Гражданских служащих

Воинское звание военнослужащего, проходящего военную службу по контракту Классный чин государственного служащего
Генерал армии, адмирал флота; гене­рал-полковник, адмирал Действительный государственный советник Рос­сийской Федерации 1 класса
Генерал-лейтенант, вице-адмирал Действительный государственный советник Рос­сийской Федерации 2 класса
Генерал-майор, контр-адмирал Действительный государственный советник Рос­сийской Федерации 3 класса
Полковник, капитан 1 ранга Государственный советник Российской Федера­ции 2 класса
Подполковник, капитан 2 ранга Государственный советник Российской Федера­ции 3 класса
Майор, капитан 3 ранга Советник Российской Федерации 1 класса
Капитан, капитан-лейтенант Советник Российской Федерации 2 класса
Старший лейтенант Советник Российской Федерации 3 класса
Лейтенант Советник государственной службы 1 класса
Младший лейтенант Советник государственной службы 2 класса
Старший прапорщик, старший мич­ман; прапорщик, мичман Советник государственной службы 2 класса
Старшина, главный корабельный старшина; старший сержант, главный старшина Референт государственной службы 1 класса
Сержант, старшина 1 статьи; младший сержант, старшина 2 статьи Референт государственной службы 2 класса
Ефрейтор, старший матрос; рядовой, матрос Референт государственной службы 3 класса

Первостепенное значение для обеспечения эффективности военной службы имеет комплектование ее личным составом. Оно представляет собой принятую государством и урегулиро­ванную законом систему мероприятий по обеспечению Воору­женных Сил, воинских формирований и органов кадрами военнослужащих. В настоящее время применяется смешанный способ комплектования, сочетающий обязательный призыв (в отличие от гражданской службы, где призыв отсутствует) с добровольным поступлением граждан на военную службу по контракту.

В настоящее время увеличен рост удельного веса контракт­ников до 70% от численности военнослужащих, включая офи­церский состав. Это позволяет существенно повысить боеспособ­ность соединений и частей постоянной готовности и уменьшить срок по призыву на 12 месяцев. Такое комплектование армии идет с 01.11.2008 г.

В то же время следует учитывать, что содержание солдата (сержанта) по контракту обходится государству во много раз до­роже содержания военнослужащего по призыву.

За последнее десятилетие ряд факторов, в том числе поли­тических, идеологических, демографических, экономических и социальных, оказал негативное воздействие на состояние суще­ствующей системы комплектования Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований.

Так, порядок прохождения военной службы по контракту, введенный в 1993 г., предоставил офицерам возможность уволь­нения с военной службы через пять лет после окончания вуза. Одновременно был расширен перечень оснований для их дос­рочного увольнения с военной службы. В результате значитель­ные затраты на подготовку офицера перестали соответствовать сроку его последующей военной службы. Законодательно был расширен и перечень оснований для отсрочки граждан от призы­ва на военную службу.

В современных условиях возникла необходимость в про­фессионализации военной службы, прежде всего младшего ко­мандного состава. Пока младшие командиры (сержанты) пред­ставляют собой обычных призывников, отобранных в сержант­скую школу вскоре после призыва.

Накопленный за десятилетия опыт показал, что многие слу­жебные обязанности в войсках могут успешно выполнять и сугубо гражданские лица. Особенно актуальным этот вопрос стал в по­следнее время, когда возник дефицит офицерских кадров. Приказом Министра обороны Российской Федерации утвержден перечень во­инских должностей, подлежащих замещению старшими и младшими офицерами в Вооруженных Силах, которые разрешается заме­щать гражданским персоналом. Это должности начальников (на­пример, начальника клуба, начальника ансамбля, начальника апте­ки) и различных специалистов (например, ведущий врач, фарма­цевт, тренер), которые без ущерба для боеготовности могут быть замещены военнослужащими, уволенными с военной службы, и другими гражданскими специалистами.

Для военной службы характерным является строгость орга­низации ее прохождения. Все стороны военной службы, по срав­нению со службой в гражданских структурах, регламентируются весьма подробно; определяется порядок служебной деятельности и поведения военнослужащих не только в служебное, но и во внеслужебное время.

Для военнослужащих устанавливаются форма одежды и знаки различия.

Военнослужащий, впервые поступивший на военную служ­бу, приводится к Военной присяге. Факт ее принятия имеет не только моральное, но и юридическое значение. До принятия Во­енной присяги военнослужащий не может привлекаться к выпол­нению боевых задач (участию в боевых действиях, несению бое­вого дежурства, боевой или караульной службы) и задач в усло­виях вооруженных конфликтов; за таким военнослужащим не могут закрепляться оружие и военная техника.

Важным новшеством является установление испытания при поступлении на военную службу по контракту в течение трех месяцев.

Федеральными законами, общевоинскими уставами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации опреде­лены должностные и специальные обязанности военнослужащих и порядок их исполнения. Наиболее подробно устанавливаются обя­занности командиров. Они являются единоначальниками и отвеча­ют в мирное и военной время за постоянную боевую и мобилизаци­онную готовность воинских формирований, успешное выполнение ими боевых задач, боевую подготовку, воспитание, воинскую дис­циплину, морально-психологическое состояние личного состава, состояние и сохранность вооружения, военной техники и имущест­ва, материальное, техническое, медицинское, финансовое, социаль­но-правовое и бытовое обеспечение подчиненных.

В целях всесторонней и объективной оценки офицеров, пра­порщиков (мичманов), определения их соответствия занимаемой воинской должности и перспектив дальнейшего служебного ис­пользования проводится аттестация. Офицеры, прапорщики, мичманы проходят ее не менее чем за четыре месяца до истечения срока военной службы, но не реже, чем через каждые пять лет про­хождения военной службы, по окончании военных учреждений профессионального образования, адъюнктуры, военной докторан­туры. Это относится и к офицерам, проходящим военную службу по призыву, при увольнении в запас или при заключении контракта.

В заключении аттестационной комиссии указывается о соот­ветствии (несоответствии) аттестуемого занимаемой воинской должности, а также мнение о его дальнейшем служебном предна­значении, т. е. рекомендации о выдвижении на более высокую во­инскую должность, о направлении на учебу в военно-учебное заве­дение или на курсы, о перемещении на другую воинскую должность (командную, штабную, преподавательскую), о перемещении на низшую должность или увольнении с военной службы.

Законодательством установлен предельный возраст пребы­вания на военной службе применительно к воинским званиям и основания увольнения с военной службы.

Увольнение военнослужащих с военной службы производится: в запас, если военнослужащий не достиг предельного возраста пре­бывания в запасе и по состоянию здоровья годен или ограниченно годен к военной службе; в отставку, если военнослужащий к мо­менту увольнения достиг предельного возраста пребывания в запасе или по состоянию здоровья военно-врачебной комиссией признан негодным к военной службе; если военнослужащему назначено на­казание в виде лишения свободы или ее ограничения.

Особенностями отличается правовое положение (статус) во­еннослужащих. Этот статус отличается от правового положения го­сударственных гражданских служащих. Данное отличие обусловле­но функционально-целевым предназначением и условиями военной службы. Профессиональная служебная деятельность военнослужа­щих постоянно связана не только с критическими физическими и психологическими нагрузками, но и с реальным риском для жизни и здоровья, особенно при ведении боевых действий.

Права и обязанности военнослужащих, возникающие в свя­зи с прохождением военной службы, в основном такие же, как и у государственных гражданских служащих. Однако они еще не приведены в определенную систему (пока не принят закон о во­енной службе), изложены как в федеральных законах, так и в об­щевоинских уставах и различных подзаконных актах. К тому же содержание некоторых прав и обязанностей военнослужащих не в полной мере совпадает с содержанием аналогичных прав и обя­занностей гражданских служащих.

Право военнослужащих на должностной рост на конкурс­ной основе реализуется при замещении лишь некоторых воин­ских должностей, перечень которых определен приказом мини­стра обороны РФ (например, профессорско-преподавательский состав, научные работники).

Первостепенное значение для военной службы имеет под­готовка и переподготовка офицерских кадров.

Снижение уровня их материального положения, падение пре­стижа военной службы привело к существенному увеличению мас­штабов увольнения офицеров с военной службы (в первую очередь с первичных должностей) и отчисления курсантов в процессе уче­бы. В последние годы ежегодная реальная убыль офицеров с воен­ной службы существенно превышала расчетную норму естествен­ной убыли, на основании которой устанавливалась численность на­бора в военно-учебные заведения и соответственно штатная чис­ленность обучающихся и преподавательского состава.

С целью решения этой проблемы Правительством РФ в 2002 г. принята Федеральная программа «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 г.». Предусмотрено привести количественные и качест­венные параметры системы военного образования в соответствие со структурой, численностью и задачами Вооруженных Сил, дру­гих войск, воинских формирований и органов.

В ходе реализации правительственной Программы решают­ся три основные задачи: создание условий для полного удовле­творения потребностей военной организации государства в офи­церах; улучшение качества подготовки офицеров, приведение уровня их профессиональной подготовленности в соответствие с требованиями военно-профессиональной деятельности; повыше­ние эффективности управления военным образованием.

Сложившаяся в стране система военного образования пока не соответствует этим задачам. Комплектование офицерских должностей в 2003-2007 гг. из вузов Минобороны России соста­вило только 59%.

В соответствии с правительственной программой к 2010 г. количество военно-учебных заведений Министерства обороны сократится до 61 и будет включать 16 военных академий, 3 военных университета и 42 военных училища и института. При этом возможности их по подготовке кадров будут значительно расши­рены (схема).

Решается также проблема оптимизации сети и численности военных кафедр. В настоящее время военные кафедры, на которых обучается более 170 тыс. студентов, действуют при 229 граждан­ских высших учебных заведениях. Такие объемы подготовки офи­церов запаса существенно превышают потребности Вооруженных Сил, а уровень их военно-профессиональной готовности не отвечает требованиям войск и не соответствует затратам на содержание во­енных кафедр. В связи с этим подготовку офицеров запаса планиру­ется продолжить в 68 гражданских вузах.

Схема. Динамика сокращения сети вузов Минобороны России в период 2006-2010 гг.

С целью недопущения снижения уровня укомплектованно­сти армии и флота предполагается использовать ряд других ис­точников их комплектования офицерами: поступление граждан, имеющих соответствующее образование, на военную службу в добровольном порядке по контракту; краткосрочные (срок обу­чения 10 месяцев) курсы по подготовке младших офицеров для комплектования первичных офицерских должностей; присвоение первых офицерских званий другим категориям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, исполняющих слу­жебные обязанности на офицерских должностях и имеющих не­обходимое образование. Эти и другие меры тесно связаны с пер­спективами перехода на систему комплектования вооруженных сил на профессиональной основе.

Для решения данной проблемы целесообразно предпринять ряд дополнительных мер: предусмотреть в действующем законо­дательстве увеличение минимальной и средней продолжительно­сти военной службы офицеров; увеличение срока действия пер­вого контракта, заключаемого с курсантами вузов; разработка механизма гражданско-правовой ответственности военнослужа­щих за невыполнение условий контракта; использование в каче­стве источника пополнения офицерского корпуса гражданской высшей школы путем государственного заказа на подготовку кадров за счет федерального бюджета.

В контракте о прохождении военной службы закрепляются добровольность поступления гражданина на военную службу, срок, в течение которого гражданин обязуется проходить военную служ­бу, и условия контракта. Условия контракта о прохождении воен­ной службы включают в себя обязанность гражданина проходить военную службу в течение установленного контрактом срока, доб­росовестно исполнять все общие, должностные и специальные обя­занности военнослужащих, а также положения, касающиеся соблю­дения прав военнослужащего, прав членов его семьи, включая по­лучение социальных гарантий и компенсаций, предусмотренных для военнослужащих, и порядок прохождения военной службы.

Альтернативная служба – вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемая гражданами России взамен воинской службы по призыву (Федеральный Закон от 25.07.2002 г. № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе»).

Срок альтернативной гражданской службы в 1,75 раза превышает срок военной службы по призыву и составляет 21 месяц. Срок альтернативной гражданской службы для граждан, проходящих данную службу в силовых структурах в 1,5 раза превышает срок службы по призыву и составляет 18 месяцев.

Таким образом, военная служба является профессиональ­ной, осуществляемой на воинских должностях. Сложились две формы этой службы - по призыву и по контракту. Статус воен­нослужащих имеет особенности, связанные с правом ношения оружия, риском для жизни в процессе службы, повышенной от­ветственностью, обусловленную защитой государства.

7. Правоохранительная служба как вид государственной службы: особенности организации и прохождения.

Правоохранительная служба - вид федеральной государст­венной службы, представляющей собой профессиональную слу­жебную деятельность граждан на должностях правоохрани­тельной службы в государственных органах, службах и учреж­дениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасно­сти, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.

Правоохранительная служба является одной из форм осу­ществления функций государства посредством оперативной ра­боты государственных органов по охране норм права от наруше­ний, защите субъективных прав участников правоотношений и обеспечению выполнения возложенных на них юридических обя­занностей. Результатом правоохранительной деятельности явля­ется издание правоприменительных актов, служащих целям про­филактики преступлений и иных правонарушений, восстановле­нию нарушенных прав, привлечению к юридической ответствен­ности лиц, совершивших противоправные деяния.

Отличительным признаком правоохранительной службы является обеспечение осуществления государственных функций особого рода, направленных на обеспечение общественного по­рядка, безопасности, законности, правопорядка, осуществление борьбы с преступностью.

Для правоохранительной службы характерны следующие отличительные от гражданской службы признаки: профессио­нальной обязанностью служащих этой категории являются защи­та жизни и здоровья людей, обеспечение безопасности граждан и установленного порядка управления, основных прав граждан и публичных интересов; охрана материальных ценностей, общест­венного порядка и правопорядка; наличие специальных дисцип­линарных уставов, положений о дисциплине, обусловленных спе­цификой должностных функций государственных правоохрани­тельных служащих; эти служащие имеют особые условия посту­пления на службу, ее прохождения, присвоения специальных званий, проведения аттестации и прекращения службы; наличие установленного в специальных административно-правовых нор­мативных актах особенного правового статуса служащих.

С принятием федерального закона о правоохранительной службе будет определен круг государственных органов, осуще­ствляющих правоохранительную деятельность и соответственно являющихся правоохранительными.

До принятия этого закона в федеральных законах и иных нормативных правовых актах понятие «правоохранительный орган» практически не использовалось, за исключением тамо­женных органов, названных правоохранительными в ст. 8 Та­моженного кодекса Российской Федерации. Наряду с ними, по нашему мнению, к правоохранительным органам следует от­нести органы МВД, прокуратуры, юстиции, федеральной службы безопасности и др.

 
 

Характерным для государственных служащих, замещающих должности правоохранительной службы, является наличие спе­циальных званий. Лица, имеющие такие звания, обязаны подчи­няться особой (хотя и менее жесткой, чем у военнослужащих) служебной дисциплине, во многом определяющей специфику их правового положения. Такие звания, как и военнослужащим, присваиваются лицам, проходящим службу не только в самих федеральных органах исполнительной власти и их территориаль­ных структурах, но и в иных организациях, входящих в систему этих органов исполнительной власти.

Так, в соответствии со ст. 26 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» сотрудникам полиции присваиваются следующие специальные звания:

1) рядовой состав - рядовой полиции;

2) младший начальствующий состав - младший сержант полиции, сержант полиции, старший сержант полиции, старшина полиции, прапорщик полиции, старший прапорщик полиции;

3) средний начальствующий состав - младший лейтенант полиции, лейтенант полиции, старший лейтенант полиции, капитан полиции;

4) старший начальствующий состав - майор полиции, подполковник полиции, полковник полиции;

5) высший начальствующий состав - генерал-майор полиции, генерал-лейтенант полиции, генерал-полковник полиции, генерал полиции Российской Федерации.

Специальные звания начальствующего состава полиции являются пожизненными. При увольнении сотрудника полиции со службы в полиции к специальному званию добавляются слова "в отставке". Сотрудник полиции может быть лишен специального звания в порядке, установленном федеральным законом.

Гражданам, принятым на службу в органы наркоконтроля, и сотрудникам присваиваются следующие специальные звания (согласно Указу Президента РФ от 05.06.2003 № 613):

1) рядового состава - рядовой полиции;

2) младшего начальствующего состава: младший сержант полиции; сержант полиции; старший сержант полиции; старшина полиции; прапорщик полиции; старший прапорщик полиции;

3) среднего начальствующего состава: младший лейтенант полиции; лейтенант полиции; старший лейтенант полиции; капитан полиции;

4) старшего начальствующего состава: майор полиции; подполковник полиции; полковник полиции;

5) высшего начальствующего состава: генерал-майор полиции; генерал-лейтенант полиции; генерал-полковник полиции; генерал полиции Российской Федерации.

В системе Прокуратуры Российской Федерации устанавливаются следующие классные чины (согласно Указу Президента РФ от 30.06.1997 № 659): младший юрист; юрист 3 класса; юрист 2 класса; юрист 1 класса; младший советник юстиции; советник юстиции; старший советник юстиции; государственный советник юстиции 3 класса; государственный советник юстиции 2 класса; государственный советник юстиции 1 класса; действительный государственный советник юстиции.

Актуальные проблемы правоохранительной службы целе­сообразно рассмотреть на примере МВД - одной из наиболее массовых и близких к населению служб.

К кадрам этой системы предъявляются требования: высокое правосознание; организаторские способности; работоспособность и физическая выносливость; умение действовать в нетипичных, экстремальных условиях; обладание чувством взаимовыручки и товарищества; способность к выполнению ограничений в правах; возраст при приеме на службу - от 18 до 35 лет; уровень образования - не ниже среднего.

Планом мероприятий МВД России по реализации Послания Президента РФ предусматривается внедрение в работу с кадрами современных психологических технологий, которые по­зволят выявлять мотивы службы в полиции с тем, чтобы исклю­чить отбор сотрудников с корыстной мотивацией, склонных к нарушению законности и дисциплины, а также лиц с неустойчивой психикой.

В МВД регламентируются процессы присвоения, задержки, снижения, лишения специальных званий рядового и начальствующего состава, а также назначения на должности. Перечни должностей рядового, младшего, среднего и старшего начальствующего состава и соответствующие этим должностям специальные звания утверждаются министром внутренних дел РФ. Перечни должностей высшего начальствующего состава и соответствующие этим должностям специальные звания утверждаются Президентом РФ.

Замещение вакантных должностей рядового и начальствующего состава производится посредством назначения на должность и заключения на договорной основе индивидуальных контрактов.

Для оценки уровня профессиональной подготовки работников полиции используется аттестация, применяются основные методы изучения: анализ документов; беседы и опросы; наблюдение.

Представляет интерес решение МВД о том, что участковые уполномоченные раз в квартал должны отчитываться о своей работе перед жителями обслуживаемой территории. На обсуждение приглашаются представители органов местного самоуправления, общественных и жилищных организаций, работники суда, про­куратуры, руководители и сотрудников милицейских служб. Одобряемый населением участковый полицейский получает но­вые возможности служебного роста: по решению министра МВД, сотрудник, отслуживший пять лет в должности участкового, по­лучает прибавку 50% к окладу; десять лет - 100%. Звания участковым присваиваются на ступень выше до майора, старшим участковым - на ступень выше до подполковника.

В настоящее время в органах внутренних дел наблюдается депрофессионализация работников, «вымывание» кадров среднего звена, уход многих профессионально состоятельных и перспектив­ных работников. В течение последних 15 лет из этой системы ушло около миллиона сотрудников. В составе данного ведомства пред­ставителей оперативного состава со стажем десять и более лет оста­лось менее 20%, хотя нормой функционирования системы считается четыре пятых. Отсутствие достаточного количества опытных опера­тивников означает кризис оперативной работы.

Таким образом, наметились следующие тенденции кадрово­го развития: усиление стремления квалифицированных сотруд­ников искать другие организации; аккумуляция в правоохрани­тельных органах наименее конкурентоспособных на рынке труда работников; расширение благоприятных условий для коррупции; снижение активности службы, что отрицательно сказывается на уровне общественной безопасности.

Представляет интерес формирование в России правовой системы подготовки и переподготовки кадров системы МВД. Она соответствует международным стандартам.

В систему образовательных учреждений МВД России входит 23 высших, 9 специальных средних учебных заведений, суворов­ские военные училища и колледжи, в которых обучается более 101 тыс. курсантов, слушателей и воспитанников. Научно-педагогический корпус составляет более 6,5 тыс. преподавателей, из которых более 3 тыс. имеют ученые степени кандидатов и докторов наук.

Система профессиональной подготовки работников полиции включает ряд видов обучения: специальное первоначальное комплексное обучение для лиц, впервые принятых на службу в органы внутренних дел на должности рядового и начальствую­щего состава, еще до того, как они приступят к самостоятельно­му выполнению служебных обязанностей; обучение в образова­тельных учреждениях среднего и высшего профессионального образования МВД России в соответствии с государственными образовательными стандартами; повышение квалификации и пе­реподготовка по конкретной специальности или должности, что осуществляется не реже одного раза в три года в институтах, на факультетах, курсах повышения квалификации; обучение в про­цессе оперативно-служебной деятельности.

В то же время в системе МВД России образовательные под­системы- специальная первоначальная подготовка, среднее и высшее профессиональное образование, дополнительное профес­сиональное образование - еще не обеспечивают потребности правоохранительной системы в квалифицированных кадрах. Это связано, с одной стороны, с высокой текучестью профессиональ­ных кадров, с другой - с недостаточной пропускной способно­стью образовательных учреждений МВД. В них еще не выстрое­на система непрерывной профессиональной подготовки, которая позволила бы каждому сотруднику выстроить свою карьеру.

Система профессиональной подготовки кадров МВД России не в полной мере обеспечивает потребности правоохранительной системы в квалификационных кадрах. Не удовлетворяют качест­во ее образовательных программ, оно не в полной мере соответ­ствует современным требованиям подготовки работников полиции, особенно по охране правопорядка, усилению противодейст­вия преступности и терроризму, обеспечению общественной безопасности, охране прав и свобод граждан в условиях правово­го государства и гражданского общества.

Таким образом, правоохранительная служба является про­фессиональной служебной деятельностью граждан на должно­стях правоохранительной службы. Она направлена на обеспече­ние общественного порядка, безопасности, законности, правопо­рядка, борьбу с преступностью и отличается наличием специаль­ных званий, более жесткой служебной дисциплиной.

8. Понятие и типология должностей государственной службы Российской Федерации.

1. Правовая характеристика должности гражданской службы

2. Категории, группы и реестры должностей гражданской службы

3. Должностной регламент и классные чины гражданской службы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: