Категории должностей гражданской службы

В соответствии со статьей 9 Федерального закона «О государ­ственной гражданской службе Российской Федерации» должнос­ти гражданской службы федерального и субъектного уровней под­разделяются на следующие категории:

1) Руководители должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подраз­делений (далее также — подразделение), должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федераль­ных органов исполнительной власти и их структурных подразделе­ний, должности руководителей и заместителей руководителей пред­ставительств государственных органов и их структурных подраз­делений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий.

В основу выделения категории «руководители» положен ква­лификационный признак должностной иерархии в государствен­ном органе (структурном подразделении).

Руководители наделяются широкими административно-распо­рядительными полномочиями, правом совершать действия, вле­кущие за собой юридически значимые последствия: издавать пра­вовые акты, давать обязательные указания, распоряжаться креди­тами, совершать регистрационные действия, нанимать и увольнять работников, применять меры поощрения и дисциплинарного воз­действия.

Всем категориям руководителей свойствен ряд характерных признаков:

♦ имеют право совершать юридические властные действия в отношении подчиненных или подконтрольных им граждан­ских служащих;

♦ реализуют свои полномочия в целях осуществления компе­тенции возглавляемого государственного органа или его структурного подразделения;

♦ осуществляют деятельность, содержанием которой являет­ся подготовка и принятие решений;

♦ используют в своей деятельности различные неправовые фор­мы: совещания, дачу указаний, проведение консультаций и т.п.;

♦ осуществляют контроль за выполнением принятых решений;

♦ применяют административно-юрисдикционные и дисцип­линарные взыскания.

Эти административно-распорядительные полномочия касают­ся самых разнообразных вопросов, но все они связаны исключи­тельно с компетенцией конкретного государственного органа.

2) Помощники (советники) — должности, учреждаемые для со­действия лицам, замещающим государственные должности, руко­водителям государственных органов, руководителям территориаль­ных органов федеральных органов исполнительной власти и руко­водителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограничен­ный сроком полномочий указанных лиц или руководителей.

Назначение этой категории должностей гражданской службы состоит в выполнении лицами, которые их занимают, функций в целях непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, состоящего на государственной должности или должности руководителя. В обобщенном виде эти функции могут быть пред­ставлены в следующем виде:

♦ разработка и внесение предложений по актуальным направ­лениям соответствующей сферы деятельности;

♦ систематическая информация и консультирование, пред­ставление соответствующих информационно-аналитических материалов;

♦ участие в подготовке проектов решений, проработке вопро­сов, требующих профессиональных знаний;

♦ осуществление контроля за ходом выполнения решений по направлениям, входящим в компетенцию лица, деятельность которого обеспечивается;

♦ внесение предложений о необходимости разработки зако­нов и подзаконных нормативных правовых актов;

♦ участие в подготовке докладов, а также иных материалов;

♦ участие в подготовке и проведении поездок, приемов, визи­тов и других официальных мероприятий;

♦ выполнение иных поручений лица, занимающего государ­ственную должность или должность руководителя государ­ственного органа.

3) Специалисты — должности, учреждаемые для профессио­нального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения полномочий.

Основной классификационный признак для категории «спе­циалисты» относится к качеству деятельности, а именно «профес­сиональному обеспечению выполнения государственными органа­ми установленных задач и функций»2. Особенность этой катего­рии должностей гражданской службы состоит в том, что хотя их унифицированные наименования и предусмотрены в Реестре дол­жностей федеральной государственной гражданской службы, но уч­реждаются и ликвидируются государственными органами они са­мостоятельно, так же, как и включаются в штатные расписания. Их назначение многообразно и зависит от характера полномочий, определяющих роль конкретной должности гражданской службы в реализации компетенции данного государственного органа. Вме­сте с тем следует подчеркнуть, что учреждение должностей граж­данской службы категории «специалист» является правом государ­ственных органов и осуществляется ими «в режиме усмотрения», а наименование должности гражданской службы не может быть из­менено государственным органом.


Должности «специалисты» и «обеспечивающие специалисты» составляют наиболее массовую и наиболее стабильную по составу группу всистеме государственной гражданской службы.

Должности «специалисты» и «обеспечивающие специалис­ты» — это должности профессиональной государственной службы. По своей сути это административные должности, которые заме­щаются без ограничения срока, в порядке назначения по итогам конкурса. Для замещения такой должности нет обязательной не­обходимости иметь стаж государственной службы. Участвовать в конкурсе на вакантную должность — право.

4) Обеспечивающие специалисты — должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограни­чения срока полномочий.

Для категории должностей «обеспечивающие специалисты» основным классификационным признаком является вид обеспе­чения деятельности государственного органа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: