double arrow

Гарантии на государственной службе

Для обеспечения социальной и правовой защищенности гражданских служащих, повышения мотивации в эффективном исполнении ими своих должностных обязанностей, стабильности профессионального состава кадров гражданской службы и в порядке компенсации ограничений, установленных настоящим федеральным законом и иными федеральными закона ми, гражданским служащим предоставляются государственные гарантии, которых насчитывается 11.

Основные государственные гарантии гражданских служащих:

1) равные условия оплаты труда, а также сопоставимые показатели оценки эффективности результатов профессиональной служебной деятельности при замещении соответствующих должностей гражданской службы, если иное не установлено настоящим федеральным законом;

2) право гражданского служащего на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания;

3) условия прохождения гражданской службы, обеспечивающие исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным рег­ламентом;

4) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

5) медицинское страхование гражданского служащего и членов его семьи, в том числе после выхода гражданского служащего на пенсию за выслугу лет, в соответствии с федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации;

6) обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период прохождения гражданской службы либо сохранение денежного содержания при временной нетрудоспособности, а также на время прохождения медицинского обследования в специализированном учреждении здравоохранения в соответст­вии с федеральным законом;

7) выплата по обязательному государственному страхованию в случаях, порядке и размерах, установленных соответственно федеральными законами и законами субъектов РФ;

8) возмещение расходов, связанных со служебными командировка­ми. Порядок и условия командирования гражданского служащего устанавливаются соответственно указом Президента РФ, нормативными правовы­ми актами субъекта РФ;

9) возмещение расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи в другую местность при переводе гражданского служащего в другой государственный орган. Порядок и условия возмещения расходов гражданскому служащему устанавливаются соответственно постановлением Правительства РФ и нормативными правовыми актами субъекта РФ;

10) защита гражданского служащего и членов его семьи от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей в случаях, порядке и на условиях, установленных федеральным законом;

11) государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан РФ, проходивших государственную службу, и их семей.

В случае освобождения гражданского служащего от замещаемой должности в связи с избранием или назначением на государственную должность, избранием на выборную должность в органы местного самоуправления, избрания (делегирования) на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном орга­не, условия обеспечения данного гражданского служащего устанавливают­ся по его выбору.

Гражданским служащим предоставляются также иные государствен­ные гарантии, установленные федеральными законами.

Гражданским служащим при определенных условиях могут предоставляться дополнительные государственные гарантии и, в частности, право на:

1) профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку с сохранением на этот период замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания;

2) транспортное обслуживание, обеспечиваемое в связи с исполнени­ем должностных обязанностей, в зависимости от категорий и группы замещаемой должности гражданской службы, а также компенсация за использование личного транспорта в служебных целях и возмещения расхо­дов, связанных с его использованием, в случае и порядке, установленных соответственно нормативными правовыми актами РФ и нормативными правовыми актами субъекта РФ;

3) замещение иной должности гражданской службы при реорганиза­ции или ликвидации государственного органа либо сокращении должно­стей гражданской службы в соответствии со ст. 31 настоящего федераль­ного закона;

4) единовременную субсидию на приобретение жилой площади один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых постановлением Правительства РФ и нормативным правовым актом субъекта РФ;

5) иные государственные гарантии.

Об отпусках на гражданской службе. Гражданскому служащему npeдоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания. Ежегодный оплачиваемый отпуск гражданского служащего состоит из основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Гражданским служащим, замещающим высшие и главные должности гражданской службы, предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 35 календарных дней. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы иных групп, предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней.

Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет исчисляется из расчета один календарный день за каждый год гражданской службы.

При исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемо­го отпуска ежегодный основной оплачиваемый отпуск суммируется с ежегодным дополнительным оплачиваемым отпуском за выслугу лет. Общая продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет для гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности граждан­ской службы, не может превышать 45 календарных дней, для гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы иных групп, - 40 календарных дней.

При предоставлении федеральному гражданскому служащему ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в год производится единовремен­ная выплата в размере двух месячных окладов денежного содержания. При предоставлении гражданскому служащему субъекта РФ ежегодного опла­чиваемого отпуска один раз в год производится единовременная выплата в соответствии с законодательством субъекта РФ.

При прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданском служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска. По письменному заявлению гражданского служащего неиспользованные отпуска могут быть пре­доставлены ему с последующим увольнением (за исключением случаев освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольне­ния с гражданской службы за виновные действия). При этом днем освобож­дения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гра­жданской службы считается последний день отпуска.

По семейным обстоятельствам и иным уважительным причинам граж­данскому служащему по его письменному заявлению решением представителя нанимателя может предоставляться отпуск без сохранения денежного содержания продолжительностью не более одного года. Гражданскому служащему также предоставляется отпуск без сохранения денежного содер­жания в иных случаях, предусмотренных федеральными законами. Во вре­мя отпуска без сохранения денежного содержания за гражданским служа­щим сохраняется замещаемая должность гражданской службы.

10. Система квалификационных требований к лицам, замещающим должности государственной гражданской службы.

Поступление на гражданскую службу как акт возникновения служебно-правовых отношений сопряжено с замещением должно­сти гражданской службы.

Все граждане России в соответствии с Конституцией РФ (ч. 4 ст. 32) имеют равный доступ к гражданской службе.

Но провозглашение Конституцией РФ равнодоступности к го­сударственной службе на практике является лишь юридической воз­можностью. Она еще не означает, что любой гражданин России, по­желавший поступить на должность гражданской службы, вправе тре­бовать, чтобы ему предоставили желаемую должность. В силу того что гражданская служба есть специфическая деятельность, требую­щая для ее исполнения необходимых знаний, умений и навыков, определенных личных качеств, к поступающему на гражданскую службу предъявляются как общие, так и специальные требования.

Прием на государственную гражданскую службу означает при­обретение гражданином правового статуса служащего.

Основные требования, предъявляемые к лицу для получения статуса гражданского служащего, выражаются в юридических фак­тах, при наличии которых и могут возникнуть служебно-правовые отношения. В число таких юридических фактов законодательство включает:

1) гражданство Российской Федерации;

2) возраст — не моложе 18 лет;

3) владение государственным языком;

4) соответствие квалификационным требованиям, установлен­ным Федеральным законом о гражданской службе.

Законодателем установлены также жесткие ограничения, при которых гражданин не может быть принят на гражданскую службу. К их числу отнесены: признание претендента на должность реше­нием суда (вступившим в законную силу) недееспособным или ог­раниченно дееспособным; отказ от прохождения процедуры офор­мления допуска к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, связано с использованием таких сведений; наличие заболевания, препятствующего исполнению будущих должностных обязанностей; наличие у претендента близ­кого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сест­ры), если его служба будет связана с непосредственной подчинен­ностью или подконтрольностью одного из них другому; представ­ление заведомо ложных сведений, связанных с поступлением на гражданскую службу, или непредставление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Препятствием к поступлению на гражданскую службу могут быть также запреты, связанные с несовместимостью должности гражданского служащего с другими видами деятельности и обес­печением дисциплинарного режима на гражданской службе.

Следует отметить, что к настоящему времени четко определе­но, кто является нанимателем гражданина на гражданскую службу. Федеральный закон «О системе государственной службы Россий­ской Федерации» (ч. 3. ст. 10) устанавливает, что нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация, государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации — соответствующий субъект Российской Федерации.

Полномочия государственного нанимателя от имени Россий­ской Федерации или субъекта РФ возлагаются на руководителя государственного органа, лицо, замещающее государственную дол­жность, либо представителя указанного руководителя или лица, замещающего государственную должность.

Как правило, первое представление о претенденте на долж­ность гражданской службы представитель нанимателя получает от знакомства с документами, характеризующими кандидата по ос­новным квалификационным и демографическим данным. Феде­ральным законом «О государственной гражданской службе Россий­ской Федерации» (ч. 2 ст. 26) предусматривается, что при поступле­нии на гражданскую службу гражданин предъявляет представителю нанимателя:

1) заявление с просьбой о поступлении на гражданскую служ­бу и замещении должности гражданской службы;

2) собственноручно заполненную и подписанную анкету уста­новленной формы;

3) паспорт;

4) трудовую книжку, за исключением случаев, когда служеб­ная (трудовая) деятельность осуществляется впервые;

5) страховое свидетельство обязательного пенсионного стра­хования, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) де­ятельность осуществляется впервые;

6) свидетельство о постановке физического лица на учет в на­логовом органе по месту жительства на территории Российской Федерации;

7) документы воинского учета — для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;

8) документ об образовании;

9) сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имуще­ственного характера.

В отдельных случаях с учетом условий прохождения граждан­ской службы, установленных Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Прави­тельства Российской Федерации, при заключении служебного кон­тракта может предусматриваться необходимость предъявления иных документов.

