Виды восприятий

1.В зависимости от форм отражения:

Пространства;

Времени;

Движения.

2. В зависимости от цели:

Преднамеренное – то, в основе которого лежит сознательно поставленная цель;

Непреднамеренное – в его основе лежит восприятие окружающей действительности без специально поставленной задачи.

3. В зависимости от степени организации:

Организованное (наблюдение) - планомерное и целенаправленное восприятие явлений или предметов окружающего мира;

Неорганизованное – рассеянное, без определенной цели.

Физические характеристики восприятий.

Пространство. Форма. Объемность. Величина. Глубина. Удаленность. Линейная перспектива Воздушная перспектив

Свойства восприятий

Избирательность – способность человека воспринимать лишь те объекты, которые представляют для него определенный интерес. Избирательность зависит от потребностей, интересов, установок человека.

Предметность - отражение окружающей действительности как воздействия ее конкретных предметов, относящихся к определенному классу явлений.

Апперцепция – зависимость восприятия от прежнего опыта личности. Воспринимая предметы, человек выражает свое к ним отношение.

Осмысленность – показывает, что воспринимаемые предметы имеют для него определенный жизненный смысл. Благодаря этому становится возможным их целенаправленное применение.

Константность – постоянство в восприятии. опыт, приобретенный в процессе жизни.

Целостность – образы отражаемых предметов выступают в сознании человека в совокупности многих их свойств и характеристик

№12 Понимание и запоминание

Основные признаки понимания. Узнавание. Выявление причины. Определение следствий. Выяснение логических оснований. Понимание устройства. Понимание речи. Процессуальная сторона понимания. Шесть необходимых условий для достижения понимания человека человеком: единство национального языка; учет знаний профессионального языка; учет уровня интеллекта; полнота информации; логичность изложения; сконцентрированность внимания.

В психологии понимание рассматривается, прежде всего, как способность постичь смысл или значение чего-либо, а также как достигнутый благодаря этому результат. Основными признаками понимания являются:

Узнавание, т.е. отнесение какого-либо предмета, явления или отношения к определенной группе или категории.

Выявление причины, т.е. мотивов того или иного поведения, понимания того, что именно побуждает человека к деятельности и активности.

Определение следствий, к которым приводят действия, определенные причиной. Таким образом, устанавливаются причинно-следственные связи, простраивается мысленная модель ситуации. И от того, насколько точно будет соответствовать действительности выстроенная модель, настолько точными будут и прогнозы возможных последствий. Для понимания причинно-следственных связей в поведении людей большое значение имеет понимание смысла (т.е. отношение человека к реальности) и значения (т.е. индивидуальное усвоение исторического опыта) их поступков.

^Выяснение логических оснований, из которых следует то, что осмысливается человеком. Таким образом, люди понимают математические законы, теоремы, различного рода доказательства.

Понимание устройства предмета или явления и существующих связей между частями или элементами, из которого он состоит.

^ Понимание речи занимает важное место во взаимодействии людей. При этом важно понимать не только смысл и значение сказанного, но и подтекст, т.е. то, что не выражается буквально, но смысл которого понимается.

Процессы памяти. Запоминание. Сохранение Воспроизведение Узнавание. Виды памяти. Наглядно-образная. Словесно-логическая. Двигательная. Эмоциональная. Механическая. Логическая. Продуктивность памяти: Объем. Быстрота. Длительность. Точность. Готовность.

Память – это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения информации.

^ Процессы памяти:

Запоминание – это запечатление в сознании человека полученной информации.

Сохранение – удержание в памяти полученные знания в течение длительного периода времени.

Воспроизведение – активизация закрепленного ранее содержания психики.

Узнавание – явление психики, позволяющее им более эффективно функционировать.

Виды памяти:

Наглядно-образная. Словесно-логическая. Двигательная. Эмоциональная. Механическая. Логическая. Продуктивность памяти:. Объем. Быстрота. Длительность. Точность.Готовность

№13мотивы,потребности и ожидания

Мотивы обращения аудитории к СМИ подразделяются на 6 блоков:

1. информационный. В основе мотивов лежит потребность в получении информации для необходимой ориентировки в мире социальных явлений и событий;

2. развлекательный. Это мотивы, опирающиеся на потребность в эмоциональной разрядке: отдохнуть, развлечься, уйти от повседневных, однообразных забот, сопереживать событиям, недоступным реципиентам в собственной жизни т.п.;

3. коммуникативный, «общенческий». Здесь мотивы, связанные с потребностью человека в контакте с другими людьми: виртуально встретиться, обсудить увиденное и услышанное с другими, уйти от одиночества и т.д.;

4. социальной идентификации. В этом блоке объединены мотивы, связанные с потребностью найти в материалах СМИ свою референтную группу;

5. утилитарный. Здесь содержатся практические, бытовые потребности человека;

6. самопознания и самоутверждения. В этом блоке сосредоточены мотивы, связанные с потребностью человека утвердиться в своих взглядах, ценностях и лучше познать себя, наблюдая за другими.

Основными мотивами обращения к СМИ являются мотивы: информационный, коммуникативный, развлекательный. При этом реципиенты одновременно указывают на несколько мотивов обращения к СМИ.

№14. Трехкомпонентная структура по Смиту 1942г:

• когнитивный компонент (осознание объекта социальной установки);

• аффективный (эмоциональная оценка объекта, выявление чувства симпатии или антипатии к нему);

• поведенческий (последовательное поведение по отношению к объекту).

Ядов выделяет 4 уровня диспозиций: Иерархия потребностей по Ядо ву:

классификация по одному основанию: включения личности в различные сферы социальной деятельности, соответствующих расширению потребностей

личности.

1. Первый уровень составляют элементарные фиксированные установки, они формируются на основе витальных потребностей и в простейших ситуациях (установка) Аффективный компонент играет значительную роль при формировании диспозиций.

2. Второй уровень это более сложные диспозиции, которые формируются на основе потребности человека в общении, осуществляемом в малой группе (аттитюд). Содержит когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты.

3. Третий уровень фиксирует общую направленность интересов личности относительно конкретной сферы социальной активности, или базовые социальные установки.

4. Четвертый, высший уровень диспозиций образует система ценностных ориентации личности, которые регулируют поведение и деятельность личности в наиболее значимых ситуациях ее социальной активности. Преобладающее выражение получает когнитивный компонент диспозиций.

№15. Конформизм.

Конформизм –социально-психологическое явление изменения поведения или убежденияпод влиянием давления группы.

Конформизм является одним из феноменов групповой динамики.

Виды конформизма:

1) уступчивость или внешний публичный конформизм – подчинение мнению группы присохранении несогласия с ее позицией;

2) одобрение иливнутренний личный конформизм – изменение поведения и убежденийпод воздействием группы в результате внутреннего принятия ее позиции;

3) нонкомформизмили негативный конформизм – реактивное сопротивление групповомудавлению. Проявляется в упрямой, неконструктивной позиции человека,даже по общепринятым вопросам.

Изучением конформизмазанимались М. Шериф и С. Аш, которые в рядеэкспериментов установили, что существуют различные уровниконформизма.

Уровни конформного поведения:

1) подчинение науровне восприятия – изменение восприятия испытуемого под воздействием подставной группы;

2) подчинение науровне оценки – признание испытуемым своей оценки ошибочной и присоединение к мнению группы, которое считается правильным;

3) подчинение науровне действия – осознание испытуемым неправоты группы, несогласие с ней из-за не желания вступать с ней в конфликт.

Конформизм в определенной степени присущ каждому человеку, однако степень его проявления зависит от ситуативных и личностных факторов.

Ситуативные факторы конформности:

1) сложное заданиеили некомпетентность – чем меньше индивид уверен в своих силах,тем конформней его поведение;

2) количественныйсостав группы – конформизм выше при количестве членов группы оттрех до семи. Увеличение численности группы более семи человек неведет к увеличению степени конформизма;

3) качественныйсостав группы (их эрудиция и профессиональная принадлежность и пр.);

4) авторитетностьчеловека, высказывающего противоположное мнение. При этом подчинениеавторитету тем сильнее, чем ближе и легитимнее авторитет. Особенновысокую конформность вызывает институциализированный авторитет –авторитет формального статуса руководителя в данной организации;

5) сплоченность иединодушие группы. При этом, если в группе имеются людиподдерживающие испытуемого, то эффект давления группы снижается;

6) публичностьответов также увеличивает уровень конформизма;

7) работа насовместное вознаграждение повышает конформизм;

8) значимостьпринадлежности к группе увеличивает степень конформности.

№16.Убеждение и внушение

В самом общем виде заражение можно определить как бессознательную невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям. Она проявляется не через более или менее осознанное принятие какой-то информации или образцов поведения, а через передачу определенного эмоционального состояния, или "психического настроя".

Поскольку это эмоциональное состояние возникает в массе, действует механизм многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся людей. Индивид здесь не испытывает организованного преднамеренного давления, но просто бессознательно усваивает образцы чьего-то поведения, лишь подчиняясь ему.

Паника возникает в массе людей как определенное эмоциональное состояние, являющееся следствием либо дефицита информации о какой-либо пугающей или непонятной новости, либо избытка этой информации. Непосредственным поводом к панике является появление какого-то известия, способного вызвать своеобразный шок. В дальнейшем паника наращивает силу, когда включается в действие рассмотренный механизм взаимного многократного отражения.

Внушение представляет собой особый вид воздействия, а именно целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. При внушении осуществляется процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии. Предполагается, что человек, принимающий информацию, в случае внушения не способен на ее критическую оценку. Естественно, что в различных ситуациях и для различных групп людей мера неаргументированности, допускающая некритическое принятие информации, становится весьма различной.

Внушение, "суггестия", как социально-психологическое явление обладает глубокой спецификой, поэтому правомерно говорить об особом явлении "социальной суггестии". Суггестор (внушает); суггеренд(ему внушают). Контрсуггестией (сопротивление внушению)

внушение отличается от убеждения тем, что непосредственно вызывает определенное психическое состояние, не нуждаясь в доказательствах и логике. Убеждение, напротив, построено на том, чтобы с помощью логического обоснования добиться согласия от человека, принимающего информацию. При внушении же достигается не согласие, а просто принятие информации, основанное на готовом выводе, в то время как в случае убеждения вывод должен быть сделан принимающим информацию самостоятельно. Поэтому убеждение представляет собой преимущественно интеллектуальное, а внушение – преимущественно эмоционально-волевое воздействие.

№17 Психология слухов и механизм искажения содержания информации в процессе передачи слухов

Слухи – форма самовыражения общественного настроения и общественного мнения. В основе лежит недостоверная или искаженная информация, которая распространяется в устном виде при непосредственном общении. Возникает при отсутствии полной или достоверной информации.

Виды слухов (классификация):

1) по степени недостоверности:

- абсолютно недостоверные

- просто недостоверные

- относительно недостоверные

- близкие к достоверности

2) по эмоциональным характеристикам

- слух-желание (сильное эмоциональное желание, которое отражает потребности и ожидания аудитории)

- слух-пугало (в основе – негативные настроения и эмоциональные состояния)

- агрессивный слух (стимулирует агрессивное поведение общества)

- нелепые слухи (в основе – очевидная нелепость)

Сплетни – разновидность слухов, в основе – неточные, заведомо неверные сведения, ориентированные на популярных индивидуумов в обществе. Удовлетворяют потребность в дополнительной информации о жизни популярных людей.

Функции сплетен:

1) информационно-познавательная

2) аффилитативно(сближение)-интеграционная

3) развлекательно-игровая

4) протекционно-компенсаторная (проецирует вытесненные свойства и склонности сплетников и приписываются близкие им самим характеристики)

5) социальный контроль (социальный «тормоз»)

6) тактическая функция (сплетни как оружие в борьбе).

№18.Подражание и заражение

Подражание — это социально-психологический процесс следования личности или группы какому-либо эталону, образцу, проявляющийся в принятии, заимство-

В социальной психологии его обычно рассматривают в двух планах:

1) как подражание какому-то конкретному человеку;

2) как подражание нормам, выработанным группой; и трех формах:

а) копирования — осуществления того же, что делает и другой человек;

б) конгруэнции — осуществления согласованных действий людей и групп;

в) референтности — когда человек копирует или конгруэнтен людям (группе), не присутствующим при данном контакте.

Заражение — социально-психологический механизм передачи эмоционального состояния от одного человека или группы к другим в условиях непосредственного контакта, отражающий их подверженность определенным состояниям и психологическому воздействию (влиянию) со стороны других людей.

В отличие от подражания в содержательной стороне заражения доминирует бессознательная, невольная (психофизиологическая) предрасположенность человека или группы к переживанию определенного настроя и доведения накала слабо контролируемых чувств до достаточно высокого уровня.

Заражение начинается с какого-то конкретного момента либо вызывающего шок, либо запускающего процесс активного обсуждения и выработки общности оценок и взглядов. Легче заражается человек и группа, эмоции и чувства которых ориентированы на неактуализированную потребность (люди находятся в состоянии ожидания). То же самое происходит с людьми, имеющими дело с малозначимыми потребностями, которые не играют большой роли, но могут быть легко реализованы, так как сопровождаются довольно сильным эмоциональным фоном, выражающимся в любопытстве и интересе, стремлении к безопасности, в наличии определенной степени агрессивности, переживании стяжательского отношения К окружающему миру.

Заражение характеризует под­верженность индивида определенным психическим состояни­ям и осуществляется через сопереживание им внутренних психических состояний, настроений, переживаний других людей. А подражание направлено на воспроизведение инди­видом определенных внешних черт и образцов поведения, манер, действий, поступков, которые характеризуются и со­провождаются при этом определенной эмоциональной и ра­циональной направленностью.

Несмотря на различия подражания и заражения, их объе­диняет то, что один и тот же поведенческий акт может быть одновременно как предметом подражания, так и фактором психического заражения.

Это происходит в тех случаях, когда от одного индивида к другому передается не абсолютно идентичный эталон поведе­ния, а психическое состояние готовности к воспроизведению какого-либо действия одним индивидом вслед за другим. В подобных случаях принято говорить о том, что чужой пример заразителен

№19 Реклама как массовая коммуникация.

Реклама- специфическая область массовой коммуникации между рекламодателями и различными аудиториями рекламных обращений в условиях рыночной конкуренции с целью активного воздействия на эти аудитории.
Реклама -это одна из форм массовой коммуникации, в которой создаются и распространяются оплаченные рекламодателем информационно-образовательные или другие тексты неличного характера о товарах, услугах, идеях и оказаниях психологического воздействия на массовое и индивидуальное сознание потребителей с целью побудить их к нужным рекламодателю выбору и поступку. Формы и методы использования рекламы:

1.Общественная природа рекламы. Это форма социальной коммуникации, где предлагается, что товар является законным и общепринятым.

2.Способность к увещеванию. Реклама- это средство увещевания, позволяющее продавцу многократно повторять свое обращение.

3.Экспрессивность.(дизайн)
4.Обезличенность.(Реклама способна только на монолог)

Достоинства:
1.возможность привлечения большой аудитории

2. низкая стоимость рекламного контакта

3.в наличии имеется большое количество различных СМИ, и можно выбрать наиболее подходящий для ца
4.возможность контролировать содержание сообщение, его оформление, время выхода.
5.возможность изменять сообщение в зависимости от реакции целевого сигмента
Недостатки:

1рекламное сообщение является коротким.

2.некоторые виды рекламы требуют больших инвестиций

3.в ряде случаев стоит долго ждать размещения рекламы.

Задачи рекламной коммуникации:

1.аттрактивная - привлечь внимание потребителя к фирме или ее товарам и услугам.
2.доверительно имиджевая

3.аргументационно-гарантийная- доказать, привести веские аргументы в пользу выбора потребителем именно этих товаров и услуг. Выделяют экономическую и коммуникационную эффективность рекламы.

№20

№21Методики исследования массовой аудитории.

Методика 1 для радио: Использование анкетного опроса с самозаполнением респондентами структурированных анкет. Респондентам выдается анкета, в которой указывается список радиостанций, время прослушивания с точностью до +/- 15 мин. И обстоятельств прослушивания. Респондент обязан в течение дня отчитываться о прослушивании передач радиостанций, помечая споты по радиостанциям и обстоятельствам прослушивания. При этом спот считается засчитанным если респондент слушал радиостанцию не менее половины продолжительности спота. Анкеты меняются каждый день при этом респондент не меняется в течении волны исследования (исследуемого периода). Такие исследования называют дневниковые панели исследования: критерием слушания в данном исследовании является нахождения возле радиоприемника, наличие возможности слушать. Важно, что степень вовлеченности в прослушивание не играет никакой роли. Аудитория радиостанций является сильно сегментированной по обстоятельствам прослушивания. Когда человек оценивает себя, он может привирать в свою пользу (недобросовестность респондента). Резюме, 15-минутной точности для радио достаточно, т.к. большая часть аудитории слушает радио в фоновом режиме. При обработке результатов исследования получают следующие распределения: 1. суточная динамика аудитории радиостанции и радио в целом, 2. Степени вовлеченности социально-демографических групп населения в прослушивание передач радиостанций. 3. продолжительность прослушивания радио в целом и конкретных радиостанций в течение суток. Стандартный отчет по результатам исследования предоставляется либо в виде брошюры либо в виде электронной базы данных.

Методика 2 для телевидения: Телефонный опрос с использованием CATI (телефонные рабочие места с компьютерной поддержкой). Исследования проводятся с использование методики day-after-recall (воспоминания о событиях вчерашнего дня). Критерием телесмотрения является смотрение не менее половины телепередачи. Достоинства методики: чрезвычайно высокая скорость сбора и обработки информации. Недостатки: 1. низкая точность, обусловленная критериями телесмотрения.

2. Репрезентативность выборки для городов с низким уровнем телефонизации населения.
Методика 3 для телевидения. Дневниковое панельное исследование: членами семьи попавшей в выборку выдается дневник, сходный с анкетой для исследования аудиторий радиостанций. Дневник представляет собой тетрадь, состоящую из семи анкет для каждого дня недели. В столбцах указываются споты, а в строках перечисляются телеканалы и члены семьи.. Отбор телеканалов производит сам исследователь. Традиционно это эфирные телеканалы метрового и дециметрового диапазонов. При регистрации зрители канала по сути учитывается техническая частота вещания. Преимущества методики: 1. Простота организации исследования.2. низкие затраты на организацию исследования. 3. Приемлемая точность по сравнению с методикой № 2, которая позволяет выбирать эфир для размещения рекламы. Недостатки: 1. Высокая зависимость от добросовестности респондентов в точности фиксировании начала и окончания просмотра. 2. Недостаточная точность для описания динамики аудитории внутри рекламного блока. 3. Продолжитель-ность срока обработки данных.

Методика 4 для телевидения. ТВ-метрическая панель. Каждый телеприемник в домохозяйстве оснащается специальным аппаратом, который фиксирует включение телеприемника на конкретном телеканале и время просмотра с точностью до секунды. Члены семьи регистрируются как участника просмотра путем нажатия кнопки на пульте дистанционного управле-ния, который прилагается к аппарату. Такой аппарат называют ТВ-метр, аудиториометр, аудиметр, счетчик Нильсона, пиплометр. В процессе регистрации ТВ-метр автоматически регистрирует начало и конец телеприемника на телеканале, а также а также участников просмотра по окончанию периода измерений. Результаты замеров в виде электронной базы данных переписываются сотрудником исследовательской организации во время визита или передаются в офис по телефонной линий. Достоинства: 1. Высокая точность измерений. 2.низкая зависимость от добросове6тности репондента в регистрации времени просмотра. 3. Высокая скорость в обработке данных, короткие сроки предоставления отчета. Недостатки: 1. Дороговизна организации исследования (закупка аппаратов и их техническое обслуживание), 2. Отсутствие 100% защищенности от недобросовестности респондентов.
Методика 5 для печатных изданий. Регистрация количества выпусков изданий, которым респондент обращался не менее одного раза за контрольный период. Данная методика является самой простой в проведении таких исследований своими силами вполне доступна маркетологу или рекламисту. Респондент вспоминает обращения к изданиям в течение прошедшего месяца самостоятельно отмечает в анкете частоту этих обращений. В итоге получается распределение аудитории под так называемым частотным группам: задача исследова-теля при обработке данных – вычислить среднюю аудиторию каждого выпуска изданий. Это достигается следующим образом: каждый частотной группе присваивается веса или весовые коэффициенты. Обработка данных используется с помощью теории вероятности. Достоинства: 1. Простота и наглядности.2. низкие затраты на реализацию. 3. Низкая вероятность получения недостоверной информации от респондента. Недостатки: 1. Методика построена на теоретических допущениях. 2. С помощью методики сложно оценивать аудитории ежедневных изданий, т.к. респондент не может точно всмемнить все факты обращения к изданию в течении месяца. Т.О. при образом при обработке результатов мы получим смещение рейтингов изданий в пользу еженедельных и ежемесячных изданий. 3. Методика не позволяет регистрировать повторное обращение к выпуску в течение срока жизни выпуска. Методика 6 для печатных изданий. Регистрация количества обращений к одному выпуску и измерению накопленной аудитории издания. Представляет собой панельное исследование в течение продолжительно периода времени (не менее месяца). Исследование проводится при помощи дневника (анкеты), в которой приводится список изданий и отмечается количество обращений в течение дня. Достоинства: 1. Высокая точность регистрации обращений. 2. Отсутствие искусственных допущений, искажающих реальную картину. Недостатки: 1. Повышение вероятности возникновения искажений при заполнении анкеты респондентом. 2. Дороговизна. 3. Рейтинги изданий будут смещены в сторону ежедневных газет и ТВ-гидов. В двух последних методиках критерием чтения издания является действие «ЧИТАЛ/ПРОСМАТРИВАЛ».

