Понятие и сущность местного самоуправлении. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации

МС – рассматривается в следующих аспектах:

1. МС как право граждан на самостоятельное заведывание местными делами. КРФ признает и гарантирует местное самоуправление, его самостоятельность в решении вопросов местного значения, запрещает ограничение законодательно установленных прав местного самоуправления. Предусматривает возможность их судебной защиты. КРФ так же определяет, что граждане осуществляют МС непосредственно и (или) через органы МС. Право граждан на осуществление МС находит свое выражение в праве избирать и быть избранными в органы МС, в праве обращаться в органы МС, в праве определять структуру органов МС,

2. МС как один из принципов государственного устройства. Источником власти в РФ является народ, который осуществляет принадлежащую ему власть непосредственно и через органы через органы государственного управления. КРФ определяет статус ораны МС в пределах своей компетенции самостоятельны, они не входят государственных органов. Фактически это означает наличие двух относительных систем власти: государственной и МС. Государственное воздействие ограничено правом МС на самостоятельное решение вопросов местного значения. Таким образом, МС есть закономерное и объективно существующая форма осуществления власти, без которой невозможно осуществления управления страной и обществом.

3. МС одна из форм организации публичной власти и управления. Европейская хартия о МС, исходя из того, что право граждан участвовать в управлении публичными делами непосредственно может быть осуществлено именно на местном уровне провозгласило МС одной из основ любого демократического строя. В РФ МС как одна из основ конституционного строя признается в качестве основополагающего принципа осуществления власти, определяющего систему управления демократического федеративного правового государства. МС одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти.

Федеральный закон носит комплексный характер и играет роль своеобразных основ законодательства о местном самоуправлении. Федеральный закон обладает приоритетом по отношению к законам, регулирующим отношения местного самоуправления, в части закрепления принципиальных территориальных, организационных и правовых форм местного самоуправления (территория и границы муниципальных образований, структура органов местного самоуправления, порядок их деятельности, акты органов местного самоуправления и порядок их принятия). При регулировании иных отношений местного самоуправления приоритет может принадлежать и другим актам федерального законодательства.

Федеральный закон также предусматривает принятие законов, регулирующих наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями, государственные минимальные социальные стандарты, порядок передачи объектов федеральной собственности в муниципальную собственность и т.п.

Особенностью Федерального закона является то, что каждый из видов муниципальных образований призван решать присущие только ему вопросы местного значения, т.е. вопросы местного значения поселения не совпадают с вопросами местного значения муниципального района и городского округа. Важным является также то, что различные муниципальные образования имеют различные доходные источники, рассчитываемые исходя из их потребностей.

Федеральный закон, впрочем, как и законодательство о местном самоуправлении в целом, не является статичным. В этой связи мониторинг изменений, которые вносятся в законодательство о местном самоуправлении (прежде всего в Федеральный закон) на уровне Российской Федерации, а также на уровне субъектов Российской Федерации становится незаменимым инструментом обеспечения законности нормативных правовых актов муниципальных образований. Работа по совершенствованию Федерального закона ведется постоянно. Причем эта работа имеет как положительный, так и некоторый отрицательный эффекты.

Очевидно, что положительный эффект от внесения изменений в Федеральный закон состоит в том, что в ходе выявления практических проблем (в том числе некоторых пробелов федерального законодательства) он может быть изменен именно таким образом, чтобы обеспечить наиболее эффективную организацию местного самоуправления в Российской Федерации.

Отрицательный эффект от внесения изменений в Федеральный закон состоит в том, что значительная часть вносимых изменений требует внесения изменений в уставы муниципальных образований, поскольку в силу требований самого Федерального закона некоторые нормы Федерального закона должны найти отражение и в уставе конкретного муниципального образования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: