В современной модели гражданской службы признаками должности, помимо ее учреждения органами государственной власти и включения ее в Реестр должностей гражданской службы, является должностной регламент.
Должностной регламент — это новация закона о гражданской службе.
Он основывается на принципах:
♦ законности;
♦ соответствия полномочиям государственного органа;
♦ эффективности;
♦ стимулирования самостоятельности и инициативы государственных служащих;
♦ персональной ответственности государственного гражданского служащего за порученное дело;
♦ стабильности должностных функций;
♦ ориентации на прогрессивные технологии служебной деятельности1.
Должностной регламент является существенным условием служебного контракта и составной частью административного регламента. Он утверждается представителем нанимателя. В должностной регламент включается:
1) квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, предъявляемые к гражданскому служащему, замещающему соответствующую должность гражданской службы, а также к образованию, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности;
2) должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными
особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы;
3) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения;
4) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений;
5) сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений;
6) порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с гражданскими служащими того же государственного органа, гражданскими служащими иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями;
7) перечень государственных услуг, оказываемых гражданами и организациями в соответствии с административным регламентом государственного органа;
8) показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.
Федеральным законом № 79-ФЗ (п. 1 ч. 2 ст. 47) установлено, что в должностной регламент в качестве его обязательной составляющей включаются квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, предъявляемые к гражданскому служащему, замещающему соответствующую должность гражданской службы.
В характеристике обязанностей, включенных в должностной регламент, указываются основные функции управления: анализ, прогноз, регулирование, организация, руководство, координация, информирование; отраслевые обеспечивающие: финансовый и бухгалтерский учет, ведение делопроизводства, материально-техническое и информационное обеспечение, прием граждан; специальные функции службы или агентства — оказание услуг, контроль и надзор, инспектирование. В регламенте расшифровываются права служащего: право подписи документов: подписывает, утверждает, визирует, согласовывает. Указывается право поощрять, налагать дисциплинарные взыскания; вносить предложения руководству, участвовать в деятельности советов или комиссий, коллегий и иных органов, проводить иные юридические значимые действия в соответствии с административным регламентом, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа, также подробно расписаны в примерном регламенте и другие нормы статьи 47 закона о государственной гражданской службе. Весьма важно, что в этом документе уделено внимание показателям эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности.
Таким образом, должностным регламентом устанавливаются не только правила и процедуры юридически значимых действий, совершаемых гражданским служащим по должности, но и определяются показатели результативности исполнения должности гражданской службы. То есть, в соответствии с должностным регламентом осуществляется вся профессиональная служебная деятельность гражданского служащего, и, как определено в ч. 2 ст. 47 Закона № 79-ФЗ, к государственному служащему не могут предъявляться требования, не закрепленные в должностном регламенте конкретной должности гражданской службы.
Этим обуславливается объем требований положенных в основу условий конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, определения критериев аттестации и формирования вопросов, задаваемых служащему при проведении квалификационного экзамена.
Качество выполнения условий должностного регламента учитывается при планировании должностного роста служащего, при осуществлении необходимых кадровых технологий, формировании кадрового резерва, решении вопросов о поощрении и наказании служащего.
Как отмечалось выше, Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-Фз (ст. 11) установлены классные чины, которые присваиваются гражданским служащим в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы.
Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 113' установлена следующая классификация классных чинов по группам должностей гражданской службы (см. таблицу).