Методика 7 для наружной рекламы: На практике используется замеры плотности потоков: пешеходного, транспортного. Далее производится структурирование этих потоков. Например, пешеходного по социо-демографическим признакам/ и транспортного потока по типу транспортных единиц. Далее описываются факторы, влияющие на привлечение внимания участников пешеходного и транспортного потока: близость конструкций к дороге, влияющая на величину угла отклонения зрения на направление потока, наличие обстоятельств, снижающих скорость потока (светофоры, перекрестки, пешеходные переход, остановочные павильоны и т.д.), наличие помех, препятствующих обзору кон-струкции(ветви деревьев, информационные знаки и пр.), освещенность изображения в раз-личное время суток, изменение плотности потока в зависимости от времени суток и т.д. После этого устанавливают связи между степенью влияния факторов и частотой обращения к конструкции участников потока. Итогом замеров и вычислений является суточная динамика аудитории конструкции и ее состав. Достоинства: простота и наглядность. Недостатки: 1. Объектом исследования является не представитель ЦА, а конструкция, поэтому результаты исследований будут не сопоставимы с результатами медиа-исследований для традиционных СМИ. 2. Методика сильно зависит от допущений. 3. Качество регистрации контактов является невысоким. Методика 8 для интернет: В настоящее время общепринятой методик не существует. Основная сложность исследований заключается в том, что не смотря на возможность вести журнал обращений по конкретным адресам, такой журнал не дает инфо об объеме просмотра.

№22Создание имиджа

Этапы создания имиджа:

-Определение целевой аудитории, изучение ее возраста, рода занятий, уровня дохода и т.д.

-Разработка концепции имиджа. Концепция имиджа - это главные принципы, мотивы и ценности, характерные для фирмы и ее товаров, а также значимые для потребителя.

-Формирование, внедрение и закрепление имиджа в сознании потребителя.

Основные средства формирования имиджа:

Фирменный стиль - основа имиджа, главное средство его формирования.

Визуальные средства - дизайнерские приемы формирования имиджа, включающие создание упаковки, оформление витрин, офисов, выставок, разработку макетов объявлений.

Оригинал -макеты могут быть различными, но один элемент (деталь), постоянно присутствующий во всех позициях, делает целую серию макетов узнаваемыми. Важную роль играет также цвет.

Вербальные (словесные) средства (с применением NLP)- специально подобранная стилистика, ориентированная на нужды потребителя, успешно применяется для трансляции рекламы по радио.

Рекламные средства - использованные в каждом конкретном случае рекламные средства, способствующие формированию благоприятного отношения.

PR-мероприятия - продуманные, спланированные, постоянные усилия по установлению и укреплению взаимопонимания между предприятием и общественностью. Это выставки, презентации, пресс-конференции, спонсорские мероприятия. При проведении PR-мероприятий необходимо, чтобы специфика фирмы соответствовала специфике проводимого мероприятия. Немаловажно отношение целевых групп к проводимым PR-акциям, масштаб аудитории спонсируемой акции.

Представительство в интернет – создание сайта в едином стиле фирмы, на котором будет представлена вся необходимая информация как для потенциальных клиентов, так и для инвесторов или партнеров. Информация на сайте должна быть всегда актуальной. Также необходимо чтобы ваш сайт моги найти потенциальные клиенты не знающие о существовании вашей фирмы. Создание, поддержка и продвижение сайта дело ответственное, поэтому лучше доверить эту работу профессионалам в этой области

Фирменный стиль - это совокупность художественно-текстовых и технических составляющих, которые обеспечивают зрительное и смысловое единство продукции и деятельности фирмы, исходящей от нее информации, внутреннего и внешнего оформления.

Понятие “фирменный стиль” содержит в себе две составляющие: внешний образ и характер поведения на рынке.

Внешний образ - создается единым стилевым оформлением товарного знака, логотипа, деловой документации, фирменного блока, фирменной цветовой гаммы, фирменной вывески, фирменной одежды, рекламных объявлений, буклетов, дизайна офиса и т.п.

Характер поведения на рынке - определяется взаимоотношениями фирмы и ее представителей с партнерами, заказчиками, поставщиками, банками, конкурентами. Характер поведения на рынке отличается особым стилем при проведении рекламных кампаний и мероприятий по стимулированию сбыта, а также работой с общественностью, наличием корпоративного духа и корпоративной культуры.

Товарный знак (торговая марка, эмблема) - это официально принятый термин, означающий зарегистрированное в установленном порядке оригинально оформленное художественное изображение (оригинальные названия, художественные композиции и рисунки в сочетании с буквами, цифрами, словами или без них и т.п.). Товарный знак служит для отличия товаров или услуг одного лица (юридического или физического) от однородных товаров или услуг другого.

№23Психологические особенности интернет-коммуникации

Все формы Интернет-общения, в связи с его опосредованностью компьютером, обладают некоторыми особенностями:

1. Анонимность - несмотря на то, что иногда есть возможность получить некоторые сведения анкетного характера и даже фотографию виртуального собеседника, это недостаточно для реального и более - менее адекватного восприятия личности. Кроме того, при виртуальном общении наблюдается скрывание или презентация ложных сведений о себе. Вследствие подобной анонимности и безнаказанности в Сети проявляется и другая особенность, связанная со снижением психологического и социального риска в процессе общения – аффективная раскрепощенность, ненормативность и некоторая безответственность участников общения.

2. Своеобразие протекания процессов межличностного восприятия в условиях отсутствия невербальной информации – как правило, сильное влияние на представление о собеседнике имеют механизмы стереотипизации и идентификации, а также установка желаемых качеств в партнере.

3. Добровольность и желательность контактов – пользователь Интернета добровольно завязывает всевозможные контакты или уходит от них, а также может прервать их в любой момент.

4. Затрудненность эмоционального компонента общения и, в то же время стойкое стремление к эмоциональному наполнению текста, которое выражается в создании специальных значков для обозначения эмоций или в описании эмоций словами (в скобках после основного текста послания).

5. Стремление к нетипичному, ненормативному поведению - зачастую пользователи Интернета презентируют себя с иной стороны, чем в условиях реальной социальной нормы, проигрывают нереализуемые в деятельности вне Сети роли, сценарии ненормативного поведения

В коммуникации посредством Интернет теряют свое значение невербальные средства общения.

В Интернете в результате физической непредставленности партнеров по коммуникации друг другу теряет свое значение целый ряд барьеров общения, обусловленных такими характеристиками партнеров по коммуникации, которые выражены в их внешнем облике: пол, возраст, социальный статус, внешняя привлекательность, коммуникативная компетентностью человека.

Но виртуальное общение может иметь и компенсаторный, замещающий характер, это происходит в случае формирования Интернет-зависимости.

Как любое сообщество, культура общения в Интернете обладает своим собственным набором ценностей, стандартов используемого языка, символов, к которому приспосабливаются отдельные пользователи. Включаясь в такую группу, человек получает возможности поддержки позитивного образа «Я» за счет позитивной социальной идентичности.

Итак, в целом можно сказать, что основными причинами обращения к Интернету, как инструменту общения может быть:

- недостаточное насыщение общением в реальных контактах

- возможность реализации качеств личности, проигрывания ролей, переживания эмоций, по тем или иным причинам фрустрированных в реальной жизни - подобная возможность обусловлена особенностями общения посредством Сети - анонимностью, нежесткой нормативностью, своеобразием процесса восприятия человека человеком. Желанием переживания тех или иных эмоций объясняется и стремление к эмоциональному наполнению текста.

№24Способы воздействия на масс-медиа-аудиторию с помощью манипуляции

1. Принцип первоочередности.

Суть данного метода основана на специфике психики, которая устроена таким образом, что принимает на веру информацию, первой поступившую в обработку сознанием. Тот факт, что позже мы можем получить более достоверную информацию, зачастую уже не играет роли.

Подобный принцип достаточно успешно используется в политических технологиях, когда в адрес конкурента (посредством СМИ) засылается некий обличительный материал (компромат), тем самым:

а) формируя у избирателей негативное мнение о нем;

б) заставляя оправдываться.

(В данном случае идет воздействие на массы путем распространенных стереотипов о том, что если кто оправдывается — значит виноват).

2. «Очевидцы» событий.

Находятся якобы очевидцы событий, которые с необходимой искренностью сообщают информацию, заблаговременно переданную им манипуляторами, выдавая ее за свою собственную. Имя подобных «очевидцев» зачастую скрывается якобы в целях конспирации, или же называется ложное имя, что наряду с фальсифицированной информацией тем не менее достигает эффекта у аудитории, т. к. воздействует на бессознательное психики человека, вызывая в нем накал чувств и эмоций, в результате которых цензура психики ослаблена и способна пропустить информацию от манипулятора, не определив ее ложную сущность.

3. Образ врага.

Путем искусственного создания угрозы и вследствие этого накала страстей, массы погружаются в состояния, схожие с ИСС (измененными состояниями сознания). В результате такими массами легче управлять.

4. Смещение акцентов.

В данном случае происходит сознательное смещение акцентов в подаваемом материале, и что-то не совсем желательное для манипуляторов преподносится на втором плане, а высвечивается наоборот — необходимое им.

5. Использование «лидеров мнений».

В данном случае манипуляции массовым сознанием происходят исходя из того, что при совершении каких-либо действий индивиды ориентируются на лидеров мнений. В качестве лидеров мнений могут выступать различные фигуры, ставшие авторитетными для определенной категории населения.

6. Переориентация внимания.

В этом случае становится возможным преподносить практически любой материал, не опасаясь его нежелательной (негативной) составляющей. Становится возможным это исходя из правила переориентации внимания, когда необходимая для сокрытия информация как бы отходит в тень словно бы случайно высвечиваемых событий, служащих отвлечению внимания.

7. Эмоциональное заряжение.

Данная технология манипулирования основана на таком свойстве психики человека, как эмоциональная заражаемость. Известно, что в процессе жизни человек выстраивает определенные защитные барьеры на пути получения нежелательной для него информации. Чтобы обойти подобный барьер (цензуру психики), необходимо чтобы манипулятивное воздействие было направленно на чувства. Таким образом, «зарядив» нужную информацию необходимыми эмоциями, становится возможным преодолеть барьер разума и вызвать в человеке взрыв страстей, заставив его переживать по какому-то моменту услышанной информации. Далее вступает в действие эффект эмоционального заряжения, который получает наибольшее распространение в толпе, где, как известно, порог критичности ниже.

(Пример. Подобный эффект манипуляции применяется во время ряда реалити-шоу, когда участники говорят на повышенных тонах и демонстрируют порой значительное эмоциональное возбуждение, что заставляет смотреть за перипетиями демонстрируемых ими событий, сопереживая вслед главным героям.

8. Показная проблематика.

