Концепція міжнародної правосуб’єктності міжнародних господарських об’єднань

Существующая правосубъектность международных хозяйственных объединений (МХО) в рамках международного частного права не совсем отвечает реалиям сегодняшнего дня. Рассмотрение правосубъектности МХО в аспекте международного публичного права продиктована современным состоянием международных экономических отношений в эпоху глобализации. Принимаемые государствами международно-правовые документы универсального и регионального уровня довольно часто затрагивают интересы МХО, которые сами довольно часто становятся участниками международных отношений. Участие МХО в качестве стороны в инвестиционных соглашениях, заключаемых с государствами, а также в Международном центре по урегулированию споров в области инвестиций, действующем в рамках Вашингтонской конвенции 1965 г., - все это является предпосылкой для признания международной правосубъектности МХО, хотя и с ограниченным кругом прав и обязанностей.

Актуальность темы исследования. Современные международные отношения не ограничиваются отношениями между государствами, международными организациями и нациями, борющимися за самоопределение. Сегодня очевидно, что международные отношения являются уже не только межгосударственными, но международными в собственном смысле слова. На этот факт давно обратили внимание теоретики международных отношений. Так, Г.Х. Шахназаров отмечал, что «новая система международных отношений... не укладывается в традиционные правовые рамки, она переливается через них, а иногда и ломает их».[1]

Действительно, адекватной правовой регламентации подвергнут далеко не весь объем международных отношений, и в еще меньшей степени многообразие международных отношений нашло свое отражение в современной науке международного права.

В частности, слабое отражение в науке международного права нашла область отношений с участием международных хозяйственных организаций (МХО). МХО представляет собой институционное образование, создаваемое государствами на основании международного договора в целях осуществления специальной хозяйственной деятельности; правовое положение МХО определяется международным договором и уставом, обычно являющимся приложением к договору; уча-стниками (акционерами) МХО выступают назначенные государствами юридические лица; МХО регистрируются в качестве юридического лица на территории одного из государств - создателей и никогда не обладают международной договорной правоспособностью. За период времени, прошедший с момента окончания Второй мировой войныбыли созданы десятки МХО, например, «Еврофима», «Саарлор», «Еврохемик», «Сомалгаз», «Юренко», «Улан-Баторская железная дорога», «Висмут», «Халдекс», «Интрансмаш», «Эрдэнэт», «Монголсовцветмет», «Петробалтик», «Интерлихтер», «Вьетсовпетро», «Интератоминструмент», «Интератомэнерго», «Интертекстильмаш», «Интерхимволокно», «Интерпорт», «Интерробот», «Вьетросс» и др. Международные хозяйственные организации в большинстве своем продолжают сегодня свою деятельность и успешно участвуют в программах международного экономического сотрудничества.

Международные хозяйственные организации — это широко известная и активно применяемая на практике уже на протяжении более полувека с самостоятельная институционная форма международного экономического сотрудничества государств с любым укладом политической и экономической жизни. МХО создавались как государствами с плановой экономикой, так и государствами, в основе экономической системы которых лежат рыночные принципы. Применяя МХО, государства достигают качественно особого результата, к которому не приводит использование форм межправительственных или неправительственных организаций, ТНК и т.п. С одной стороны, основу правового режима деятельности МХО составляют не национальные нормы права, а нормы международного права, как специальные, так и общие, с другой — фактом создания и деятельности МХО удовлетворяется публичный интерес государств в осуществлении специальной хозяйственной деятельности. Как правило, это деятельность в области вопросов стратегического характера, наукоемких и капиталоемких производств, фундаментальных научных исследований и т.п. (атомная энергетика, энергоресурсы, разработка полезных ископаемых, утилизация радиоактивных отходов, организация и обеспечение транспортной инфраструктуры).

Несмотря на самостоятельность МХО по отношению к другим институционным формам межгосударственного общения и широкую применяемость данного института в практике международных отношений в последние 50 лет, изучению данного нового явления международной жизни уделено крайне мало внимания. Не изучены и не описаны вопросы правового положения МХО, четко не установлено их место в международной системе. Не решен в науке международного права вопрос о правосубъектности международных хозяйственных организаций.

Очевидное несоответствие между ролью, которую играют МХО в международной жизни, и неизученностью феномена МХО в науке международного права влечет необходимость отдельного изучения международных хозяйственных организаций. Вместе с тем, в ходе решения поставленной научной задачи об определении места МХО в науке международного права возникает ряд сопутствующих вопросов фундаментального характера, без решения которых исследование не может быть полным. Так, вопрос о квалификации отношений, в которые вступает МХО, а также вопрос о праве, которое применяется к таким отношениям, требуют ответа на вопрос о соотношении международного публичного и международного частного права. А вопрос о правосубъектности МХО заставляет исследователя обратиться к решению более общей проблемы - о критериях международной правосубъектности.

Определение позиции по указанному ряду общих вопросов позволяет по-новому взглянуть на малоизученный институт МХО и определить место МХО в международной системе с учетом современного уровня развития международных отношений и науки международного права.

Сказанное свидетельствует об актуальности как предмета исследования, так и его объекта.

Вместе с тем, решение поставленного вопроса о месте МХО в международной системе актуально не только для науки международного права, но и для практики международного сотрудничества. Как и любая другая самостоятельная институционная форма сотрудничества государств, МХО представляет собой специальный инструмент для достижения характерных публичных целей. Без надлежащего изучения и описания МХО в науке применение данной формы государствами на практике будет ограничено и не позволит эффективно развивать международное экономическое сотрудничество там, где применение МХО наиболее оправданно. Уже сегодня Россия столкнулась с необходимостью использовать механизм МХО для решения некоторых одновременно и внешнеполитических и внешнеэкономических задач как в сфере двусторонних отношений, так и на глобальном уровне.

Цели и задачи исследования. Цель настоящего исследования обусловлена недостаточной изученностью в международном праве феномена международных хозяйственных организаций и отношений с их участием, а также нерешенностью вопроса о месте МХО в международной системе. В связи с этим цель диссертационного исследования состоит в изучении вопросов создания и функционирования МХО и, в конечном счете, определении и описании международно-правового статуса МХО.

Достижение поставленной цели исследования предполагает решение следующих задач:

- изучить современные тенденции в международных отношениях и определить место отношений, возникающих вокруг и с участием МХО;

- проанализировать практику создания и деятельности МХО и выявить исключительную сферу и условия применения МХО как инструмента осуществления государствами международного экономического сотрудничества;

- провести комплексное теоретическое исследование правового режима МХО;

- осуществить всестороннее сравнительное исследование МХО и иных институционных форм международного сотрудничества;

- выявить применяемые современной наукой международного права критерии международной правосубъектности и определить международно-правовой статус МХО;

- установить место МХО в системе участников международных отношений.

Объектом исследования являются специфические отношения международного экономического сотрудничества государств, реализуемого посредством создания государствами международных хозяйственных организаций.

Предметом исследования являются международные хозяйственные организации как специальные институционные образования для целей осуществления хозяйственной деятельности, а также нормы международного права, определяющие правовое положение МХО.

Теоретическую основу исследования составили научные труды таких юристов-международников как Ануфриева Л.П., Богуславский М.М., Вельяминов Г.М., Вознесенская Н.Н., Галенская Л.Н., Грингольц И.А., Игнатенко Г.В., Казанский П.Е., Ковалева Т.М., Кравченко В.В., Крылов С.Б., Кудряшов С.М., Ладыженский A.M., Малинин С.А., Миронов Н.В., Морозов Г.И., Нешатаева Т.Н., Перетерский И.С., Шибаева Е.А., Токарева П.А., Ушаков Н.А., Фельдман Д.И., Фомин В.В., Храбсков В.Г., Черниченко С.В. При изучении современных тенденций в международных отношениях теоретический фундамент исследования составили работы Цыганкова П.А. и Шахназарова Г.Х. Существенный вклад в разработку проблемы внесли труды зарубежных юристов-международников: Броунли Я., Оппенгейма Л., Рейниша А., Сейдл-Хохенвельдерна, Фердросса А., Энгеля X.

Методологическую основу исследования составляют исторический, формально-юридический, системный, логический, сравнительно-правовой и другие методы исследования.

Информационная база исследования включает в себя: а) международные договоры, учредительные и иные документы международных хозяйственных организаций, резолюции межгосударственных и негосударственных международных организаций; б) данные и сведения из книг, журнальных статей, научных докладов и отчетов, материалов научных конференций; в) статистические источники.

Научная новизна исследования определена тем, что впервые проведено комплексное исследование международно-правового статуса МХО на основе собранного автором материала о более чем пятидесятилетней практике создания и функционирования МХО в различных странах мира.

Новизна поставленной научной проблемы связана с тем, что до настоящего времени в науке международного права не было проведено специальных исследований, в которых обосновывается самостоятельное положение МХО в качестве субъекта международного права и специального инструмента международного экономического сотрудничества государств.

Кроме того, изучение МХО осуществлено не только в ретроспективном плане, но и в разрезе современных представлений о международных отношениях и регулирующих эти отношения правовых системах. Проведен анализ перспектив применения механизма МХО для решения новых международных проблем.

Научная новизна исследования также состоит в том, что при проведении анализа МХО и сравнительного исследования иных институционных форм международного сотрудничества используются установленные автором наиболее современные научные критерии международной правосубъектности и выявленные с их помощью базовые классификационные признаки субъектов международного права.

Полученные результаты также позволяют развить и по-новому посмотреть на ранее малоизвестную роль МХО в решении различных специальных задач государств в обеспечении международного экономического сотрудничества. По итогам изучения современных примеров создания МХО выявлены критерии внешнеполитической и внешнеэкономической ситуации, при которых оптимальным инструментом решения международной проблемы является МХО.

В соответствии с полученными результатами автор выносит на защиту следующие положения:

1. МХО является самостоятельным участником современных международных отношений, отличающимся от иных институционных форм международного сотрудничества.

2. МХО обладает свойством международной правосубъектности и относится к невластным (пассивным) институционным субъектам международного права.

3. МХО функционируют в условиях специального правового режима, основу которого составляют нормы международного права, содержащиеся в международном договоре о создании МХО и в учредительных документах, которые, как правило, являются приложением к указанному договору. На территории страны регистрации МХО обладает специальным правовым статусом, при котором деятельность МХО подчиняется нормам национального права страны регистрации за изъятием правил, установленных международными актами.

4. В силу норм соглашений о создании МХО последние обладают рядом иммунитетов, что также определяет их индивидуальный, особый правовой режим, установленный нормами международного права.

5. Выявлена характерная для МХО специфика международных отношений, в которые вступают данные образования. С одной стороны, МХО создаются государствами, как властными субъектами, и наделяются рядом международных прав и обязанностей; с другой стороны, международные отношения, в которые вступает МХО в ходе своей деятельности, представляют собой преимущественно горизонтальные отношения невластного характера, а редкие отношения, складывающиеся у МХО с государствами-создателями, представляют собой диагональные отношения власти-подчинения.

6. Методологической основой индивидуализации МХО, равно как и в целом разграничения институционных форм международного экономического сотрудничества является критерий частных и публичных интересов.

7. МХО создаются государствами для осуществления специальной хозяйственной деятельности - деятельности, в которой государства имеют публичный интерес. Традиционная область такого публичного интереса государств - осуществление международного сотрудничества в сферах стратегического характера и иных чувствительных вопросах. В частности, это атомная энергетика, энергоресурсы, масштабная разработка полезных ископаемых, утилизация радиоактивных отходов, организация и обеспечение транспортной инфраструктуры, иные сферы наукоемких и капиталоемких производств, в том числе, требующие поддержания высокого научного уровня и фундаментальных научных исследований.

8. Условиями применения МХО в настоящее время являются: 1) невозможность реализации поставленной хозяйственной задачи усилиями частных субъектов; 2) наличие государственного интереса в непосредственном влиянии как на процесс инициирования совместной хозяйственной деятельности, так и на процесс ее последующей реализации.

9. Цели, достигаемые государствами при создании МХО, не могут быть достигнуты при применении иных известных форм международного сотрудничества, например, международных межправительственных или неправительственных организаций, транснациональных корпораций или предприятий с иностранными инвестициями.

10. Большинство созданных в мире МХО подтвердили свою жизнеспособность в различных политических, экономических и социальных условиях и показали высокий уровень эффективности в решении поставленных перед ними государствами международных задач, что требует дальнейшего практического применения формы МХО как в ближайшей, так и в долгосрочной перспективе. В частности, перспективным является использование режима МХО для обеспечения интер-национализации производства ядерных материалов в рамках инициативы по модернизации международного режима нераспространения ядерного оружия.

Практическая значимость диссертации определяется тем, что результаты выполненного исследования и рекомендации, высказанные в работе, могут быть использованы для решения ряда насущных современных международных проблем. К ним относятся как решение ряда узловых политико-экономических вопросов в двусторонних отношениях некоторых государств, так и решение некоторых вопросов глобального характера.

В частности, автором обоснована целесообразность применения МХО как формата сотрудничества в газовой сфере между Россией и Украиной, Россией и Белоруссией. Создание МХО является оптимальным инструментом для решения Россией и Украиной проблемы обеспечения судоходства и рыболовства в Азово-Керченской акватории.

Применение механизма МХО может быть очень эффективно для решения актуальной сегодня задачи по модернизации международного режима нераспространения ядерного оружия и связанных с его производством технологий. Обеспечение интернационализации производств в начальной стадии ядерного топливного цикла и в сфере обращения с отработанным ядерным топливом, а также решение комплекса сопутствующих задач нераспространения лежит в плоскости создания МХО.

Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждена на кафедре международного права Санкт-Петербургского государственного университета. Основные теоретические положения и полученные выводы исследования нашли свое отражение в опубликованной автором монографии, в научных статьях, а также в докладах дис-сертанта на Ежегодных конференциях аспирантов и соискателей кафедры международного права СПбГУ в 2002 и 2003 гг., где они были уточнены и подтверждены в результате дискуссий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: