Особенности воспитания незрячего ребенка в семье

Когда родители узнают, что их ребёнок лишён способности видеть, это очень сильный удар. Родители растеряны: они чаще всего просто не знают, что делать со слепым ребёнком. Культура общения с незрячими в нашей стране достаточно низка.

1. Случается, что родители вообще не оставляют слепого ребёнка одного дома, боятся: он нанесёт себе вред, ударится, поранится, убьётся током и т.д. Некоторые особо «заботливые» мамы и папы привязывают своё незрячее дитя на цепь, сажают его в бочку с игрушками, запирают в комнате, обитой ватой, лишённой всяких острых углов и «опасных» предметов.

2. Не менее часто встречаются случаи, когда родители не знают, как и чему учить незрячего ребёнка и по достижении им семилетнего возраста не хотят отдавать его в школу, а раньше не отдавали и в детский сад. Такое поведение безосновательно и нецелесообразно. Выучившись в школе, юноши и девушки смогут поступить хоть в колледж, хоть в институт, смогут овладеть такими профессиями, как музыкант, массажист, психолог, переводчик, преподаватель, программист, журналист, филолог, дефектолог и т.д.

3. Дополнительной травмой для незрячего ребёнка часто становится распад семьи, развод родителей из-за его недуга. Большинство отцов бросают своих больных детей. Ребёнок зачастую осознаёт или чувствует, свою «вину» за разрушенные отношения родителей.

4. Так как ребёнок лишён возможности воспринимать мир при помощи глаз, родители должны рассказывать, описывать всё, что только можно: дома, людей, всё, что встречается по пути, в природе.

5. Следует читать ребёнку как можно больше, пусть это будут не только сказки и рассказы (соответственно возрасту), но и классика, фантастика.

6. Не следует бояться гулять с ребёнком, путешествовать с ним. Хорошо бы уже с подросткового возраста учить его пользоваться тростью, самостоятельно ориентироваться (для обучения ремеслу ориентирования есть специальные центры и инструкторы).

7. Не стоит ограничивать ребёнка в лепке, конструировании, даже рисовании. Пусть ребёнок не видит результатов своего «творчества», но поверьте, он получает от рисования истинное удовольствие (особенно с двух до десяти лет).

8. С самых первых дней жизни незрячего малыша с ним необходимо очень много разговаривать, носить его повсюду за собой, рассказывать о своих действиях и окружающей обстановке.

9. Обязательно нужно развивать слуховую память ребёнка. Хорошая память поможет ему в учёбе и в жизни вообще. Надо разучивать с малышом стихи, песни, иностранные слова и т.д.

10. Необходимо воспитывать в незрячем ребёнке любовь к физическому труду и бытовые навыки. Пусть девочки пробуют готовить (конечно, с помощью зрячих), шить, вязать, танцевать. Не стоит ограничивать в движениях, в занятиях физическими упражнениями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: