Таблица 2
КАТЕГОРИЯ | ГРУППЫ | КЛАССНЫЕ ЧИНЫ | КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ |
Руководители, помощники (советники) | высшая | действительный государственный советник РФ 1,2,3 классов | Высшее профессиональное образование; стаж государственной службы на главных государственных должностях не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее пяти лет. |
главная | государственный советник РФ 1, 2, 3 классов | Высшее профессиональное образование; стаж государственной службы на ведущих государственных должностях не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее трех лет. | |
ведущая | советник государственной гражданской службы РФ 1, 2, 3 классов | Высшее профессиональное образование; стаж государственной службы на старших государственных должностях не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее трех лет. | |
Специалисты | высшая | действительный государственный советник РФ 1,2,3 классов | Высшее профессиональное образование; стаж государственной службы на главных государственных должностях не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее пяти лет. |
главная | государственный советник РФ 1,2,3 классов | Высшее профессиональное образование; стаж государственной службы на ведущих государственных должностях не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее трех лет. | |
ведущая | советник государственной гражданской службы РФ 1, 2, 3 классов | Высшее профессиональное образование; стаж государственной службы на старших государственных должностях не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее трех лет. | |
старшая | референт государственной гражданской службы РФ 1,2, 3 классов | Высшее профессиональное образование; стаж работы по специальности не менее трех лет. | |
Обеспечивающие специалисты | главная | государственный советник РФ 1,2,3 классов | Высшее профессиональное образование; стаж государственной службы на ведущих государственных должностях не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее трех лет. |
ведущая | советник государственной гражданской службы РФ 1, 2, 3 классов | Высшее профессиональное образование; стаж государственной службы на старших государственных должностях не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее трех лет. | |
старшая | референт государственной гражданской службы РФ 1, 2, 3 классов | Среднее профессиональное образование; стаж работы по специальности не менее трех лет. | |
младшая | секретарь государственной гражданской службы РФ 1,2,3 классов | Среднее профессиональное образование; без предъявления требований к стажу. |
5. Федеральная государственная служба: виды, сущность, особенности организации.
|
|
Государственная гражданская служба в соответствии с конституционным принципом федерализма подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.
|
|
Федеральная государственная гражданская служба представляет собой профессиональную служебную деятельность на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации. Федеральная государственная гражданская служба осуществляется в аппаратах федеральных органов представительной, исполнительной и судебной власти, например, Аппарате Правительства Российской Федерации, аппаратах палат Федерального Собрания Российской Федерации, Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также в других федеральных государственных органах, например, аппарате Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации и т. п.
Государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации является профессиональной служебной деятельностью граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий субъекта Российской Федерации, а также полномочий государственных органов субъекта Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации (схема 6).
В результате реформирования государственной службы гражданская служба юридически и организационно выделяется в самостоятельный вид государственной службы. Деятельность по государственному управлению общественными процессами (экономика, финансы, образование и др.) осуществляется исполнительной властью через специально уполномоченных на то публичной властью людей - государственных гражданских служащих.
Эти служащие заняты в различных сферах: в экономической (регулирование промышленности, сельского хозяйства, использование природных ресурсов); социально-культурной (управление в области образования, науки, массовой информации и др.); отчасти, в административно-политической сфере (например, в области внешних сношений, регистрации прав на недвижимое имущество) и др.
Схема 6
В связи с выделением государственной гражданской службы в самостоятельный вид актуализировался вопрос об отличии статуса государственного служащего от статуса наемного работника, в том числе работника бюджетной сферы. Одним из таких отличий стало введение на государственной гражданской службе контрактной системы прохождения службы, то есть заключение служебного договора. Закрепление данного отличия является важным шагом в сторону выведения государственных гражданских служащих из-под действия норм трудового законодательства.
Таким образом, государственная гражданская служба является одним из трех компонентов системы государственной службы. Она состоит из федеральной службы и службы субъектов Федерации, что вызвало разделение труда в их регулировании.
6. Военная служба как вид государственной службы: особенности организации и прохождения.
Военная служба - это федеральная государственная служба. Она является профессиональной служебной деятельностью граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства.
|
|
В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ, военная служба - это особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в пограничных войсках, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах Федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и создаваемых на военное время специальных формированиях (схема 1).
Граждане, проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют специальный статус, устанавливаемый Федеральным законом «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ. На лиц, находящихся на военной службе, возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, что связано с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с этим военнослужащие, обладая общими правами и свободами человека и гражданина, имеют определенные ограничения, установленные законом.
Учитывая особый характер обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются необходимые социальные гарантии и компенсации, в том числе для граждан, уволенных с военной службы и членов их семей.
Законом установлены: а) общие обязанности лиц, находящихся на военной службе (быть верным Военной присяге, беззаветно служить народу, мужественно и умело защищать Российскую Федерацию; дорожить воинской честью, боевой славой и войсковым товариществом; совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику и др.); б) должностные обязанности (иметь постоянную боевую и мобилизационную готовность к успешному выполнению поставленных боевых задач; обеспечивать воинскую дисциплину, правопорядок и необходимое морально-психологическое состояние личного состава, безопасность военной службы и др.); в) специальные обязанности военнослужащих (например, на применение оружия, силы и др.); г) ответственность за совершение правонарушений.
|
|
Таблица 1