Это процесс обобщённого и опосредованного отражения действительности в её существенных связях и отношениях. Или отражение связи между предметами и явлениями.При помощи мышления, человек способен познать то, что не дано непосредственно в восприятии.
Операции мышления:
1. Анализ – это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составные его части;
2. Синтез – это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому;
3. Сравнение – это мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами;
4. Абстрагирование – это мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств предмета и отвлечение от несущественных;
5. Обобщение – это мыслительная операция, объединяющая предметы и явления по их общим существенным признакам (яблоко, груша, вишня - фрукты).
Виды мышления по генезису:
1. Наглядно-действительное – это вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действия с ними (поменять лампочку), формируется оно от года до трёх лет, в дальнейшем развивается, опираясь на более высшие формы мышления;
|
|
2. Наглядно-образное – это вид мышления, характеризующийся опорой на образы представлений. Человек манипулирует образами представления (по памяти). Образное мышление появляется к пяти-семи годам. Образы возникают внутри, они прозрачные и постоянно меняются, так же в них отсутствуют детали. Образами легко манипулировать. В обыденной жизни большинство людей остаются на уровне наглядно-образного мышления. Это мышление является более богатым, ярким, чем словесно-логическое мышление. Наглядно-образным мышлением пользуется искусство и литература;
3. Словесно-логическое мышление – это вид мышления, осуществляющийся при помощи логических операций с понятиями.
Суждение – это форма мышления, отражающая связь между предметами и явлениями, это утверждение или отрицание чего-либо. Суждение бывает истинным или ложным.
Умозаключение – это форма мышления, при которой на основании нескольких суждений делается определённый вывод.
Виды умозаключений:
а) индуктивное – это логический вывод от частного к общему;
б) дедуктивное – это логический вывод от общего к частному;
в) по аналогии – на основе неполных данных делается вывод (обычно ложный).
Основной функцией мышления является способность делать логически обоснованные заключения!
Мышление и интеллект – понятия, близкие по содержанию, однако не тождественные. Мышление – это процесс, «обдумывание», а интеллект – это способность.
|
|
Совокупность психических познавательных/ умственных процессов человека определяет его интеллект. Интеллект – это глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами (Д. Векслер), т.е. интеллект рассматривается как способность человекаадаптироваться к окружающей среде.
В настоящее время существуют как минимум три трактовки понятия интеллекта:
− биологическая: способность сознательно приспосабливаться к новой ситуации;
− педагогическая: способность к обучению, обучаемость;
− структурный подход, сформулированный А. Бине: интеллект как «способность адаптации средств к цели». С точки зрения структурного подхода, интеллект – это совокупность тех или иных способностей.
Выделяют следующие виды интеллекта:
− «Жидкий» и «кристаллический» интеллект (Р. Кеттел). «Жидкий» интеллект – врожденный, потенциальный, лежит в основе способности к мышлению, абстрагированию и рассуждению.
− Конкретный (практический) интеллект помогает решать повседневные проблемы и ориентироваться во взаимоотношениях с различными предметами (включает также ассоциативные способности, позволяющие использовать информацию, хранящуюся в памяти).
-Абстрактный интеллект (академический, когнитивные способности) позволяет оперировать словами и понятиями. Соотношение этих двух уровней интеллекта определяется наследственными факторами.
Мышление — процесс моделирования систематических отношений окружающего мира на основе безусловных положений[1]. Однако в психологии существует множество других определений.
Фо́рма мышле́ния — тот способ, при помощи которого субъект обдумывает и решает вставшую перед ним интеллектуальную задачу.