Суждение — форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предмете, его свойствах или отношениях между предметами. Виды суждений и отношения между ними изучаются в философской логике.
Вывод (лат. conclusio) — процесс рассуждения, в ходе которого осуществляется переход от некоторых исходных суждений (предпосылок) к новым суждениям — заключениям.
Начальной фазой мыслительного процесса является осознание проблемной ситуации. Сама постановка проблемы является актом мышления, часто это требует большой мыслительной работы. Первый признак мыслящего человека – умение увидеть проблему там, где она есть.
Процесс решения задач состоит из пяти этапов:
− мотивация;
− анализ проблемы;
− поиск решения;
− доказательство и обоснование правильности решения;
− реализация и проверка решения.
Одним из первых, кто предпринял попытку дать ответ на вопрос о том, что такое творческое мышление, был Дж. Гилфорд. В работах, посвященных креативности (творческому мышлению), он изложил свою концепцию, согласно которой уровень развития креативности определяетсядоминированием в мышлении четырех особенностей:
− оригинальность и необычность высказанных идей, стремление к интеллектуальной новизне;
− творчество человека отличает семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под новым углом зрения, способность обнаружить возможность нового использования данного объекта;
− в творческом мышлении всегда присутствует такая черта, как образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые стороны;
− человек с творческим мышлением отличается от других людей способностью продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит предпосылок к формированию новых идей. Такая способность творческого мышления была названа Дж. Гилфордом семантической спонтанной гибкостью.
Теории мышления
· Теория мотивации
· Теория онтогенетического развития мышления
· Теория мышления как системы обработки информации
· Деятельная теория мышления
Речь.
Язык – система словесных знаков, опосредствующих психическую деятельность человека.
Знак – любой элемент действительности, опосредствующий нашу деятельность, от свойств которого зависит её выполнение.