Понятие характера. Характер и темперамент

Учение о характере – характерология – имеет длительную историю своего развития. Характер стали изучать в IV – III вв. до н.э. (греческий философ Теофраст, друг Аристотеля). Он считал, что характер – это признак, особенность, черта, то, что отпечатано жизнью на человеке.

В XVII в. Лабрюйер сделал попытку описать характер. Он указал, что характер противоположен темпераменту, т.к. отражает социально-нравственное лицо человека. Лабрюйер и Кант понимали характер как социально приобретенныесвойства человека. В XIX в. под характером понимали либо особенности интеллекта, либо чувства, либо волю. В XX в. характер стали понимать как склонность, отношение. Г. Олпорт считал, что характер – это оцененная личность, т.е. здесь в первую очередь подразумевается моральный стандарт и система ценностей.

Характер – это каркас личности, в который входят только наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности, отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности. Все черты характера – это черты личности, но не все черты личности – черты характера.

Характер – индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении: к себе, другим, порученному ему делу.

По К. Леонграду, существуют следующие типы акцентуаций:

− гипертимический (гиперактивный);

− дистимичный;

− циклоидный;

− эмотивный (эмоциональный);

− демонстративный;

− возбудимый;

− застревающий;

− педантичный;

− тревожный (психастенический);

− экзальтированный (лабильный);

− интровертированный;

− экстравертированный (конформный).

Формирование характера, важнейшим фактором которого является усвоение ребенком представления о том, что можно, а что нельзя, начинается с раннего детства. Поступив в школу, дети сталкиваются с большим количеством новых правил и обязанностей, требований и ожиданий со стороны нового окружения, причем существует значительная разница между этими требованиями и теми, к которым ребенок привык дома. Эти обстоятельства способствуют формированию определенных черт характера.

Основные пути формирования характера следующие:

− трудовая деятельность;

− влияние группы сверстников;

− личный пример взрослого;

− самовоспитание;

− индивидуальный подход к ребенку


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: