Вопрос № 9. Организация и проведение концертных выступлений

Заключительным этапом большой подготовительной работы коллектива является генеральная репетиция. Ее своеобразие заключается в том, что она выполняет две функции: репетиции и концертного выступления. Поскольку «концертность» исполнения является здесь доминирующей, то руководителю важно психологически подготовить оркестрантов к предстоящему выступлению и окончательно проверить готовность всей программы. Ее нужно сыграть целиком, желательно без остановок, в том порядке, в каком она пойдет на концерте. В результате такого проигрывания у исполнителей должно сложиться целостное художественное впечатление.

Те ошибки и неточности, которые выявились на генеральной репетиции, должны быть устранены. Для этого необходимо оставить резервное время. Иногда, особенно в случаях подготовки большой, концертной программы, завершающий период работы можно спланировать таким образом, чтобы три последние репетиции выделить в самостоятельное звено.

Первая репетиция - черновой прогон программы. Она дает общую картину готовности оркестра к выступлению и выявляет слабые стороны исполнения программы.

Вторая репетиция нужна для окончательной отделки всех не получившихся эпизодов. Перед тем, как приступать к этой работе, руководителю нужно разобрать прошедшую репетицию и выяснить причины ошибок.

Третья репетиция - концертный прогон программы. Это подведение итогов всей подготовительной работы. Эта встреча должна быть короткой и не утомительной. Руководителю следует равномерно распределить силы оркестра и избегать во время исполнения большой эмоциональной отдачи. Духовные и физические силы оркестрантов нужно сохранить для концерта.

Генеральную репетицию желательно проводить там, где состоится выступление коллектива. Нельзя переоценить факт возможности проверить исполнение в акустических условиях предстоящего выступления. Дирижер и оркестр должны привыкнуть к условиям зала и, проводя необходимую в данном случае корректную репетицию, добиться привычных динамических соотношений звучания и хорошего ансамбля.

КОНЦЕРТ. Организация и проведение выступлений оркестра - ответственный период в творческой жизни коллектива. Каждое исполнение в концерте является в своем роде единственным и неповторимым. Особенно важное значение имеет первое выступление. Удачное - рождает веру в свои силы, неудачное - приносит огорчение. Поэтому давать первый концерт необходимо только в том случае, если оркестр твёрдо выучил свою программу и в состоянии уверенно сыграть ее.

Важным условием, влияющим на успешное выступление, является наличие дирижерского самообладания. Концертная практика богата примерами, когда только самообладание дирижера помогало с честью выходить из различных сложных ситуаций.

Выходя на сцену, руководитель должен быть, сосредоточен на исполняемом произведении. За время репетиций он уже хорошо изучил исполнительские возможности учащихся и знает, от кого и что можно ждать во время выступления. Поэтому, он должен заранее подготовиться к возможным неприятным ситуациям и наметить для себя «спасательные» варианты.

Особого дирижерского внимания требует исполнение аккомпанемента. От волнения вокалист может забыть или перепутать слова, а инструменталист пропустить целый эпизод или остановиться. Могут быть и другие малоприятные ситуации. В таких случаях рекомендуется дирижеру продолжать исполнение оркестрового аккомпанемента и в ближайшем удобном месте показать выступление запутавшемуся солисту. Главное для дирижера в этой ситуации - помогая солисту не «потерять» оркестр.

Успех концерта во многом зависит от условий, в которых приходится оркестру выступать. При плохой акустике оркестр необходимо расположить ближе к слушателям. Басовую группу желательно посадить на подставки. Необходимо помнить, что звучание в пустом зале сильнее, чем в зале, заполненном слушателями, поэтому для усиления звучности нужно убрать со сцены мягкий реквизит, лишние кулисы и т.д.

Важное место в концертном исполнении занимает техническая сторона дирижирования. В двигательной сфере программа должна быть уже хорошо сделана. Но мануальная выученность не должна переходить в заштампованность, в двигательный автоматизм. Следует помнить, что дирижирование - это процесс управления реальным звучанием, и оно на концерте может отличиться от того, что было на репетиции. На концерте допустима некоторая новизна дирижерских приемов. Это поможет более эмоционально воздействовать на исполнителей и вызвать у них ответную реакцию.

Хочется обратить внимание еще на одну важную деталь концертного выступления - внешнюю сторону дирижирования. Во время исполнения дирижеру не следует думать о том, как он выглядит со стороны, какой жест произведет на оркестр и публику большое впечатление, иначе он перестает управлять исполнением и начинает «иллюстрировать» музыку, часто пользуясь неоправданной преувеличенной жестикуляцией и излишней экспрессией.

Поведение дирижера за пультом будет всегда естественным и логичным, если его действия будут направлены на решение художественных задач, если главной его целью будет воздействие на оркестр, и только с его помощью, т.е. с помощью звучащей музыки на слушателей.

Выступление на концерте требует от дирижера больших затрат физической и нервной энергии, поэтому так важен для него режим в последние предконцертные дни и в день выступления. На это время нужно отложить все текущие дела и сосредоточить себя на главном. Это поможет сохранить силы, бодрость и хорошее настроение, так необходимое в этот период.

В заключении хочется подчеркнуть, что руководитель и оркестр к любому выступлению должны относиться с чувством большой ответственности и рассматривать концерт, как важное событие в своей творческой жизни. И пусть оркестру нередко приходится выступать в небольших залах, перед малым количеством слушателей, это не должно расхолаживать коллектив и негативно отражаться на исполнении. Встреча с музыкой всегда требует мобилизации всех сил и полной творческой отдачи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: