Мира, в построении этого мира и саморегуляция на этой основе своего

поведения и деятельности.

Системой условий для функционирования учебного процесса становятся

все составляющие его компоненты (цель, содержание, методы, средства,

организационные формы, деятельности преподавания и учения, результат).

Общим результатом процесса обучения выступают психические

новообразования в любой сфере жизнедеятельности человека -

познавательной, личностной, предметной, деятельностной.

5. Функции процесса обучения.

Процесс обучения осуществляет образовательную, воспитательную и

развивающую функции. Обучение, развитие и воспитание тесно связаны

между собой. Подобно тому, как личность целостна и едина, так и процесс ее

обучения целостен и един. Формировать всесторонне развитую личность -

значит обучать основам наук, общим методам познания, творческому

мышлению и рациональному использованию знаний на практике,

эмоциональному восприятию окружающей действительности. Процесс

обучения предполагает и овладение учащимися специальными умениями и

навыками.

Сложен вопрос о соотношении обучения и развития. Развитие, являясь

результатом обучения, выступает как готовность личности к

самостоятельной организации своей умственной деятельности в соответствии

с возникшими или поставленными задачами разного уровня сложности.

Признаками развития можно считать: дисциплинированность мышления,

способность продуктивно усваивать новое, системность знаний, умение

применять их в разнообразных условиях, способность переносить приемы

умственной деятельности в новые условия, познание сущности явлений,

теоретическое мышление и способность организовать свои действия. По ходу

обучения необходимо развивать у учащихся восприятие, память,

наблюдательность, мышление, речь, воображение. Эти качества личности

формируются в процессе такого обучения, которое вовлекает учащихся в

творческую систематическую самостоятельную работу.

Обучение выполняет и воспитывающую функцию. Воспитание

осуществляется через содержание, формы и методы обучения. Огромное

влияние на учащихся оказывает личность учителя. На каждом уроке

решаются такие воспитательные задачи: формируются мировоззрение,

нравственные, трудовые, эстетические, этические представления и взгляды,

поведение и деятельность в обществе, система идеалов и потребностей.

Решение этих задач невозможно без усвоения знаний, определенных

понятий, соблюдения требований, норм, традиций. Реализация

воспитательной функции обучения и состоит в том, что оно придает

формированию новых положительных качеств личности целенаправленный

характер.

Системный подход является методологическим направлением научных

исследований, ориентирующих ученых на изучение сложных систем не

только как целостных объектов, но и отдельных элементов в их взаимосвязях

и отношениях. В учебно-воспитательном процессе внутри одной учебной

дисциплины также возможен системный подход.

В педагогике таким целостным объектом исследования является

единство обучения, воспитания и развития учащихся. Имея данные о

результатах системного исследования соответствующих объектов, учитель

может успешно применять системный подход к учебно-воспитательному

процессу.

6. Цели обучения.

Одним из определяющих компонентов процесса обучения является его

цель. Цель обучения связывает воедино все основные компоненты процесса

обучения, определяет его направление и в значительной степени

детерминирует общий результат, эффективность педагогических

воздействий.

В педагогической литературе отмечается многоуровневый характер

педагогических целей. Так, Т.И.Ильина предложила три уровня

педагогических целей:

1) цель, задающая общее направление деятельности всех учебно-

воспитательных учреждений общества и определяющая характер

педагогического воздействия; она соответствует представлению общества об

идеале человеческой личности, выражает требования общества к человеку;

2) педагогические цели на определенном уровне формирования

личности;

3) оперативные цели, которые ставятся при проведении отдельного

занятия или какого-то иного мероприятия.

Реализация целей образования невозможна без постановки и решения

главных и соответствующих частных целей. При определении конкретных

целей обучения важно установить не только то, что должны, но и что реально

могут достичь обучаемые. Четкая научная организация учебно-

познавательной деятельности учащихся и предполагает осмысление

конкретных целей и задач урока, которые ими будут решаться сознательно и

последовательно в течение всего занятия.

Образовательные цели и задачи воспитания

Общие цели образования, воспитания и развития перед школой

выдвигаются обществом и отражаются в государственных документах

(Стандарт образования). Затем они конкретизируются в программах по

отдельным учебным предметам, учебниках, методических пособиях для

учителей, дидактических материалах для учащихся. Кроме общих целей и

задач, к каждому занятию учитель формирует частные. Четкая постановка

перед учащимися целей и задач обучения особенно важна в современной

школе в связи с широким привлечением учащихся к самостоятельному

приобретению знаний, овладению навыками и умениями, творческому

применению их на практике. Так как обеспечить достижение этих целей и

задач должен учитель, образовательная цель формулируется для него и

учащихся. Образовательная цель определяет, какого учебного результата

следует добиться школьникам под руководством учителя, каким объемом

знаний, навыков и умений овладеть и на каком уровне (репродуктивном,

творческом) их применять, какие требования будут предъявляться детям по

окончании занятия.

2,6 Когда говорят о процессе обучение как сложной системе, включающей в себя учебную деятельность учителя и учебную деятельность учащегося, имеют в виду организованное обучение. Но обучение не может быть организованным, если оно не опирается на объективно существующие или предполагаемые закономерности. Сформулированные как нормативные положения, которыми следует руководствоваться, эти закономерности, реальные или предполагаемые, становятся принципами обучения.
Основные принципы обучения, провозглашенные общей дидактикой, а по этому обязательные при обучении любому предмету, называются дидактическими принципами. В обучении ИЯ следует руководствоваться следующими дидактическими принципами:

1. принцип сознательности, активности, самостоятельности при руководящей роли учителя;

2. принцип систематичности и последовательности;

3. принцип наглядности;

4. принцип доступности и посильности;

5. принцип учета возрастных особенностях обучаемых;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: