Сегодня, когда идет речь о влиянии глобализации на исламский мир в научной среде и в СМИ, как правило, обсуждаются негативные моменты данного процесса. И это вполне объяснимо.
На рубеже XX-XXI вв. исламский мир оказался в центре глобализационных процессов, все больше разворачивающихся на планете и последовательно сменяющих свой научно-технических характер на социально-политический. После событий 11 сентября 2001 г. дело дошло даже до прямого военного вмешательства со стороны США и их союзников с целью, как заявлял Белый Дом, демократизации исламского мира и формирования «Нового Ближнего Востока».
Однако глобализационные процессы не ограничиваются вышесказанным. Глобализация, будучи объективным процессом, стимулирует и порождает в исламском мире самые разные тенденции, в том числе вполне конструктивные и перспективные. Эти трансформации представляют особый интерес, т.к. они не только серьезно меняют картину исламского мира, но и оказывают влияние на формирующийся международный порядок.
|
|
Только сейчас понятие исламского мира напрочь оторвалось от географического измерения. Именно благодаря глобализации исламский мир стал не столько сообществом стран зоны распространения мусульманской религии, сколько экстерриториальным наднациональным социально-культурным и религиозно-политическим феноменом, который подает заявку на серьезное участие в делах мира.
Под воздействием глобализационых процессов формируется новая транснациональная идентичность мусульман и вытекающая из нее идеология. Сейчас почти в любой точке исламского мира можно встретить эдаких «новых мусульман», «новых улемов».
Их сознание характеризуется глобальностью и неприятием «народных», патриархальных и архаичных форм исповедания религии. Они настроены на критическое осмысление собственного и общечеловеческого наследия, в равной мере будучи хорошо осведомленными и том, и о другом. Задача этих людей - переформатировать идеологическую базу исламского мира, предложив оригинальные пути исламской модернизации и обновления. Эта категория людей может внести существенный вклад в изменение лица мусульманских стран и диаспор в XXI в.
В то же время выходящие на лидирующие позиции в исламском мире мусульманские диаспоры стран Запада, которые появились и развились благодаря глобализационным процессам, демонстрируют способность сформулировать адекватный ответ Ислама на современные вызовы. По оценкам различных источников, мусульманское население только Западной Европы достигает примерно 25 миллионов человек. В целом же, мусульманские меньшинства – диаспоры составляют сегодня примерно четверть уммы.
|
|
Эта среда представлена достаточно большим количеством (по крайней мере, по сравнению со странами зоны распространения Ислама) высокообразованных в соответствии с западными стандартами активных мусульман, знакомыми с реалиями жизни на Западе и способными критически осмыслить с позиций Ислама наследие западной культуры и философии. Так, например, мусульмане США, согласно авторитетному журналу «Wall Street Journal», являются самой высокообразованной группой населения страны. 59% американских мусульман имеют, как минимум, степень бакалавра.
Если для иммигрантов «первой волны» наиболее значимыми были экономические вопросы, то для их детей и внуков характерен повышенный интерес к вопросам веры и идентичности, языку, культурному наследию. Сегодня эти меньшинства активно действуют в сфере образования, в местной администрации, имеют свои СМИ. Мечети и молитвенные места, число которых постоянно растет, играют роль не только религиозных, но и общественно-политических центров, организуя курсы языка, оказывая юридическую помощь и, самое главное, выступая центрами коммуникации.
К традиционным центрам зоны распространения Ислама в лице некоторых арабских государств, Ирана и Пакистана добавляются также мусульманские страны Юго-Восточной Азии (особенно тут можно выделить Малайзию), увеличившие свой вес за счет экономического участия в процессах глобализации. Под воздействием и в результате глобализационных процессов не исключена и активизация региональной интеграции арабо-мусульманского мира, усиление голоса тюрко-мусульманского мира, российской мусульманской, а также общая интеграция исламского мира на новых пока едва различимых принципах.
При этом, важно заметить, что новая интеграция стран распространения Ислама может обрести союзника в лице многочисленных мусульманских диаспор, прежде всего, базирующихся на Западе. А это позволит усилить роль всего исламского мира в общепланетарном конфликтом сотрудничестве ведущих акторов глобальной политики, в результате которого сегодня формируется новый международный порядок.
Потенциально исламский мир имеет шанс обрести ряд важных преимуществ: он может одновременно действовать в межгосударственной сфере (через государства, населенные мусульманами), в идеологической (через систему исламский международных НПО, движений, общин, диаспор и проч.), в духовно-религиозной (через сети мечетей и исламских духовно-просветительских центров). Сюда же можно добавить то, что мусульманские диаспоры сегодня представлены практически во всех странах мира.
Важно и то, что, наряду с давлением, активизировалась геополитическая борьба за звание «лучшего друга Ислама». Очевидно, что все без исключения мировые центры силы хотели бы заручиться поддержкой стран зоны распространения Ислама в обостряющейся конкуренции на мировой арене.
Отрадно, что и в России осознали важность активизации политики в данном направлении. За последнее время Москва сделала целый ряд шагов в сторону исламского мира, направленных на восстановление своего влияния в регионе. Как наиболее важные шаги можно отметить: получение статуса наблюдателя в ОИК, создание ряда инвестиционных проектов с мусульманскими странами, возобновление экономических связей на Ближнем Востоке, приглашение лидеров ХАМАС в Москву. Россия сегодня прямо отмечает необходимость участия мусульманских стран в построении многополярного мира и важность повышения роли исламского мира на международной арене.
Со своей стороны, исламский мир также ищет союзников в лице различных акторов. Чего стоит определенный поворот Саудовской Аравии, имевшей в 90-е годы массу проблем с РФ из-за событий на Северном Кавказе, в сторону Москвы.
|
|
Глобализация ведет и к большей открытости, модернизации, либерализации, научно-техническому развитию, культурному обогащению исламского мира, его интеграции в глобальное пространство. Это могут пытаться игнорировать авторитарные режимы, господствующие в большинстве мусульманских стран. Но в новых условиях они просто вынуждены идти на большую демократизацию.
Под воздействием глобализационных процессов усилились также культурные, идеологические, социально-экономические связи народов исламского мира, идет формирование у мусульман транснационального политического самосознания. Сегодня ни одна мусульманская страна или община не может оставаться в стороне от того, что происходит в мире, а уже тем более, по соседству.
Идет интенсивное осмысление актуальных мировых проблем, возросло число и качественный уровень международных неправительственных исламских организаций, в том числе молодежных и женских, оказывающих мощное влияние на развитие Ислама, на выработку мусульманской идентичности в новых условиях.
В то же время благодаря появившемся последнее время качественным панарабским СМИ, использующим опыт и достижения западной журналистики, идет формирование общего культурно-информационного, идеологического и даже теологического (сближение мазхабов) пространства. Их влияние не ограничивается арабскими странами. Эти СМИ смотрят представители всего исламского мира, т.к. арабский во многом остается языком межнационального общения всех мусульман и исламской элиты в особенности.
Одними из первых преимуществами глобализации воспользовались банки и компании, ведущие свою деятельность в соответствии с нормами Шариата. Сегодня в исламский банкинг активно включились мировые финансовые структуры, не опасаясь того, что Ислам запрещает беспроцентный кредит. По данным на 1997 г., темпы роста исламских финансов составляют 15% в год, что существенно превышает темпы роста мирового ВВП (1998 г. – 2%, 1999 г. – 2.5%) даже с учетом инфляции.
|
|
Также о влиянии глобализации на мировое мусульманское сообщество говорит тот факт, что все больше литературы, как сугубо религиозной, так и по другим темам, выходят на английском - языке глобализации и Интернета. Примечательно в этой связи также такое явление как Islam frankofon, т.е. франкоязычный Ислам. Можно вспомнить тут и о создании организаций испаноязычных мусульман. Аналогичные тенденции существуют, кстати, и в России.
Интернет же вообще можно сегодня признать основным средством популяризации Ислама в мире. Так, только одним проблемам мусульманок посвящено около 100 тысяч сайтов.
Обращает на себя внимание здесь и то, что национальные языки мусульманских народов под воздействием глобализационных процессов становятся в один ряд с арабским, персидским и урду, которыми в основном оперировали ранее исламские теологи и мыслители. В этой связи известный малазийский богослов Мухаммад Накиб аль-Аттас даже ввел специальное понятие «мусульманского языка», под которым он понимает «внедрение базового словаря терминологии Ислама в языки народов, его исповедующих».
Между тем, пока массовое сознание мусульман воспринимает глобализацию крайне негативно. Над этим следует серьезно задуматься, т.к. такое положение вещей осложняет перспективы глобализации в исламском мире.
Глобализацию считают «фиговым листком», прикрывающим стремления правящих кругов Соединенных Штатов и других стран Запада, навязать всему человечеству, и в первую очередь мусульманам, такой мировой порядок, который будет отвечать исключительно их собственным интересам. Направленные же в отношении исламского мира мероприятия, типа операции в Афганистане и Ираке, поддержка США «Израиля», причисление ряда других мусульманских стран к «оси зла», расцениваются не иначе как война против Ислама, а иногда в широких народных кругах и как новый крестовый поход.
Многих мусульман особенно возмущает «макдонализация» и «кокаколализация» культуры, которая уничтожает старые традиции. Сегодня местным продуктам приходится подражать транснациональным, чтобы выжить. В этой связи даже суфийская пакистанская музыка каввали стала в современном, глобализированном варианте обычным продуктом масс-культуры.
Более того, американское влияние и большой бизнес принесли в арабские страны Персидского залива планирование и архитектуру по образцу США. Традиционная архитектура, восточные базары, кофейни исчезли, вместо них появились торговые пассажи рестораны быстрого питания и отели. Не удалось избежать этой участи даже Мекке – святому городу Ислама.
Она фактически превратилась в обычный американский город, где туннели, эстакады, развязки конкурируют со стандартизированными гостиницами и вездесущими магазинами. Зачастую ненависть к Америке и Западу вызвана даже не военным присутствием в мусульманских странах, а именно этими фактами.
В академических же и политических кругах в мусульманских странах многие убеждены в том, что США в своей политике по отношению к исламскому миру руководствуется концепцией о «столкновении цивилизаций».
(Стоит признать определенную обоснованность всех подобных настроений, которые при этом страдают, конечно, упрощением).
Но помимо крайне негативной реакции исламского мира на глобализацию, есть попытки критически осмыслить этот процесс и дать на него свой концептуальный ответ. С недавнего времени они активизировались - проводятся конференции, выходит соответствующая литература, есть попытка ответить на глобальные проблемы человечества. Интеллектуальная исламская революция происходит сегодня во многих частях мусульманского мира, в том числе в сообществах Запада. И ее осуществляют не террористы, а общественные активисты и проповедники.
Иными словами, нынешняя противоречивая глобализация, наряду с проблемой поглощения и растворения исламского мира, имеет и обратный парадоксальный эффект. Она стимулирует пробуждение и модернизацию исламского мира на основе собственной идейно-теоретической базы, переосмысленной в контексте современности.
Глобализация, как это ни странно, наряду с утверждением унифицированной культурной и идеологической модели, выкроенной по западным неолиберальным стандартам, стимулирует появление нового формата исламского мира, что придает процессу его пробуждения дополнительный импульс. Последнее же имеет серьезные перспективы стать не только важнейшим процессом в XXI в. для самого исламского мира, но и будет влиять на развитие всего человечества.