В законодательстве о гражданской службе закрепляются два способа замещения служебных должностей:

а) замещение претендентом должности гражданской службы
или замещение гражданским служащим другой должности по ре­зультатам конкурса;

б) назначение претендента на должность без проведения кон­курса в случаях, установленных ст. 22 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В соответствии с п. 1 ст. 22 ФЗ № 79 способом замещения граж­данином РФ должности гражданской службы или замещение граж­данским служащим другой должности определен конкурсный отбор.

Федеральный закон и конкретизирующий его Указ Президен­та РФ от 1 февраля 2005 года № 112 «О конкурсе на замещение ва­кантной должности государственной гражданской службы Россий­ской Федерации» четко определяют порядок и условия проведе­ния конкурса.

Конкурс заключается в оценке профессионального уровня пре­тендентов на замещение должности гражданской службы, их соот­ветствия установленным квалификационным требованиям к дан­ной должности. Положение о конкурсе, утвержденное Указом Пре­зидента РФ, определяет, что право на участие в конкурсе имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет и вла­деющие государственным языком Российской Федерации.

Гражданин, изъявивший желание участвовать в конкурсе, пред­ставляет в государственный орган необходимые документы в тече­ние 30 дней со дня объявления конкурса.

Конкурс проводится в два этапа. На первом этапе государствен­ный орган публикует объявление о приеме документов для учас­тия в конкурсе не менее чем в одном периодическом печатном из­дании, а также размещает информацию о проведении конкурса на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети обще­го пользования. Необходимые документы от претендентов при­нимаются в течение 30 дней со дня объявления об их приеме.

Затем осуществляется проверка достоверности сведений, пре­доставленных претендентами на замещение вакантной должности гражданской службы, а также, в случае необходимости, проводит­ся процедура оформления допуска претендента к сведениям, со­ставляющим государственную и иную охраняемую законом тайну.

Только после этих организационно-правовых действий пред­ставитель нанимателя принимает решение о дате, месте и време­ни проведения второго этапа конкурса. При этом не позднее чем за 15 дней до начала второго этапа он направляет соответствующее сообщение гражданам (гражданским служащим), допущенным к участию в конкурсе.

Если на первом этапе конкурса не были выявлены кандидаты, отвечающие квалификационным требованиям к вакантной долж­ности гражданской службы, представитель нанимателя может при­нять решение о проведении повторного конкурса.

Для проведения конкурса государственным органом образует­ся конкурсная комиссия, действующая на постоянной основе. В государственном органе допускается образование нескольких кон­курсных комиссий для различных категорий и групп должностей гражданской службы. Состав конкурсных комиссий, сроки и порядок их работы, а также методика проведения конкурса опреде­ляется правовым актом государственного органа.

Таблица 1

КОНКУРС ПРИ ПРИЕМЕ НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАЖДАНСКУЮ СЛУЖБУ

Конкурс   Конкурс не проводится в случаях   Конкурс может не проводится в случаях
Оценка соответствия профессионального уровня претендентов квалификационным требованиям к должности   Назначение на определенный срок   Назначение руководителей   Заключение срочного контракта   Назначение из кадрового резерва   При назначение на отдельные должности, связанные с государственной тайной   При назначении на младшую должность

Руководители   Помощники (советники)   Президентом РФ   Правительством РФ

При оценке профессиональных и личностных качеств канди­датов конкурсная комиссия исходит из соответствующих квалифи­кационных требований к вакантной должности, положений долж­ностного регламента по данной должности, а также иных положе­ний, установленных законодательством о гражданской службе.

Заседание конкурсной комиссии проводится при наличии не менее двух кандидатов и присутствии при этом не менее двух тре­тей общего числа ее членов.

Решение конкурсной комиссии принимается в отсутствии кан­дидата и является основанием для назначения его на вакантную должность либо отказа в таком назначении.

Кандидат, участвовавший в конкурсе, вправе обжаловать ре­шение конкурсной комиссии в соответствии с законом о граждан­ской службе.

По результатам конкурса издается акт представителя нанима­теля о назначении победителя конкурса на вакантную должность, и с ним заключается служебный контракт.

11. Поступление на государственную гражданскую службу и продвижение по службе.

Поступление на гражданскую службу как акт возникновения служебно-правовых отношений сопряжено с замещением должно­сти гражданской службы.

Все граждане России в соответствии с Конституцией РФ (ч. 4 ст. 32) имеют равный доступ к гражданской службе.

Но провозглашение Конституцией РФ равнодоступности к го­сударственной службе на практике является лишь юридической воз­можностью. Она еще не означает, что любой гражданин России, по­желавший поступить на должность гражданской службы, вправе тре­бовать, чтобы ему предоставили желаемую должность. В силу того что гражданская служба есть специфическая деятельность, требую­щая для ее исполнения необходимых знаний, умений и навыков, определенных личных качеств, к поступающему на гражданскую службу предъявляются как общие, так и специальные требования.

Прием на государственную гражданскую службу означает при­обретение гражданином правового статуса служащего.

Основные требования, предъявляемые к лицу для получения статуса гражданского служащего, выражаются в юридических фак­тах, при наличии которых и могут возникнуть служебно-правовые отношения. В число таких юридических фактов законодательство включает:

5) гражданство Российской Федерации;

6) возраст — не моложе 18 лет;

7) владение государственным языком;

8) соответствие квалификационным требованиям, установлен­ным Федеральным законом о гражданской службе.

Законодателем установлены также жесткие ограничения, при которых гражданин не может быть принят на гражданскую службу. К их числу отнесены: признание претендента на должность реше­нием суда (вступившим в законную силу) недееспособным или ог­раниченно дееспособным; отказ от прохождения процедуры офор­мления допуска к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, связано с использованием таких сведений; наличие заболевания, препятствующего исполнению будущих должностных обязанностей; наличие у претендента близ­кого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сест­ры), если его служба будет связана с непосредственной подчинен­ностью или подконтрольностью одного из них другому; представ­ление заведомо ложных сведений, связанных с поступлением на гражданскую службу, или непредставление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Препятствием к поступлению на гражданскую службу могут быть также запреты, связанные с несовместимостью должности гражданского служащего с другими видами деятельности и обес­печением дисциплинарного режима на гражданской службе.

Следует отметить, что к настоящему времени четко определе­но, кто является нанимателем гражданина на гражданскую службу. Федеральный закон «О системе государственной службы Россий­ской Федерации» (ч. 3. ст. 10) устанавливает, что нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация, государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации — соответствующий субъект Российской Федерации.

Полномочия государственного нанимателя от имени Россий­ской Федерации или субъекта РФ возлагаются на руководителя государственного органа, лицо, замещающее государственную дол­жность, либо представителя указанного руководителя или лица, замещающего государственную должность.

Как правило, первое представление о претенденте на долж­ность гражданской службы представитель нанимателя получает от знакомства с документами, характеризующими кандидата по ос­новным квалификационным и демографическим данным. Феде­ральным законом «О государственной гражданской службе Россий­ской Федерации» (ч. 2 ст. 26) предусматривается, что при поступле­нии на гражданскую службу гражданин предъявляет представителю нанимателя:

10)заявление с просьбой о поступлении на гражданскую служ­бу и замещении должности гражданской службы;

11)собственноручно заполненную и подписанную анкету уста­новленной формы;

12)паспорт;

13)трудовую книжку, за исключением случаев, когда служеб­ная (трудовая) деятельность осуществляется впервые;

14)страховое свидетельство обязательного пенсионного стра­хования, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) де­ятельность осуществляется впервые;

15)свидетельство о постановке физического лица на учет в на­логовом органе по месту жительства на территории Российской Федерации;

16)документы воинского учета — для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;

17)документ об образовании;

18)сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имуще­ственного характера.

В отдельных случаях с учетом условий прохождения граждан­ской службы, установленных Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Прави­тельства Российской Федерации, при заключении служебного кон­тракта может предусматриваться необходимость предъявления иных документов.

В законодательстве о гражданской службе закрепляются два способа замещения служебных должностей:

а) замещение претендентом должности гражданской службы
или замещение гражданским служащим другой должности по ре­зультатам конкурса;

б) назначение претендента на должность без проведения кон­курса в случаях, установленных ст. 22 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В соответствии с п. 1 ст. 22 ФЗ № 79 способом замещения граж­данином РФ должности гражданской службы или замещение граж­данским служащим другой должности определен конкурсный отбор.

Федеральный закон и конкретизирующий его Указ Президен­та РФ от 1 февраля 2005 года № 112 «О конкурсе на замещение ва­кантной должности государственной гражданской службы Россий­ской Федерации» четко определяют порядок и условия проведе­ния конкурса.

Конкурс заключается в оценке профессионального уровня пре­тендентов на замещение должности гражданской службы, их соот­ветствия установленным квалификационным требованиям к дан­ной должности. Положение о конкурсе, утвержденное Указом Пре­зидента РФ, определяет, что право на участие в конкурсе имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет и вла­деющие государственным языком Российской Федерации.

Гражданин, изъявивший желание участвовать в конкурсе, пред­ставляет в государственный орган необходимые документы в тече­ние 30 дней со дня объявления конкурса.

Конкурс проводится в два этапа. На первом этапе государствен­ный орган публикует объявление о приеме документов для учас­тия в конкурсе не менее чем в одном периодическом печатном из­дании, а также размещает информацию о проведении конкурса на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети обще­го пользования. Необходимые документы от претендентов при­нимаются в течение 30 дней со дня объявления об их приеме.

Затем осуществляется проверка достоверности сведений, пре­доставленных претендентами на замещение вакантной должности гражданской службы, а также, в случае необходимости, проводит­ся процедура оформления допуска претендента к сведениям, со­ставляющим государственную и иную охраняемую законом тайну.

Только после этих организационно-правовых действий пред­ставитель нанимателя принимает решение о дате, месте и време­ни проведения второго этапа конкурса. При этом не позднее чем за 15 дней до начала второго этапа он направляет соответствующее сообщение гражданам (гражданским служащим), допущенным к участию в конкурсе.

Если на первом этапе конкурса не были выявлены кандидаты, отвечающие квалификационным требованиям к вакантной долж­ности гражданской службы, представитель нанимателя может при­нять решение о проведении повторного конкурса.

Для проведения конкурса государственным органом образует­ся конкурсная комиссия, действующая на постоянной основе. В государственном органе допускается образование нескольких кон­курсных комиссий для различных категорий и групп должностей гражданской службы. Состав конкурсных комиссий, сроки и порядок их работы, а также методика проведения конкурса опреде­ляется правовым актом государственного органа.

Таблица 1

КОНКУРС ПРИ ПРИЕМЕ НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАЖДАНСКУЮ СЛУЖБУ

Конкурс   Конкурс не проводится в случаях   Конкурс может не проводится в случаях
Оценка соответствия профессионального уровня претендентов квалификационным требованиям к должности   Назначение на определенный срок   Назначение руководителей   Заключение срочного контракта   Назначение из кадрового резерва   При назначение на отдельные должности, связанные с государственной тайной   При назначении на младшую должность

Руководители   Помощники (советники)   Президентом РФ   Правительством РФ

При оценке профессиональных и личностных качеств канди­датов конкурсная комиссия исходит из соответствующих квалифи­кационных требований к вакантной должности, положений долж­ностного регламента по данной должности, а также иных положе­ний, установленных законодательством о гражданской службе.

Заседание конкурсной комиссии проводится при наличии не менее двух кандидатов и присутствии при этом не менее двух тре­тей общего числа ее членов.

Решение конкурсной комиссии принимается в отсутствии кан­дидата и является основанием для назначения его на вакантную должность либо отказа в таком назначении.

Кандидат, участвовавший в конкурсе, вправе обжаловать ре­шение конкурсной комиссии в соответствии с законом о граждан­ской службе.

По результатам конкурса издается акт представителя нанима­теля о назначении победителя конкурса на вакантную должность, и с ним заключается служебный контракт.

12. Аттестация и квалификационный экзамен в системе государственной гражданской службы.

Квалификационный экзамен сдают гражданские служа­щие, замещающие без ограничения срока полномочий должности гражданской службы категорий «специалисты» и «обеспечиваю­щие специалисты», а в случаях, определяемых Президентом Рос­сийской Федерации, - должности гражданской службы категории «руководители».

Квалификационный экзамен проводится при решении вопроса о присвоении классного чина гражданской службы граж­данскому служащему по замещаемой должности гражданской службы по мере необходимости, но не чаще одного раза в год и не реже одного раза в три года.

Вне­очередной квалификационный экзамен может проводиться по инициативе гражданского служащего не позднее чем через три месяца после дня подачи им письменного заявления о присвоении классного чина гражданской службы.

Квалификационный экзамен проводится по установлен­ной форме в целях оценки знаний, навыков и умений (профес­сионального уровня) гражданского служащего конкурсной или аттестационной комиссией.

Гражданский служащий вправе обжаловать результаты квалификационного экзамена в соответствии с Феде­ральным законом «О государственной гражданской службе».

Положение о порядке сдачи квалификационного экзамена государственным гражданским служащим Российской Федерации и порядке оценки его знаний, навыков и умений (профессиональ­ного уровня) утверждено Указом Президента Российской Феде­рации от 1 февраля 2005 г. № 111.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: