принципам (законам) перцептивной группировки. Самый важный из упомянутых принципов состоит в том, что любой образ или предмет воспринимается как фигура, выделяющаяся на определенном фоне. 1) Принцип фигуры и фона распространяется на все модальности восприятия. Фигура и фон взаимозаменяемы. Ж. Годфруа: когда в общем шуме собрания кто-то произносит ваше имя, оно сразу выступает как фигура на фоне других голосов. Такое же явление можно наблюдать, когда мы улавливаем запах розы, находясь среди курильщиков, или запах сигареты у клумбы с розами. Отделение фигуры от фона (как и все этапы перцептивного деления) – исключительная заслуга воспринимающего субъекта, не имеющая никакого отношения к характеристикам самого объекта. С точки зрения перцептивной группировки стимул сам по себе нейтрален: роли фигуры и фона определяются наблюдателем. 2) Закон близости. Те части зрительного образа, которые находятся вблизи друг от друга, имеют тенденцию восприниматься как целое. Так, чем ближе друг к другу расположены две фигуры, тем больше тенденция к их перцептивной группировке. 3) Закон сходства. М. Вертгеймер: при прочих равных условиях, если несколько одинаковых раздражителей предъявлены совместно, существует тенденция при восприятии данной формы объединять сходные элементы в группы. Мы группируем фигуры, похожие между собой. Например, светлые кружочки объединяем со светлыми, а темные – с темными, точно так же, как вертикальные линии – с вертикальными, а горизонтальные – с горизонтальными. 4) Закон замкнутости: при прочих равных условиях элементы, образующие замкнутую фигуру или целое, будут организовываться вместе или группироваться, а недостающие детали некоторой фигуры – дополняться. 5) Закон хорошего продолжения. Когда прямая или кривая линия продолжается от любой точки, не меняя значительно своей кривизны, можно сказать, что она имеет плавное продолжение (переход). Части зрительного образа группируются так, чтобы нарушения плавных линий были минимальными. 6) Закон прегнантности (хорошей формы). Все принципы группировки - проявление тенденции перцептивной организации быть «хорошей», «простой», «стабильной», «внутренне непротиворечивой», «симметричной», «прегнантной». Прегнантность - значимость, содержательность, передающую суть чего-либо. Имеет место предпочтение простейшей перцептивной организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: