Вопрос 1. Инструментальный состав народного оркестра

Современные русские народные оркестры в большинстве своем имеют одинаковый инструментальный состав: семейство трехструнных домр, семейство балалаек, баяны, клавишные (реже звончатые или щипковые) гусли, различные ударные инструменты. В некоторых случаях вводятся также аккордеоны, оркестровые или тембровые гармоники.

Вместе с тем в последнее время для тембрового обогащения, расширения технических и художественных возможностей народных оркестров все чаще в их состав вводят деревянные и медные духовые инструменты симфонического оркестра — флейту, гобой; народные духовые инструменты - жалейку, брёлку, владимирские рожки, свирели, а также фортепиано, гитару (или электрогитару), другие инструменты.

Каждый из инструментов оркестра выполняет лучше одну какую-либо функцию — мелодическую, басовую или функцию аккомпанемента. Каждый из инструментов оркестра имеет свою ярко выраженную тембровую окраску, свои технические и художественные возможности, сильные и слабые стороны. Их знание необходимо руководителю в процессе обучения оркестрантов, инструментовки пьес, подготовки репертуара. Это важно и для того, чтобы развивать и обогащать исполнительские традиции.

Группа трехструнных домр.

Группа трехструнных домр включает четыре инструмента: домру пикколо, домру малую, домру альтовую, домру басовую.

Домра пикколо. Инструмент транспонирует на октаву вверх. Диапазон домры пикколо от си первой октавы до ми четвертой октавы. Строй инструмента: 1-я струна—ля второй октавы, 2-я струна— ми второй октавы, 3-я струна — си первой октавы. У домры пикколо чаще всего используется высокий регистр, звучащий ярко и светло. Пронзительные по характеру звуки домры пикколо как бы продолжают вверх диапазон домры малой. В партитурах эти инструменты пишутся чаще всего в унисон, а звучат в октаву.

Основные приемы игры на домре пикколо: тремоло, удар, пиццикато, глиссандо.

Домра малая. Оркестровый диапазон домры малой от ми первой октавы до ля третьей октавы. Строй инструмента: 1-я струна — ре второй октавы, 2-я струна — ля первой октавы, 3-я струна — ми первой октавы.

Домра малая имеет ровную и яркую звучность во всем диапазоне, за исключением трех-четырех верхних нот, которые звучат напряженно, с сухим металлическим призвуком. В низком и среднем регистра на домре малой выразительно звучат мелодии напевного, задушевного характера. В партитурах домра малая занимает вторую строку после домры пикколо.
Удобная конструкция, небольшие размеры домры малой делают ее легкой для игры. Она является ведущим инструментом оркестра. Ей часто поручаются сложные пассажи, различные технические фигурации.

Основные приемы игры на домре малой: тремоло, удары вверх и вниз, пиццикато, флажолеты, глиссандо.

Домра альтовая. Домра альтовая транспонирует на октаву вниз. Диапазон инструмента от ми малой октавы до ля второй октавы. Строй домры альтовой: 1-я струна — ре первой октавы, 2-я струна — ля малой октавы, 3-я струна — ми малой октавы.
Домра альтовая имеет мягкий, грудной по тембру звук. Напряженно звучат лишь крайние верхние звуки начиная от ми третьей октавы. Нижние звуки, примерно от соль первой октавы и ниже, звучат несколько приглушенно и неопределенно в высотном отношении. Чаще всего домре альтовой поручают партии мелодического характера в среднем и нижнем регистрах или педальное сопровождение. Основные приемы игры те же, что и на домре малой.

Домра басовая. Диапазон инструмента от ми большой октавы до фа - соль первой октавы. Инструмент обладает ровным и плотным звуком по всему диапазону. Строй домры басовой: 1-я струна — ре малой октавы, 2-я струна — ля большой октавы, 3-я струна — ми большой октавы. Низкий регистр дает сильный, насыщенный, несколько грузноватый звук. Средний и высокий регистры обладают мягким, с бархатистым оттенком, звуком.

Домре басовой чаще всего поручается исполнение гармонически выдержанных басовых звуков. Выразительно на домре басовой звучат мелодии в среднем регистре в октаву с балалайкой контрабас и домрой альтовой. Недостатками инструмента являются его большой размер, овальная форма корпуса, что ограничивает исполнение сложных технических пассажей и требует, как и от играющего на домре альтовой, хороших физических данных, крепких рук. Основные приемы игры на домре басовой: тремоло, удар, пиццикато.

Таким образом, звуковой диапазон четырех инструментов группы домр равен пяти октавам — от ми большой октавы до ми четвертой октавы. В силу различий в тембровом и тесситурном звучании группе домр под силу исполнение самых разнообразных пьес. Яркий, выразительный колорит, достаточная громкость звучания домровой группы по праву делают ее ведущей группой народного оркестра.

Группа балалаек.

Группа балалаек включает в себя пять инструментов: балалайку приму, балалайку секунду, балалайку альт, балалайку бас и балалайку контрабас.

Балалайка прима. Диапазон балалайки примы от ми первой октавы до ре — ми третьей октавы. Строй инструмента: 1-я струна — ля первой октавы, 2-я и 3-я струны — ми первой октавы (в унисон).

Балалайка прима обладает большими техническими возможностями. На ней можно исполнять сложные пассажи, мелодии напевного характера, плясовые наигрыши двойными и тройными нотами. Балалайка прима придает неповторимый колорит звучанию всего оркестра русских народных инструментов. Наравне с домрой малой она является ведущим инструментом в оркестре, ей часто поручаются сольные фрагменты.
Основные приемы игры на балалайке приме: бряцание, тремоло, пиццикато, вибрато, глиссандо.

Балалайка секунда. Диапазон инструмента от ля малой октавы до фа второй октавы. Строй балалайки секунды: 1-я струна —ре первой октавы, 2-я и 3-я струны — ля малой октавы (в унисон).

Балалайке секунде поручаются в основном партии аккомпанемента. Лучше всего инструмент звучит в низком и среднем регистрах. Эти регистры удобны для игры, именно здесь наиболее часто используются открытые струны. Основные приемы игры: удар, тремоло.

Балалайка альт. Балалайка альт транспонирует на октаву вниз. Диапазон инструмента от ми малой октавы до до второй октавы. Строй балалайки альт: 1-я струна — ля малой октавы, 2-я и 3-я струны— ми малой октавы (в унисон). Балалайка альт, как и балалайка секунда, выполняет в основном функцию аккомпанемента. Низкий и средний регистры балалайки альт наиболее употребительны. Играют их пальцем или мягким медиатором. Основные приемы игры на балалайке альт те же, что и на балалайке секунде.

Балалайка бас. Диапазон и строй балалайки бас одинаковы с домрой басовой (ми большой октавы — соль первой октавы), но звучат инструменты, в силу различий в конструкции, несколько различно в тембровом отношении.

В техническом отношении балалайка бас менее подвижна, чем домра басовая. Поэтому ей поручаются в основном басовые звуки, реже — проведение мелодии в низком регистре.

Основные приемы игры на балалайке бас: удар, тремоло, пиццикато.

Балалайка контрабас. Балалайка контрабас транспонирует на октаву вниз. Диапазон инструмента от ми контроктавы до соль малой октавы. Строй балалайки контрабас: 1-я струна — ре большой октавы, 2-я струна — ля контроктавы, 3-я струна — ми контроктавы.

В силу большого размера инструмента звуки на балалайке контрабас сочные, густые, долго резонирующие. Регистры балалайки бас и балалайки контрабас сходны, поэтому их партии обычно дублируются в октаву.
Играют на балалайках бас и контрабас чаще всего кожаным или сделанным из мягкого полиэтилена медиатором.

Общий диапазон группы балалаек такой же, как и группы домр, но сдвинут на октаву ниже (от ми контроктавы до ми третьей октавы).

Баяны.

Баян, введенный в состав русского народного оркестра в начале 1930-х годов, стал ныне одним из его ведущих инструментов. Все народные оркестры включают в свой состав разную по количеству группу баянов. При игре в оркестре у них чаще всего используется правая клавиатура инструмента, имеющая диапазон от соль большой октавы до ми четвертой октавы. Лишь в характерных плясовых, наигрышных пьесах для придания звучанию большей устойчивости и ритмичности или для поддержания мелодической линии в нижнем регистре играют на левой клавиатуре баяна.
Большой диапазон правой клавиатуры инструмента дает возможность использовать его в различных по характеру и тесситуре пьесах. Звучание этого инструмента прекрасно сочетается с тембром домр, балалаек, гуслей, духовых народных инструментов, оно привносит в оркестр яркую свежую краску.

Оркестровые гармоники. В целях насыщения басовой партии, а также исполнения в низком регистре сложных технических пассажей (на левой клавиатуре баяна невозможно быстро сыграть их), наконец, усиления звучания баяна в различных регистрах в некоторые партитуры вводятся оркестровые гармоники. В группу оркестровых гармоник входят шесть инструментов — пикколо, сопрано, альт, тенор, бас (баритон) и контрабас.

Все инструменты имеют только правую клавиатуру и отличаются друг от друга размером и диапазоном. Ныне оркестровые гармоники широко применяются как в струнных, так и в баянных оркестрах.

По своему тембру оркестровые гармоники близки звучанию обычных баянов, поэтому при наличии их в партитуре и отсутствии в клубе их можно заменять обычными баянами.

Тембровые гармоники. Иногда в партитуры вводят также тембровые гармоники. Инструменты эти являются разновидностью оркестровых гармоник. Каждый из них имеет только правую клавиатуру и обладает особым тембром, напоминающим звучание того или иного духового инструмента симфонического оркестра. Отсюда и название инструментов — флейта, гобой, кларнет, фагот и т. д. Тембровые гармоники еще не имеют устоявшейся конструкции и определенного диапазона.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: