Цель, задачи, принципы и правила воспитания

Воспитание – это намеренное воздействие на воспитанника с определенной целью[14]. В семье – это воздействие родителей, других членов семьи и семейного уклада.

Цель воспитания детей в семье совпадает с целью жизни человека и заключается в «нравственном совершенствовании и вечном спасении»[15]. Известный публицист, Глинский старец, иеромонах Порфирий (Левашов) считает также прямой целью православного воспитания благочестие [16]. «Признак благочестия – не только знать, но и жить по заповедям»[17]. Святитель Василий Великий также наставляет: «...Учить не затем, чтобы только знали, но наипаче для того, чтоб и жили сообразно с учением»[18].

Основываясь на учении святителя Тихона Задон-ского, схиархимандрит Иоанн Маслов формулирует цель жизни, а значит, и цель воспитания следующим образом: кроме спасения души «развить все свои ду-ховные силы...»[19], «изменить качества своей души, духовно переродиться»[20].

Задачи воспитания детей в семье:

– Создать в семье наилучшие условия для развития всех духовных сил ребенка и его физического развития[21].

– Помочь ребенку познать самого себя, свои недостатки, и пробудить недовольство собой[22].

– Вызвать желание совершенствоваться, стать лучше, поскольку это желание является стимулом духовного роста[23].

В практическом плане две последние задачи реализуются в виде создания условий для формирования добродетелей и искоренения пороков[24].

– Учить ребенка следовать нравственным нормам в повседневной жизни[25].

– Передать благочестивые семейные традиции[26].

– Научить детей полезным навыкам[27] и умениям (в том числе и прикладным), направленным на самообслуживание и помощь близким.

Таким образом, основные задачи воспитания вытекают из его цели и кратко формулируются следующим образом: восстановление в человеке тех нравственных норм и принципов, которые были в душе первых людей до грехопадения[28]. В качестве обобщения сказанного можно привести слова святителя Иоанна Златоуста применительно к задачам воспитания: искоренить в душе ребенка все плохое и насадить все доброе [29].

Конкретизировать некоторые из перечисленных задач можно следующими практическими направлениями в воспитательной деятельности семьи:

– формирование у детей высоких нравственных качеств: любви к Богу, к Родине, уважения к старшим, честности и правдивости, дисциплинированности и добросовестного отношения к своим обязанностям, бережного отношения к вещам, трудолюбия, любви к природе и умения воспринимать её красоту и т. п.;

– постоянное направление деятельности ребёнка (игровой, учебной, трудовой (участия в домашних делах) и т. д.);

– организация свободного времени ребенка для развития различных его сил (в т.ч. привлечение к делам помощи ближним);

– ознакомление ребёнка с произведениями литературы, искусства;

– формирование правильной картины окружающего мира (православного мировоззрения); серьёзное, вдумчивое объяснение сути явлений и понятий, о которых ребёнку следует знать.

Цель и методы семейного воспитания

Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье - все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания. Именно родители - первые воспитатели - имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.Ж.Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий.

Семейному воспитанию присущи свои методы, а вернее, приоритетное использование некоторых из них. Это личный пример, обсуждение, доверие, показ, проявление любви, сопереживание, возвышение личности, контроль, юмор, поручение, традиции, похвала, сочувствие и т.д.

2,5 Сущность процесса обучения.

В процессе обучения взаимодействуют: деятельность преподавания и

деятельность учения. Такое отношение двух основных деятельностей

является условием функционирования учебного процесса. Поставленная

учебная задача и познавательная деятельность учащихся создают логику и

обеспечивают самодвижение процессуальной стороны обучения.

Зависимость учебного процесса от общих закономерностей человеческого

познания выражает сущность самого процесса обучения.

Познание, являясь отражающей деятельностью, может воспроизводить

окружающий мир в сознании человека с различной степенью адекватности.

Это вырабатывает способность человеческого организма отвечать на любое

воздействие избирательной реакцией, соответствующей особенностям

источника.

В такой отражательной деятельности присутствует два

противоположных процесса: процесс интериоризации (формирование

внутренних структур человеческой психики в результате усвоения структур

внешней социальной деятельности) и процесс экстериоризации (процесс

перехода внутренних психологических структур во внешнюю социальную

деятельность человека).

Эти два процесса составляют основу человеческого познания. А

поскольку сущность процесса обучения вытекает из общего хода процесса

познания и определяется его общими закономерностями, связанными с

отражением окружающего мира в познавательной деятельности человека,

постольку целью учебного процесса является выработка у учащихся

механизма в переходе психологических структур из внешнего плана во

внутренний план и наоборот, т.е. формирование, отработка и развитие


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: