Авторитет (лат. auctoritas – достоинство, сила, власть, влияние) – это важнейшее средство воспитательного воздействия. Это особая профессиональная позиция, определяющая влияние на учащихся, дающая право принимать решение, выражать оценку, давать советы. Подлинный авторитет опирается не на должностные и возрастные привилегии, а на высокие личностные и профессиональные качества: демократический стиль сотрудничества с воспитанниками, способность к открытому общению, его стремление к постоянному совершенствованию, эрудированность, компетентность, справедливость и доброту, общую культуру и т. п.
Истинный авторитет – это такое отношение учащихся к учителю, которое побуждает учащихся быть все время младшими товарищами учителю.
Основными составными частями авторитета являются следующие: личностный и профессиональный.
Личностный компонент педагогического авторитета включает в себя следующие качества педагога:
‒ любовь к студентам и педагогической профессии;
‒ уважение и доверие к обучающимся;
‒ взаимное уважение;
‒ общая культура поведения педагога (умение владеть речью, мимикой и жестами, опрятность в костюме и т. п.);
‒ внешность педагога и его культура поведения;
‒ умение держать себя в аудитории;
‒ обладание правильной и выразительной речью;
‒ настойчивость и требовательность;
‒ знание своего предмета;
‒ педагогический такт, то есть умение находить в каждом случае наиболее правильный педагогический приём.
Профессионально-психологические качества педагога воспитываются путем систематической работы над собой и заимствования лучшего опыта у других педагогов, так как черты характера хорошего учителя и воспитателя формируются в педагогическом коллективе.
Авторитет педагога-воспитателя также зависит от того, какой стиль взаимодействия сложился у него со студентами (демократический, авторитарный, либеральный), уважительность и требовательное отношение к учащимся. При этом качества личностного компонента (любовь к детям, к профессии, уважение доверие к студенту, общая культура поведения, оптимизм, требовательность, строгость, справедливость, терпение, и т. д.) и профессионального компонента (профессиональные знания, педагогический такт, стили взаимодействия и т. д.) тесно взаимосвязаны.
В целом, в структуру авторитета включаются следующие компоненты:
▪ профессиональный компонент: специальная эрудиция, методическое мастерство, технологическое разнообразие;
▪ личностный компонент:
‒ ценностная составляющая (носителем каких конкретных нравственных, философских, эстетических и других ценностей является педагог);
‒ характерологическая составляющая (черты характера, создающие предпосылки для формирования авторитета);
‒ культурологическая составляющая (культура поведения, общая эрудиция, круг интересов, стиль общения);
▪ социальный компонент (социальная перцепция):
‒ социальная значимость профессии;
‒ социальный престиж профессии;
‒ социальные (профессиональные) стереотипы;
▪ ролевой компонент:
‒ занимаемая должность;
‒ права и обязанности.
Авторитет педагога – это средство воспитательного воздействия на учащегося, это сложный феномен, который качественно характеризует систему отношений к педагогу. Отношения учащихся к авторитетному педагогу положительно эмоционально окрашены и насыщены. И чем выше этот авторитет, чем важнее для воспитанников науки, основы которых преподает учитель, тем справедливее кажутся его требования, замечания, тем весомее каждое его слово. Подлинный авторитет можно только заслужить честным и упорным трудом. Существует мнение, что должность учителя сама по себе обеспечивает ему авторитет среди учащихся.
Впервые в педагогической науке авторитет учителя-воспитателя был разделен на истинный и ложный А. С. Макаренко, который отмечал, что истинный авторитет – один, а ложных – множество разновидностей. Под ложным авторитетом понимается такое отношение воспитанников (учеников) к воспитателю (учителю), которое побуждает их быть потребителями готового опыта, пассивными или активными. Ложный авторитетоснован на стремлении учителя-воспитателя добиваться послушания от ученика.
Различаются следующие виды ложного авторитета:
▪ авторитет подавления: завоевывается путем систематической демонстрации превосходства в правах и возможности держать учащихся в постоянном безотчетном страхе перед высмеиванием за неудачный ответ или выполнение упражнения, перед окриком, наказанием.
▪ авторитет расстояния: педагог, воспитатель стремится всегда держать дистанцию относительно студентов;
▪ авторитет педантизма:у педагога, воспитателя существует система мелочных, никому не нужных условностей, традиций. Он постоянно придирается к занимающимся, причем его придирки не согласуются со здравым смыслом, они просто неразумны. Педант несправедлив и его действия малоэффективны;
▪ авторитет резонерства:педагог бесконечно поучает воспитанников, полагая, что нотации – главное средство воспитания. К словопрениям таких педагогов учащиеся быстро привыкают, перестают на них реагировать и раздраженно, а иногда посмеиваясь, слушают поток нравоучений;
▪ авторитет мнимой доброты чаще, чем другие виды ложного авторитета, встречаются у молодых педагогов. Не имея достаточного педагогического опыта, эти руководители молодежи считают, что учащиеся оценят их доброту, попустительство и ответят послушанием, вниманием, любовью; получается лишь наоборот.
Управление, разрушающее авторитет преподавателя, в современной литературе обозначается термином «терминаторный менеджмент», который проявляется в следующих личностных позициях педагога:
– «один я все знаю, все вы неучи»;
– создатель чехарды и некомпетентности;
– «чтобы работать с вами, надо иметь адское терпение»;
– главное – добиться высоких результатов поведения и успеваемости;
– «с кем приходится работать!».