Внимание. Внимание – это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость

Внимание – это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности.

Различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Итак, непроизвольное вниманиеэто сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей. Известно, что любой раздражитель, изменяя силу своего действия,привлекает внимание. Новизна раздражителя также вызывает непроизвольное внимание

Произвольное вниманиеэто сознательно регулируемое сосредоточение на объекте. Итак, причиной возникновения произвольного внимания к любомуобъекту является постановка цели деятельности, сама практическая деятельность, за выполнение которой человек несет ответственность.

Характеристика послепроизвольного внимания содержится уже в самом его названии: оно наступает после произвольного, но качественно отнего отличается. Когда при решении задачи появляются первые позитив-ные результаты, возникает интерес, происходит автоматизация деятельности. Ее выполнение уже не требует специальных усилий и ограничен лишь утомлением, хотя цель работы сохраняется. Этот вид внимания имеет большое значение в учебной и трудовой деятельности.

Когда говорят о развитии, воспитании внимания, то имеют в виду совершенствование свойств внимания. Различают следующие свойства внимания: объем, сосредоточенность (концентрация), распределяемость,устойчивость, колебание, переключаемость.

Объем внимания измеряется тем количеством объектов, которые воспринимаются одновременно.

Концентрация внимания есть степень сосредоточения сознания на объекте (объектах)

Распределение внимания выражается в умении выполнять несколько действий или вести наблюдение за несколькими процессами, объектами.

Устойчивость внимания не означает сосредоточенности сознания втечение всего времени на конкретном предмете или его отдельной части, стороне. Под устойчивостью понимается общая направленность внимания впроцессе деятельности.

Переключение внимания состоит в перестройке внимания, переносе его с одного объекта на другой. Различают переключение внимания преднамеренное(произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное).

ПАМЯТЬ

Память – основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, бессознательного. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о памяти. Накопление опыта – основная функция памяти.

Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

ВИДЫ ПАМЯТИ И ИХ ОСОБЕННОСТИ
Существует несколько оснований для классификации видов человеческой памяти. Одно из них — деление памяти по времени сохранения материала, другое — по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору. В первом случае выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память. Во втором случае говорят о двигательной, зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной, эмоциональной и других видах памяти. Рассмотрим и дадим краткое определение основным из названных видов памяти.

Выделяют следующие качества памяти:

1) объем, т.е. количество предметов, знаков, фактов, которые за определенное время может запомнить человек;

2) быстрота запоминания;

3) точность воспроизведения;

4) длительность сохранения усвоенного;

5) готовность памяти, т.е. быстроту вспоминания.

Лучшей памятью обладает тот человек, у которого достаточно развиты все указанные свойства. Обычно у людей лучше развиты одни качества памяти и хуже – другие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: