Должностной регламент и классные чины гражданской службы

В современной модели гражданской службы признаками долж­ности, помимо ее учреждения органами государственной власти и включения ее в Реестр должностей гражданской службы, является должностной регламент.

Должностной регламент — это новация закона о гражданской службе.

Он основывается на принципах:

♦ законности;

♦ соответствия полномочиям государственного органа;

♦ эффективности;

♦ стимулирования самостоятельности и инициативы государ­ственных служащих;

♦ персональной ответственности государственного граждан­ского служащего за порученное дело;

♦ стабильности должностных функций;

♦ ориентации на прогрессивные технологии служебной дея­тельности1.

Должностной регламент является существенным условием слу­жебного контракта и составной частью административного регла­мента. Он утверждается представителем нанимателя. В должност­ной регламент включается:

1) квалификационные требования к уровню и характеру зна­ний и навыков, предъявляемые к гражданскому служащему, заме­щающему соответствующую должность гражданской службы, а так­же к образованию, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности;

2) должностные обязанности, права и ответственность граждан­ского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) долж­ностных обязанностей в соответствии с административным регла­ментом государственного органа, задачами и функциями структур­ного подразделения государственного органа и функциональными
особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы;

3) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения;

4) перечень вопросов, по которым гражданский служащий впра­ве или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений;

5) сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов уп­равленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений;

6) порядок служебного взаимодействия гражданского служа­щего в связи с исполнением им должностных обязанностей с граж­данскими служащими того же государственного органа, граждан­скими служащими иных государственных органов, другими граж­данами, а также с организациями;

7) перечень государственных услуг, оказываемых гражданами и организациями в соответствии с административным регламен­том государственного органа;

8) показатели эффективности и результативности профессио­нальной служебной деятельности гражданского служащего.

Федеральным законом № 79-ФЗ (п. 1 ч. 2 ст. 47) установлено, что в должностной регламент в качестве его обязательной составляющей включаются квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, предъявляемые к гражданскому служащему, заме­щающему соответствующую должность гражданской службы.

В характеристике обязанностей, включенных в должностной регламент, указываются основные функции управления: анализ, прогноз, регулирование, организация, руководство, координация, информирование; отраслевые обеспечивающие: финансовый и бух­галтерский учет, ведение делопроизводства, материально-техничес­кое и информационное обеспечение, прием граждан; специальные функции службы или агентства — оказание услуг, контроль и над­зор, инспектирование. В регламенте расшифровываются права слу­жащего: право подписи документов: подписывает, утверждает, ви­зирует, согласовывает. Указывается право поощрять, налагать дисциплинарные взыскания; вносить предложения руководству, участ­вовать в деятельности советов или комиссий, коллегий и иных орга­нов, проводить иные юридические значимые действия в соответ­ствии с административным регламентом, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа, также под­робно расписаны в примерном регламенте и другие нормы статьи 47 закона о государственной гражданской службе. Весьма важно, что в этом документе уделено внимание показателям эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности.

Таким образом, должностным регламентом устанавливаются не только правила и процедуры юридически значимых действий, со­вершаемых гражданским служащим по должности, но и определя­ются показатели результативности исполнения должности граж­данской службы. То есть, в соответствии с должностным регламен­том осуществляется вся профессиональная служебная деятельность гражданского служащего, и, как определено в ч. 2 ст. 47 Закона № 79-ФЗ, к государственному служащему не могут предъявляться требования, не закрепленные в должностном регламенте конкрет­ной должности гражданской службы.

Этим обуславливается объем требований положенных в осно­ву условий конкурса на замещение вакантной должности граждан­ской службы, определения критериев аттестации и формирования вопросов, задаваемых служащему при проведении квалификаци­онного экзамена.

Качество выполнения условий должностного регламента учиты­вается при планировании должностного роста служащего, при осуще­ствлении необходимых кадровых технологий, формировании кадро­вого резерва, решении вопросов о поощрении и наказании служащего.

Как отмечалось выше, Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-Фз (ст. 11) установле­ны классные чины, которые присваиваются гражданским служа­щим в соответствии с замещаемой должностью гражданской служ­бы в пределах группы должностей гражданской службы.

Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 113' установлена следующая классификация классных чинов по группам должнос­тей гражданской службы (см. таблицу).





double arrow
Сейчас читают про: