Этапы и переходы семейного цикла

Переход от одного этапа к другому может сопровождаться кризисом (особенно если семья не учитывает задачи, стоящие перед каждым этапом), поскольку именно в это время члены семьи могут переживать отрицательные эмоции, связанные с потерей привычных форм жизни; нередко возникают конфликтные ситуации, которые могут привести даже к разводу. Но давайте по порядку.

Первый этап жизненного цикла семьи начинается с заключения брака и продолжается до рождения первого ребенка. Это период привыкания, притирки. Главная задача этого периода – это адаптация супругов к семейной жизни и друг к другу. Взрослый человек, еще не имеющий спутника жизни, но уже психологически отделившийся от своей родительской семьи объединяется с другим, таким же взрослым человеком. До заключения брака оба будущих супруга должны полностью обособиться от своих родительских семей. Для них роли мужа или жены отныне становятся более важными, чем роли сына или дочери. На этом этапе молодоженам следует договориться о правилах, по которым будут строиться отношения с родительскими семьями, родственниками и друзьями. Кроме того предстоит разрешить и множество более прозаических проблем, например, обсудить распределение домашних обязанностей.

Второй этап начинается с рождения первого ребенка. Основная задача развития молодой семьи с ребенком - это реорганизация семьи для решения новых задач. Семья должна вновь пересмотреть свои отношения и существующие правила с учетом интересов ребенка. Родители всего лишь люди, они не становятся автоматически воспитателями в тот момент, когда их ребенок появляется на свет. Чувствительность родителей к потребностям и состояниям ребенка и заботливое обращение способствуют формированию у него чувства доверия к другим людям.

Третий этап начинается с поступления в школу первого ребенка и длится до тех пор, пока последний ребенок не достигнет возраста подростка. Основная задача этого периода - очередное перераспределение обязанностей между супругами, связанное с появлением школьника в семье. На этом этапе семья выступает в более тесный контакт с обществом, и вынуждена считаться с предъявлением дополнительных правил, не всегда совпадающих с принятыми в семье.

Семья считается семьей подростка (4-ый этап) с того времени, когда старший ребенок достигает половой зрелости. В зависимости от числа и возраста детей этот этап может накладываться на предыдущий или последующий этапы. В той или иной форме этап подростковости длится до тех пор, пока последний ребенок не покинет дом. Родителям следует постоянно менять свои взаимоотношения и правила, модифицировать границы семьи, для того чтобы подросток при желании мог входить в семейную систему и покидать ее.

Пятый непростой период в жизни семьи связан с покиданием выросшими детьми отчего дома (семья становится «стартовой площадкой» для повзрослевшего ребенка), обретение ими эмоциональной и финансовой независимости, создание ими своих семей. Основная задача развития семьи на этом этапе – создание условий для гармоничного ухода из дома выросших детей.

Шестой этап, который переживает семья, получил название - «опустевшее гнездо». Этот период наступает, когда последний выросший ребенок покидает дом. Такая семья, в основном, выполнила свою родительскую функцию. Семья сталкивается с проблемой возрастного ухудшения здоровья. Супругам предстоит переоценить свой образ жизни и найти возможности для его оздоровления. На этом этапе членам семьи придется столкнуться с потерей супруга, снижением жизненного тонуса, угрозой старости и смерти, как собственной, так и любимых людей.

Седьмой этап - это трагическая фаза развития семьи, в которой кто–то из партнеров остается один после смерти другого. Это сопровождается кризисными переживаниями потери, возникновение пустоты. Но и в этот трудный период необходимо найти силы и по-новому простроить отношения с семьями детей, найти новые интересы и смысл в жизни.

26,

информция которую родители могут получить в медико-генетической консультации

Медико-генетическое консультирование является наиболее распространенным видом профилактики наследственных болезней. Суть его заключается в определении прогноза рождения ребёнка с наследственной патологией, объяснении вероятности этого события консультирующимся и помощи семье в принятии решения о дальнейшем деторождении. Медико-генетическое консультирование как способ профилактики врождённой или наследственной патологии особенно эффективен до зачатия или на самых ранних сроках беременности

Включает 3 этапа:

1. Уточнение диагноза с использованием специальных генетических методов: генеалогическое обследование и составление родословной, биохимико-генетические методы, позволяющие выявить генетически обусловленные изменения обмена веществ, диагностика гетерозиготного носительства рецессивных аллелей, пренатальная диагностика (УЗИ, биохимический скрининг маркерных белков в сыворотке беременной, амниоцентез — забор околоплодной жидкости для кариотипирования плода).

2. Определение прогноза потомства, который основывается на данных о типе и варианте наследования патологического состояния, результата пренатальной диагностики.

3. Формулирование заключения и объяснение заинтересованным лицам в доступной форме смысла генетического риска.

В идеальном варианте медико-генетическое консультирование должны пройти все семьи, планирующие иметь ребёнка (т.н. проспективное консультирование). Прямыми показаниями для направления к специалисту-генетику являются:

· установленная или подозреваемая наследственная болезнь в семье;

· кровнородственные браки;

· воздействие возможных мутагенов или тератогенов до или в течение первых трёх месяцев беременности;

· значимые отклонения результатов биохимического скрининга маркерных сывороточных белков у беременной;

· выявление у плода маркёров хромосомных болезней и врождённых пороков развития при ультразвуковом исследовании


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: