Это одно из направлений идеалистической психологин возникшее в 1912 г. в Германии. Школу гештальтпсихолои ни возглавил М. Вертгеймер (1880—1944), а затем В. Келер (1887—1967) и К. Коффка(1886—1941).
Гештальт-психология в качестве основного объяснительного принципа выдвигает целостное объяснение элементов психической жизни, несводимое к сумме его составляющих. Этому предшествовало учение Эренфельса о целостности как особом качестве восприятия. Но гештальт до него рассматривался как вторичное явление.
Гештальт-психология прямо противоположно трактует отношения между ощущениями и целостными образами восприятия:
- целостные образы восприятия — психическая реальность;
- ощущения — продукт научного анализа (вторичны).
Закономерности образования гештальтов таковы:
- они возникают вследствие стремления психического поля сознания индивидов образовывать «хорошее», т.е. простые, уравновешенные, симметричные и замкнутые фигуры. Следовательно, гештальт-психология на передний план выдвигает целостный характер восприятия. Однако целостный характер восприятия объясняется не целостностью предметов, а самодвижением психических структур человека к уравновешенному состоянию. Роль практического опыта по сути игнорируется, поскольку давалось своеобразное объяснение, истолкование без учета двигательной активности человека и т.д.
|
|
Сделав исходным объектом восприятие, гештальт-психология перенесла его закономерности и сделала их действительными для всей психики вообще.
Психика человека (и живых существ) изображалась как целостное «феноменальное поле», обладающее определенным строением, основные компоненты которого:
а) «фигуры», т. е. части поля, которые как бы выделяются, выставляются вперед;
б) «фон» — тот задний план, на котором воспроизводятся фигуры.
Структура поля гибка и подвижна: фигура может стать фоном, и наоборот. По такому же принципу гештальта существует каждая «фигура»: одни части выделяются в ней как центральные, другие — периферические — образуют фон.
Как восприятие, так и все другие области психики, подчиняются закону центрации: центральные части общего поля (фигуры) воспроизводятся как яркие, отчетливые. Изменение центра поля (фигуры) ведет к радикальному преобразованию. Перецентрация составляет основу движения восприятия, мышления и т.д.
Сам момент перецентрации переживается человеком как внезапное усмотрение новых свойств объектов.
Доказательство своеобразного и изначально целостного характера восприятия, несводимого к ассоциации ощущений, стало новым шагом в развитии идей о сознании. Вместе с тем, данное направление содержит в себе небесспорные положения:
|
|
1. Целостный характер восприятия объясняется не целостностью объектов, а самодвижением психических структур к уравновешенному состоянию.
2. В соответствии с их теорией в феноменальном психическом поле действуют те же закономерности, что и в любых физических системах, в электромагнитных полях (напряжение, сила, определенным образом направленные и изображаемые в виде векторов).
В результате напряжения системы из неуравновешенного состояния стремятся перейти в уравновешенное. Эти идеи нашли свое воплощение в идее перестройки восприятия проблемной ситуации: выделение в ней новых отношений происходит под давлением напряженных неуравновешенных структур, ведущих к образованию новых гештальтов. Человек, таким образом, оказывается пассивным носителем феноменальных полей, обеспечивающих всю динамику психической жизни. Следовательно, гештальт-психология сущность мышления видит во внезапной перестройке восприятия проблемной ситуации. Здесь гештальт-психология обнаружила один из центральных механизмов мышления — выявление новых сторон предметов путем мысленного их включения и новые связи и отношения. Однако игнорируется роль практической и мыслительной деятельности индивида в подготовке подобной перестройки восприятия проблемной ситуации.
Рассматривая с идеалистических позиций отношение психики к мозгу, они объявили феноменальные поля изоморфными электромагнитными полями в мозгу, к которым они свели всю физиологическую деятельность мозга.
Если сопоставить все представленные здесь теории сознания, общим для них явилось то, что на место реального человека, активно взаимодействующего с окружающим миром, ставится сознание. А вся деятельность — к деятельности сознания. И, несмотря на то, что в психологических исследованиях становится возможным эксперимент, все же основным методом остается интроспекция (заглядывание внутрь самого себя), что лишает исследование объективности. Исключительно поэтому во втором десятилетии XX в. предметом психологии стало не со знание, а поведение как результат действия сознания.