В зависимости от подачи одних и тех же материалов можно добиваться различных, порой противоположных мнений у аудитории. То есть какое-то событие можно искусственно «не заметить», а чему-то наоборот, уделить повышенное внимание, да еще на разных каналах телевидения. При этом сама истина как бы отходит на второй план. И зависит от желания (или не желания) манипуляторов высвечивать ее. (Например, известно, что ежедневно в стране происходит множество событий. Естественно, освещение всех их невозможно уже чисто физически. Однако зачастую происходит так, что какие-либо события демонстрируются достаточно часто, много раз, и на различных каналах; тогда как что-то другое, что наверняка тоже заслуживает внимание — как бы сознательно не замечается.)

Стоит заметить, что подача информации посредством подобной манипулятивной техники приводит к искусственному раздуванию несуществующих проблем, за которыми не замечаются нечто важное, что может вызвать гнев народа.

9. Недоступность информации.

Данный принцип манипулятивных технологий называют информационной блокадой. Становится возможным подобное, когда определенная часть информации, нежелательная для манипуляторов — сознательно не допускается в эфир.

10. Удар на опережение.

Вид манипуляции, основный на заблаговременном выбросе негативной для основной категории людей информации. При этом данная информация вызывает максимальный резонанс. А ко времени последующего поступления информации и необходимости принятия непопулярного решения, аудитория уже устанет от протеста, и не будет реагировать слишком отрицательно. Используя подобный метод в политтехнологиях — сначала жертвуют незначительным компроматом, после чего, когда на продвигаемого ими политического деятеля появляется новый компромат — массы уже так не реагируют. (Устают реагировать.)

11. Ложный накал страстей.

Способ манипулирования масс-медиа-аудиторией, когда используется ложный накал страстей за счет преподнесения якобы сенсационного материала, в результате чего психика человека не успевает должным образом среагировать, создается ненужный ажиотаж, и преподносимая позже информация — уже не оказывает такого воздействия, потому как снижается критичность, выдвигаемая цензурой психики. (Другими словами, создается ложный лимит времени, за который получаемая информация должна быть оценена, что зачастую приводит к тому, что она практически без купюр со стороны сознания попадает в бессознательное индивида; после чего оказывает влияние на сознание, искажая сам смысл полученной информации, а также занимая место для получения и соответствующей оценки информации более правдивой. Причем, в большинстве случаев мы говорим о воздействии в толпе, в которой принцип критичности затруднителен уже сам по себе).

12. Эффект правдоподобия.

В данном случае основа для возможной манипуляции состоит из такой составляющей психики, когда человек склонен верить информации, не противоречащей ранее имеющейся у него информации или представлений по рассматриваемому вопросу.

(Другими словами, если посредством СМИ мы сталкиваемся с информацией, с которой внутренне не согласны, то мы сознательно перекрываем подобный канал получения информации. А если наталкиваемся на информацию, не противоречащую нашему пониманию подобного вопроса, — мы продолжаем впитывать подобную информацию, которая усиливает раннее сформированные паттерны поведения и установки в подсознании. А значит становится возможет и разгон для манипуляций, т. к. манипуляторы сознательно будут вклинивать в правдоподобную для нас информацию часть ложной, которую словно бы автоматически мы воспринимаем за настоящую. Также, в соответствии с подобным принципом манипулирования, возможна изначальная подача заведомо неблагоприятной для манипулятора информации (якобы критика самого себя), за счет чего повышается вера у аудитории, что данный масс-медиа-источник достаточно честный и правдивый. Ну а уже позже, в подаваемую информацию вкрапливается информация, необходимая для манипуляторов.)

13. Эффект «информационного штурма».

В данном случае следует говорить о том, что на человека обрушивается шквал бесполезной информации, в котором теряется истина.

(Люди, подвергавшиеся подобной форме манипулирования, просто устают от потока информации, а значит, анализ подобной информации становится затруднителен и у манипуляторов появляется возможность скрыть информацию, необходимую им, но нежелательную для демонстрации широким массам.)

14. Обратный эффект.

В случае подобного факта манипуляции происходит выброс такого количества негативной информации в адрес какого-то человека, что эта информация достигает прямо противоположного эффекта, и вместо ожидаемого осуждения подобный человек начинает вызывать жалость. (Пример Перестроечных лет с Б.Н.Ельциным, упавшим в реку с моста.)

15. Будничный рассказ, или зло с человеческим лицом.

Информация, которая может вызвать нежелательный эффект, произносится обычным тоном, словно бы ничего страшного не происходит. В результате подобной формы преподнесения информации, некая критическая информация при проникновении в сознание слушателей теряет свою актуальность. Таким образом исчезает критичность восприятия психикой человека негативной информации и происходит привыкание к ней.

16. Односторонность освещения событий.

Данный способ манипуляции направлен на односторонность освещения событий, когда предоставляется возможность высказаться лишь одной стороне процесса, в результате чего достигается ложный смысловой эффект получаемой информации.

17. Принцип контраста.

Этот вид манипуляции становится возможен, когда необходимая информация подается на фоне другой, изначально негативной, и отрицательно воспринимаемой большинством аудитории. (Другими словами, на фоне черного всегда будет заметно белое. А на фоне плохих людей — всегда можно показать хорошего человека, рассказав о его добрых делах. Подобный принцип распространен в политтехнологиях, когда сначала детально разбирается возможный кризис в лагере конкурентов, а после — демонстрируется правильный характер действий нужного манипуляторам кандидата, у которого такого кризиса нет и быть не может.)

18. Одобрение мнимого большинства.

Применение данной методики манипулирования массами основано на таком специфическом компоненте человеческой психики — как допустимость совершения каких-либо действий, после изначального одобрения их другими людьми. В результате подобного способа манипуляций в психике человека стирается барьер критичности, после того как такая информация вызвала одобрение у других людей. Вспомним Лебона, Фрейда, Бехтерева и др. классиков психологии масс — в массе активно действует принципы подражания и заражаемости. Поэтому то что делает один — подхватывают и остальные.

19. Экспрессивный удар.

При реализации данный принцип должен произвести эффект психологического шока, когда должного эффекта манипуляторы добиваются намеренным транслированием ужасов современной жизни, что вызывает первую реакцию протеста (за счет резкого повышения эмоциональной составляющей психики), и желание во что бы то ни стало наказать виновных. При этом не замечаются, что акценты при подаче материала могут быть сознательно смещены в сторону ненужных манипуляторам конкурентов или против информации, кажущейся им нежелательной.

20. Ложные аналогии, или диверсии против логики.

Данная манипуляция устраняет истинную причину в каком-либо вопросе, заменяя ее ложной аналогией. (Например, происходит неправильное сопоставление различных и взаимоисключающих следствий, которые в данном случае выдаются за одно. Пример — в Госдуму последнего созыва было выбрано много молодых спортсменов. В данном случае заслуги в спорте в сознании масс подменили мнение о том, действительно ли 20-летние спортсмены могут управлять страной. При этом следует помнить что каждый депутат Госдумы — имеет ранг федерального министра).

21. Искусственное «просчитывание» ситуации.

Намеренно выбрасывается на рынок множество различной информации, тем самым отслеживается интерес общественности к этой информации, и информация, не получившая актуальность, в последующем исключается.

22. Манипулятивное комментирование.

Посредством необходимого манипуляторам акцента освещается то или иное событие. При этом любое нежелательное для манипуляторов событие при использовании подобной технологии может принять противоположный окрас. Все зависит от того, как манипуляторы преподнесут тот или иной материал, с какими комментариями.

23. Эффект присутствия.

Ссылка на присутствие на каком-либо событии позволяет направить манипулятивную методику на максимальное достижение необходимого результата. По типу — очевидец всегда прав.

24. Допуск (приближение) к власти.

Подобный вид манипуляции основан на таком свойстве психики большинства индивидов, как кардинальное изменение своих взглядов в случае наделения подобного человека необходимыми властными полномочиями. (Достаточно яркий пример — Д.О.Рогозин, который был в оппозиции к власти — вспомним заявление Рогозина в связи с запретом ЦИК на регистрацию В.Геращенко кандидатом в президенты, вспомним голодовку в Госдуме с требованиями отставки министров социально-экономического блока правительства, вспомним другие высказывания Рогозина, в т.ч. о партии власти и о президенте страны — и вспомним выступления Рогозина после его назначения постоянным представителем России при Организации Североатлантического договора (НАТО) в Брюсселе, т.е. крупным чиновником, представляющим Россию во вражеской организации.)

25. Повторение.

Подобный способ манипулирования достаточно прост. Необходимо всего лишь многократное повторение какой-либо информации, чтобы подобная информация отложилась в памяти масс-медиа-аудитории и в дальнейшем была использована. При этом манипуляторам следует максимально упростить текст и добиться его восприимчивости в расчете на низкоинтеллектуальную публику. Как ни странно, практически только в таком случае можно быть уверенным, что необходимая информация не только будет донесена до массового зрителя, читателя или слушателя, но и будет правильно ими воспринята. И такого эффекта можно добиться многократным повторением простых фраз. В этом случае информация сначала прочно закрепляется в подсознании слушателей, а потом будет влиять на их сознание, а значит на совершение поступков, смысловой оттенок которых тайно заложен в информацию для масс-медиа-аудитории.

26. Правда — наполовину.

Этот метод манипуляции заключается в том, что публике преподносится только часть достоверной информации, в то время как другая часть, объясняющая возможность существования первой части, манипуляторами утаивается.

№25Социально-психологические механизмы воздействия МК.

идентификация,

подражание

внушение

заражение

эмпатия

v Внелогическое воздействие


1) идентификация, или отождествление с рекламным героем. Эта психологическая реакция дает человеку чувство сопричастности и безопасности. Сам того не замечая, человек начинает перенимать не только стандарты поведения героя, но и его способ мышления, идеи и ценности, внутренние состояния.

2) подражание также может быть неосознанным (внелогическим). Люди склонны подражать тем, кто обладает авторитетом, кто вызывает у них чувство симпатии, кто является особо значимым объектом (референтным). В отличие от идентификации подражание позволяет перенимать не только внутренние установки, но и приобретенные навыки других людей.

3) внушение - некритическое, внелогическое восприятие идей коммуникатора. Эффективность внушения повышается при высоком статусе коммуникатора, возникновении у реципиента аттракции по отношению к коммуникатору, установлении коммуникатором раппорта с реципиентом, в случае если реципиент находится в состоянии, способствующем внушению (расслаблен, чувствует себя в безопасности, испытывает положительные эмоции, не настроен на логическое мышление).

4) заражение - процесс передачи эмоционального состояния помимо смыслового воздействия или дополнительно к нему. При заражении важную роль играет степень общности установок человека с коммуникатором или степень идентификации с ним.

5) эмпатия - постижение эмоционального состояния другого человека через сопереживание, сочувствие. При эмпатии наблюдается снижение рефлексии, критичности мышления, и таким образом повышается склонность к идентификации, заражению и внушению.

Таким образом, все эти механизмы воздействия взаимосвязаны и осуществляются на внелогическом уровне восприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: