Статьей 5 Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. определены следующие консульские функции:
1. защита в государстве пребывания интересов представляемого государства, его физических и юридических лиц;
2. содействие развитию торговых, экономических, культурных и научных связей между двумя государствами, а также содействие развитию дружественных отношений между ними;
3. выяснение всеми законными путями условий и событий в торговой, экономической, культурной и научной жизни государства пребывания, сообщение о них правительству представляемого государства и предоставление сведений заинтересованным лицам;
4. выдача паспортов и проездных документов гражданам представляемого государства и виз или соответствующих документов лицам, желающим поехать в представляемое государство;
5. оказание помощи и содействия физическим и юридическим лицам представляемого государства;
6. исполнение обязанностей нотариуса, регистратора актов гражданского состояния и других подобных обязанностей, а также выполнение некоторых функций административного характера, если ничто не противоречит законам и правилам государства пребывания;
7. охрана в рамках, установленных законами и правилами государства пребывания, интересов несовершеннолетних и иных лиц, не обладающих полной дееспособностью, которые являются гражданами представляемого государства, в особенности когда требуется установление над такими лицами какой-либо опеки или попечительства;
8. представительство граждан представляемого государства в судебных и иных учреждения государства пребывания с целью получения, в соответствии с законами и правилами прибрежного государства, распоряжений о предварительных мерах, ограждающих права и интересы этих граждан, если такие граждане не могут своевременно это сделать сами;
9. передача судебных и несудебных документов или исполнение судебных поручений или поручений по снятию показаний для судов представляемого государства;
10. осуществление предоставляемых законами и иными правилами представляемого государства прав надзора и инспекции в отношении судов, имеющих национальность представляемого государства, и самолетов, зарегистрированных в нем, их экипажей, оказание им помощи.
За выполнение определенных официальных действий консульства взимают консульские сборы.
54. Порядок назначения глав консульских учреждений.
В соответствии со ст. 9 Венской конвенции 1963 г. главы консульских учреждений делятся на четыре класса:
1. генеральный консул;
2. консул;
3. вице-консул;
4. консульский агент.
Глава консульского учреждения
• назначается представляемым государством,
• а допускается к выполнению своих функций — государством пребывания (ст. 10 Венской конвенции 1963 г.).
1) Представляемое государство выдает главе консульского учреждения консульский патент или подобный ему акт, в котором удостоверяется его должность, указываются
o полное имя и фамилия,
o класс, к которому он принадлежит,
o консульский округ и местонахождение консульского учреждения.
2) Представляемое государство направляет этот патент правительству государства, на территории которого глава консульского учреждения должен выполнять свои функции.
⇒ При согласии государства пребывания представляемое государство может вместо патента послать государству пребывания уведомление, содержащее указанные выше сведения (ст. 11 Венской конвенции 1963 г.).
3) Глава консульского учреждения допускается к выполнению своих функций разрешением со стороны государства пребывания, называемым экзекватурой.
⇒ Это может быть отдельный документ, а может выражаться надписью на патенте.
⇒ Государство, отказывающее в выдаче экзекватуры, не обязано сообщать представляемому государству мотивы такого отказа (ст. 12 Венской конвенции 1963 г.).
⇒ До выдачи экзекватуры глава консульского учреждения может быть временно допущен к выполнению своих функций (ст. 13 Венской конвенции 1963 г.).
⇒ Руководитель консульского отдела дипломатического представительства в патенте и экзекватуре не нуждается.
4) Как только глава консульского учреждения допущен, даже временно, к выполнению своих функций, государство пребывания
• немедленно уведомляет об этом компетентные власти консульского округа
• обеспечивает принятие мер, необходимых для того, чтобы глава консульского учреждения мог исполнять обязанности по своей должности и пользоваться преимуществами по Венской конвенции 1963 г.
Прекращение консульских функций. Функции работников консульских учреждений прекращаются в случаях:
1. уведомления государства пребывания представляемым государством о прекращении его функций;
2. аннулирования экзекватуры;
3. уведомления государством пребывания представляемого государства о том, что государство пребывания перестало считать его работником консульского персонала (ст. 25 Венской конвенции 1963 г.).
4. Если территория, на которой расположен консульский округ, выходит из-под суверенитета государства пребывания
Также по кафедральному:
5. Отозвания назначившим государством
6. Объявление нежелательным лицом
7. Закрытие консульского учреждения
8. Война
⇒ Консул по указанию своего государства может поручить охрану прав своих соотечественников консулу третьего государства
Согласно ст. 26 Венской конвенции 1963 г. государство пребывания должно, даже в случае вооруженного конфликта, предоставлять
✓ работникам консульского учреждения
✓ частным домашним работникам, не являющимся гражданами государства пребывания,
✓ а также членам их семей, проживающим вместе с ними,
o независимо от их гражданства,
время и условия, необходимые для того, чтобы они могли подготовиться к отъезду и выехать как можно скорее после прекращения функций соответствующих работников.
В случае разрыва консульских отношений между двумя государствами:
❖ государство пребывания должно, даже в случае вооруженного конфликта, уважать и охранять консульские помещения, а также имущество консульского учреждения и консульский архив;
❖ представляемое государство может вверить защиту своих интересов и интересов своих граждан, охрану консульских помещений, а также имущества, которое в них находится, и консульского архива третьему государству.
55. Консульские привилегии и иммунитеты
Консульские преимущества, привилегии и иммунитеты — это совокупность преимуществ, привилегий и иммунитетов, предоставляемых иностранным консульским учреждениям и их официальному персоналу в объеме, который определяется
o международными договорами
o обычаями,
o законодательством государства пребывания.
Однако они еще не равны дипломатическим преимуществам, привилегиям и иммунитетам.
Главное отличие состоит в том, что
⇒ консульские преимущества, привилегии и иммунитеты носят функциональный характер, т. е. они предоставляются консульскому персоналу не во всех случаях, а только при совершении ими своих официальных обязанностей. Именно это отличие зафиксировано в положениях Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г.
Вместе с тем в практике многих государств прослеживается тенденция
• к приближению,
• а иногда и к полному слиянию консульских и дипломатических преимуществ, привилегий и иммунитетов.
Консульские иммунитеты относятся:
❖ к учреждению в целом
❖ к его персоналу.
Преимущества, привилегии и иммунитеты консульских учреждений:
1) право пользоваться своим государственным флагом и гербом в государстве пребывания;
2) неприкосновенность консульских помещений, служебных архивов, корреспонденции, имущества;
⇒ Местные власти могут вступать в консульские помещения только с согласия консула или дипломатического представительства.
⇒ Такое согласие предполагается в случае пожара или иного стихийного бедствия.
3) освобождение консульского имущества от обыска и реквизиции;
4) освобождение от всех налогов, сборов и пошлин;
5) свобода сношений с правительством, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями представляемого государства;
⇒ Консульство сносится непосредственно с властями консульского округа,
⇒ а с центральными властями - через свое посольство.
⇒ Иное положение может быть установлено местным правом или международным договором.
6) свобода сношений с гражданами представляемого государства и доступа к ним и наоборот.
⇒ Соответствующие органы государства пребывания безотлагательно сообщают в консульство
обо всех случаях ареста или задержания граждан представляемого государства
обо всех случаях смерти и установления опеки в отношении граждан представляемого государства,
а также об авариях судов и самолетов, зарегистрированных в этом государстве.
⇒ Консулы могут посещать своих граждан, находящихся под стражей, если последние против этого не возражают.
⇒ Консулы вправе предпринимать меры по обеспечению юридического представительства своих граждан, но сами делать этого не должны.
7) Консульство вправе взимать консульские сборы за совершение относящихся к его компетенции актов. Сборы не подлежат налогообложению.
Иммунитет персонала консульства зависит от его категории.
• Консульские должностные лица - лица, которые выполняют консульские функции.
• Консульские служащие - лица, выполняющие административные или технические обязанности.
• Работники консульства выполняют функции обслуживающего персонала.
Личные преимущества, привилегии и иммунитеты консульских должностных лиц:
1) личная неприкосновенность, т. е. свобода от ареста или предварительного заключения, кроме случаев совершения тяжких преступлений.
⇒ В последнем случае они могут быть подвергнуты различным формам ограничения свободы только во исполнение судебных решений, вступивших в законную силу;
2) освобождение от судебной и административной юрисдикции государства пребывания в отношении действий, совершаемых при выполнении консульских функций;
3) освобождение от дачи показаний, а также предоставления корреспонденции и документов по вопросам, связанным с консульской деятельностью;
4) освобождение консульских должностных лиц и членов их семей от налогов, сборов и пошлин на предметы личного пользования.
5) Консульские должностные лица освобождаются от таможенных пошлин и досмотра.
⇒ Личный багаж должностных лиц может быть досмотрен лишь в случае, если есть серьезные основания полагать, что в нем содержатся предметы, запрещенные к вывозу или ввозу.
⇒ Такой досмотр должен производиться в присутствии консульского должностного лица
!!!Государства зачастую заключают двусторонние консульские конвенции, предоставляющие консульским должностным лицам полный дипломатический иммунитет!!!
Привилегии консульских служащих и обслуживающего персонала:
Консульские служащие обладают иммунитетом от местной юрисдикции в отношении действий, совершенных ими при выполнении служебных обязанностей.
Служащие, а также члены их семей освобождаются от всех налогов и сборов.
Обслуживающий персонал освобождается от налогов на заработную плату.
Персонал консульства может вызываться в суд для дачи свидетельских показаний.
Консульские служащие и обслуживающий персонал не могут отказаться от дачи показаний.
Если от дачи показаний отказывается консульское должностное лицо, то кнему не должны применяться меры принуждения.
Консульские преимущества, привилегии и иммунитеты более четко определены в двусторонних консульских конвенциях, в которых, как правило, предусмотрено их взаимное расширение.
Кроме того, в национальном законодательстве государств часто содержатся нормы относительно правового статуса консульских учреждений и их персонала.
56. Понятие и состав государственной территории
В самом широком смысле под территорией понимают такие пространства, как:
сухопутная;
водная поверхность земного шара;
его недра;
воздушное пространство;
космос, включая Луну и другие небесные тела.
С точки зрения МП территория рассматривается как юридическая категория, неразрывно связанная с понятием государства. Нет и не может быть государства без территории. Именно территория наряду с населением является материальной основой любого государства.
В МП в соответствии с существующим правовым режимом различают три вида территорий:
1) государственная территория;
2) территория со смешанным режимом;
3) территория с международным режимом.
Государственной является территория, находящаяся под суверенитетом государства. К ней относятся в рамках государственных границ сухопутная и водная поверхность, воздушное пространство над ней до границы с космосом (примерно 100—110 км) и недра (теоретически до центра Земли, а практически — на доступную для проникновения глуби-
ну). Над гос территорией государство осуществляет свою верховную власть (суверенитет в старом понимании слова). К государственной территории условно приравниваются квазитерритории.
Квазитерритории — это так называемые ≪плавучие≫ и ≪летучие≫ территории (морские и речные суда, воздушные суда, космические корабли), а также территории дипломатических и консульских представительств иностранных государств.
Это лишь условное отождествление (лишь юридическая, но не природная сущность). На квазитерриториях государство также осуществляет суверенитет.
К территории со смешанным режимом относятся пространства, не находящиеся под чьим-либо суверенитетом и, таким образом, не входящие в состав территории какого-либо государства, но в отношении которых прибрежное государство, в частности, осуществляет в пределах, установленных МП, суверенные права в целях разведки, разработки и охраны природных ресурсов.
К такого рода территории относятся:
исключительная экономическая зона шириной до 200 морских миль от берега;
континентальный шельф (подводная часть материка).
Территория с международным режимом расположена за пределами государственных границ и находится в общем и равноправном пользовании всех государств в соответствии с МП.
К таким территориям, в частности, относятся:
открытое море;
воздушное пространство над ним;
морское дно;
недра морского дна за внешней границей континентального шельфа;
Антарктика;
космос и небесные тела в нем.
Режим территорий, находящихся за пределами действия национальной юрисдикции, определяется исключительно МП.
В Конвенциях, регулирующих статус Луны и морского дна, говорится, что это «общее наследие всего человечества.»Причем государства-участники согласились с тем, что не должно быть никаких поправок, относящихся к основному принципу общего
наследия человечества.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО В ЭТОМ ВОПРОСЕ!!!