Теория локальных цивилизаций А.Тойнби

Английский философ Тойнби продолжает теоретическую традицию своих предшественников, отстаивая идею отдельных, замкнутых цивилизаций (понятия «культура» и «цивилизация» у него синонимы).

Всемирная история представляет собой лишь совокупность историй отдельных своеобразных и относительно замкнутых цивилизаций. Цивилизации разделяются им на три поколения.

Первое поколение - примитивные, маленькие, бесписьменные культуры. Их много, возраст их невелик, они жестко адаптированы к жизни в конкретной географической среде; надстроечные элементы - государственность, образование, церковь, наука и искусство - в них отсутствуют. Эти культуры размножаются и гибнут стихийно, если не вливаются благодаря творческому акту в более мощную цивилизацию второго поколения. Когда резко изменяются условия жизни («вызов», по Тойнби), общество не может дать адекватного ответа, перестроиться, поэтому культура гибнет. Однако некоторые общества выделяют из своей Среды «творческое меньшинство», которое осознает «вызов» Среды и способно дать на него удовлетворительный ответ. Эта горстка энтузиастов - пророков, жрецов, философов, ученых, политиков - увлекает за собой косную массу, и общество переходит на новые рельсы. Начинается формирование дочерней цивилизации, унаследовавшей опыт своей предшественницы, но гораздо более гибкой и многосторонней. Согласно Тойнби, культуры, живущие в комфортных условиях, не получающие вызова со стороны Среды, пребывают в состоянии стагнации. Только там, где возникают трудности, где ум людей возбуждается в поисках выхода, создаются условия для рождения цивилизации более высокого уровня.

По Тойнби, вызов не должен быть ни слишком слабым, ни слишком суровым. В первом случае не последует активного ответа, во втором - непреодолимые трудности могут в корне пресечь зарождение цивилизации. Конкретные примеры вызовов — иссушение или заболачивание почв, наступление враждебных племен, вынужденное изменение места жительства. Наиболее распространённые ответы: переход к новому типу хозяйствования, создание ирригационных систем, формирование мощных властных структур, способных мобилизовать энергию общества, создание новой религии, науки, техники.

Цивилизации второго поколения динамичны, они создают большие города (Вавилон, Рим), в них развивается разделение труда, товарный обмен, рынок. Социальная дифференциация сложная: ремесленники, ученые, торговцы, художники, сложная система рангов и статусов. Могут развиться атрибуты демократии: выборные органы, правовая система, самоуправление, разделение властей.

Возникновение полноценной вторичной цивилизации не предопределено. Для того, чтобы она появилась, не обходим ряд условий. Если этого не происходит, некоторые цивилизации оказываются застывшими, «недоразвитыми» (общество полинезийцев, эскимосов).

Тойнби насчитывает 4 цивилизации второго поколения: египетско-шумерская, эллинская, китайская и южноамериканская. Проблема рождения цивилизаций является для Тойнби одной из центральных. Он считает, что ни расовый тип, ни среда, ни экономический строй не играют решающей роли в генезисе цивилизаций: они возникают в результате мутаций примитивных культур, которые происходят в зависимости от комбинаций множества причин.

Цивилизации третьего поколения формируются на основе церквей: из первичной минойской рождается вторичная эллинская, а из неё - на основе возникшего в её недрах христианства - формируется третичная - западноевропейская. Всего, по Тойнби, к середине XX века из трёх десятков существовавших цивилизаций сохранились 7 или 8: христианская, исламская, индуистская и др.

Тойнби также признаёт циклическую схему развития цивилизаций: рождение, рост, расцвет, надлом и разложение. Но эта схема не является фатальной. Гибель цивилизации возможна, но не предрешена. Ограниченность и эгоизм правящих элит в сочетании с леностью и консерватизмом большинства приводят к вырождению цивилизации. Однако в ходе истории степень осознания людьми последствий своих действий возрастает. Растёт авторитет учёных и их воздействие на политическую жизнь, а также влияние религии.

Главной движущей силой развития цивилизаций Тойнби считает творческое меньшинство, которое, успешно отвечая на различные исторические вызовы, увлекает за собой инертное большинство, которое Тойнби называет пролетариатом. Развивается культура до тех пор, пока не прервётся цепочка «вызов - ответ». Когда элита не способна дать эффективного ответа пролетариату, тогда начинается надлом цивилизации. Выходом из этого положения Тойнби считает «трансфигурацию», т.е. духовную перестройку, которая должна привести к формированию новой, высшей религии и дать импульс для новых творческих актов. Но осуществится духовная перестройка или нет - зависит от многих факторов, в том числе от искусства и самоотверженности правящих элит, степени одухотворённости пролетариата. Последний может искать истинную религию, либо удовлетвориться неким суррогатом, каковым стал, например, по Тойнби, марксизм, превратившийся в пролетарскую религию.

В противовес фаталистическим теориям Шпенглера и его последователей Тойнби ищет прочное основание для объединения человечества, пытается нащупать пути мирного перехода к «вселенской церкви» и «вселенскому государству». Только новая религия, выстроенная в духе пантеизма, смогла бы, по Тойнби, примирить враждующие группы людей, сформировать экологически здоровое отношение к природе и тем самым спасти человечество от гибели.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: