В соответствии со статьей 9 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» должности гражданской службы федерального и субъектного уровней подразделяются на следующие категории:
1) Руководители — должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений (далее также — подразделение), должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий.
В основу выделения категории «руководители» положен квалификационный признак должностной иерархии в государственном органе (структурном подразделении).
Руководители наделяются широкими административно-распорядительными полномочиями, правом совершать действия, влекущие за собой юридически значимые последствия: издавать правовые акты, давать обязательные указания, распоряжаться кредитами, совершать регистрационные действия, нанимать и увольнять работников, применять меры поощрения и дисциплинарного воздействия.
|
|
Всем категориям руководителей свойствен ряд характерных признаков:
♦ имеют право совершать юридические властные действия в отношении подчиненных или подконтрольных им гражданских служащих;
♦ реализуют свои полномочия в целях осуществления компетенции возглавляемого государственного органа или его структурного подразделения;
♦ осуществляют деятельность, содержанием которой является подготовка и принятие решений;
♦ используют в своей деятельности различные неправовые формы: совещания, дачу указаний, проведение консультаций и т.п.;
♦ осуществляют контроль за выполнением принятых решений;
♦ применяют административно-юрисдикционные и дисциплинарные взыскания.
Эти административно-распорядительные полномочия касаются самых разнообразных вопросов, но все они связаны исключительно с компетенцией конкретного государственного органа.
2) Помощники (советники) — должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей.
|
|
Назначение этой категории должностей гражданской службы состоит в выполнении лицами, которые их занимают, функций в целях непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, состоящего на государственной должности или должности руководителя. В обобщенном виде эти функции могут быть представлены в следующем виде:
♦ разработка и внесение предложений по актуальным направлениям соответствующей сферы деятельности;
♦ систематическая информация и консультирование, представление соответствующих информационно-аналитических материалов;
♦ участие в подготовке проектов решений, проработке вопросов, требующих профессиональных знаний;
♦ осуществление контроля за ходом выполнения решений по направлениям, входящим в компетенцию лица, деятельность которого обеспечивается;
♦ внесение предложений о необходимости разработки законов и подзаконных нормативных правовых актов;
♦ участие в подготовке докладов, а также иных материалов;
♦ участие в подготовке и проведении поездок, приемов, визитов и других официальных мероприятий;
♦ выполнение иных поручений лица, занимающего государственную должность или должность руководителя государственного органа.
3) Специалисты — должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения полномочий.
Основной классификационный признак для категории «специалисты» относится к качеству деятельности, а именно «профессиональному обеспечению выполнения государственными органами установленных задач и функций»2. Особенность этой категории должностей гражданской службы состоит в том, что хотя их унифицированные наименования и предусмотрены в Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы, но учреждаются и ликвидируются государственными органами они самостоятельно, так же, как и включаются в штатные расписания. Их назначение многообразно и зависит от характера полномочий, определяющих роль конкретной должности гражданской службы в реализации компетенции данного государственного органа. Вместе с тем следует подчеркнуть, что учреждение должностей гражданской службы категории «специалист» является правом государственных органов и осуществляется ими «в режиме усмотрения», а наименование должности гражданской службы не может быть изменено государственным органом.
Должности «специалисты» и «обеспечивающие специалисты» составляют наиболее массовую и наиболее стабильную по составу группу всистеме государственной гражданской службы.
Должности «специалисты» и «обеспечивающие специалисты» — это должности профессиональной государственной службы. По своей сути это административные должности, которые замещаются без ограничения срока, в порядке назначения по итогам конкурса. Для замещения такой должности нет обязательной необходимости иметь стаж государственной службы. Участвовать в конкурсе на вакантную должность — право.
4) Обеспечивающие специалисты — должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.
Для категории должностей «обеспечивающие специалисты» основным классификационным признаком является вид обеспечения деятельности государственного органа.