Воспитание – это намеренное воздействие на воспитанника с определенной целью[14]. В семье – это воздействие родителей, других членов семьи и семейного уклада.
Цель воспитания детей в семье совпадает с целью жизни человека и заключается в «нравственном совершенствовании и вечном спасении»[15]. Известный публицист, Глинский старец, иеромонах Порфирий (Левашов) считает также прямой целью православного воспитания благочестие [16]. «Признак благочестия – не только знать, но и жить по заповедям»[17]. Святитель Василий Великий также наставляет: «...Учить не затем, чтобы только знали, но наипаче для того, чтоб и жили сообразно с учением»[18].
Основываясь на учении святителя Тихона Задон-ского, схиархимандрит Иоанн Маслов формулирует цель жизни, а значит, и цель воспитания следующим образом: кроме спасения души «развить все свои ду-ховные силы...»[19], «изменить качества своей души, духовно переродиться»[20].
Задачи воспитания детей в семье:
– Создать в семье наилучшие условия для развития всех духовных сил ребенка и его физического развития[21].
|
|
– Помочь ребенку познать самого себя, свои недостатки, и пробудить недовольство собой[22].
– Вызвать желание совершенствоваться, стать лучше, поскольку это желание является стимулом духовного роста[23].
В практическом плане две последние задачи реализуются в виде создания условий для формирования добродетелей и искоренения пороков[24].
– Учить ребенка следовать нравственным нормам в повседневной жизни[25].
– Передать благочестивые семейные традиции[26].
– Научить детей полезным навыкам[27] и умениям (в том числе и прикладным), направленным на самообслуживание и помощь близким.
Таким образом, основные задачи воспитания вытекают из его цели и кратко формулируются следующим образом: восстановление в человеке тех нравственных норм и принципов, которые были в душе первых людей до грехопадения[28]. В качестве обобщения сказанного можно привести слова святителя Иоанна Златоуста применительно к задачам воспитания: искоренить в душе ребенка все плохое и насадить все доброе [29].
Конкретизировать некоторые из перечисленных задач можно следующими практическими направлениями в воспитательной деятельности семьи:
– формирование у детей высоких нравственных качеств: любви к Богу, к Родине, уважения к старшим, честности и правдивости, дисциплинированности и добросовестного отношения к своим обязанностям, бережного отношения к вещам, трудолюбия, любви к природе и умения воспринимать её красоту и т. п.;
– постоянное направление деятельности ребёнка (игровой, учебной, трудовой (участия в домашних делах) и т. д.);
|
|
– организация свободного времени ребенка для развития различных его сил (в т.ч. привлечение к делам помощи ближним);
– ознакомление ребёнка с произведениями литературы, искусства;
– формирование правильной картины окружающего мира (православного мировоззрения); серьёзное, вдумчивое объяснение сути явлений и понятий, о которых ребёнку следует знать.
Цель и методы семейного воспитания
Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье - все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания. Именно родители - первые воспитатели - имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.Ж.Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий.
Семейному воспитанию присущи свои методы, а вернее, приоритетное использование некоторых из них. Это личный пример, обсуждение, доверие, показ, проявление любви, сопереживание, возвышение личности, контроль, юмор, поручение, традиции, похвала, сочувствие и т.д.
2,5 Сущность процесса обучения.
В процессе обучения взаимодействуют: деятельность преподавания и
деятельность учения. Такое отношение двух основных деятельностей
является условием функционирования учебного процесса. Поставленная
учебная задача и познавательная деятельность учащихся создают логику и
обеспечивают самодвижение процессуальной стороны обучения.
Зависимость учебного процесса от общих закономерностей человеческого
познания выражает сущность самого процесса обучения.
Познание, являясь отражающей деятельностью, может воспроизводить
окружающий мир в сознании человека с различной степенью адекватности.
Это вырабатывает способность человеческого организма отвечать на любое
воздействие избирательной реакцией, соответствующей особенностям
источника.
В такой отражательной деятельности присутствует два
противоположных процесса: процесс интериоризации (формирование
внутренних структур человеческой психики в результате усвоения структур
внешней социальной деятельности) и процесс экстериоризации (процесс
перехода внутренних психологических структур во внешнюю социальную
деятельность человека).
Эти два процесса составляют основу человеческого познания. А
поскольку сущность процесса обучения вытекает из общего хода процесса
познания и определяется его общими закономерностями, связанными с
отражением окружающего мира в познавательной деятельности человека,
постольку целью учебного процесса является выработка у учащихся
механизма в переходе психологических структур из внешнего плана во
внутренний план и наоборот, т.е. формирование, отработка и развитие