Характер взаимодействия Федерации и субъектов Федерации

В структуре современного государственного управления важное место занимает система управления субъектов Федерации, и в частности их граж­данская служба.

В конце XX столетия в стране, как известно, активизировался процесс децентрализации государственного и хозяйственного управления, стали расширяться полномочия органов государственной власти субъектов Фе­дерации и местного самоуправления.

Россия создала качественно новое государство, пока не встречавшееся в истории, - территориально-национальную федерацию. Ее образуют 58 русских краев, областей и городов федерального значения и 25 национальных республик, область и округ. Всего в составе Российской Федерации проживает 145 млн человек, из них 119 млн русских и 26 млн других этносов.

При создании межнациональной федерации в СССР для выделения союзных республик использовалось два критерия: 1) численность корен­ной нации должна быть не менее 1 млн человек; 2) территориальное расселение данного народа должно включать и внешнюю (по отношению к СССР) границу.

В нашу федерацию такие критерии не закладывались. Они отсутствуют в Конституции Российской Федерации, не закладываются и в очередные законопроекты но национальным отношениям.

Субъектами Федерации называются исторически сложившиеся территори­ально-национальные образования, формирующие в настоящее время свои системы государственного управления, экономического обеспечения и ме­стного самоуправления в пределах единого политико-административного пространства. В последнее время за ними закрепилось название «регионы».

Современная Россия, во-первых, чрезвычайно многочисленна по со­ставу - 83 субъекта Федерации. Такого обилия составляющих нет ни в одном государстве мира. Во-вторых, эти субъекты РФ чрезвычайно разнокачественны как по численности населения, так и по уровню своего соци­ально-экономического развития. В-третьих, в состав нашей Федерации входит около двух третьих так называемых «титульных наций», т.е. таких, в которых численность коренной нации составляет ничтожное меньшинст­во. Например, численность коренных народов в Республике Карелия: карелов - 11%, рус­ских - 72% и т.д. Из 25 национальных образований в России 19 имеют численность коренных народов менее 50%, а большую часть населения в них занимают русские.

Провозглашенные Конституцией равноправие всех субъектов Федерации, их правовой статус не во всем одинаковы: республики объявлены го­сударствами, в то время как все другие субъекты такого статуса не имеют и
могут рассматриваться только как государственные образования. Большинство автономных округов входят в состав краев и областей, а следова­тельно, тоже должны рассматриваться как государственные образования наравне с этими краями и областями. Такое положение большей части субъектов РФ дает повод говорить об асимметричности российского феде­рализма. Естественно, данную асимметричность следует каким-либо обра­зом выправлять, преодолевать. Что сейчас и делается - национально-территориальные округа сливаются с территориальными образованиями.

После принятия Указа Президента Российской Федерации «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» от 13 мая 2000 г. № 849, региональная гражданская служба в основных чертах начинает постепенно повторять структуру федеральной гражданской службы страны в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: