Антропологический функционализм

Особенностью функционализма является рассмотрение культуры как целостного образования, состоящего из элементов, частей.

Важнейшая задача - разложение целого (культуры) на составные части и выявление зависимостей между ними. Данное направление в большой степени ориентировано на раскрытие механизмов действия и воспроизводства социальных структур. Каждый элемент культуры исследуется не в качестве случайного или ненужного образования (пережитка), а как выполняющая определенную задачу, Функцию в социокультурной общности. Более того, нередко отдельный элемент играет не просто присущую ему роль, а представляет собой звено, без которого культура не может существовать в качестве целостного образования.

Для функционалистов практически не представляют интереса исторические изменения культур, их волнует, как действует культура «здесь и сейчас», какие задачи она решает, как воспроизводится.

В процессе культурологических исследований понятие «функция» получило два основных значения:

7. указание на ту роль, которую определенный элемент культуры выполняет по отношению к целому;

7. с."означение зависимости между частями, компонентами культуры. Функционал гам Б. Малиновского.

С:нозные положения теории Б.Малиновского (1884 - 1942) сложились под влиянием • положения Г.Спенсера об общестзе как о биологическом организме особого рода. Культурологическая концепция Малиновского строилась на биологических основаниях, в связи с рассмотрением способа удовлетворения потребностей человека в еде, одежде, жилище, сексуальном партнере, движении. Теория потребностей - основа концепции культуры Мал пн о ас кого. Для выделения человека из царства животных он делит потребности на основные и производные, порожденные культурной средой - потребности з экономическом обмене, авторитете, социальном контроле, системе образования и т.д.

Понятие «культура» Малиновский определяет не всегда однозначно. Удовлетворяя сзои биологические потребности, человек добывает пищу, строит жилище и т.д. Тем самым он преобразует окружающую среду и создает производное окружение, которое и есть культура. Кроме того, культура - совокупность стзетов на основные и производные потребности. Т о есть, культура есть вещественный и духовный аппарат, при помощи которого человек решает стоящие перед ним конкретные, специфические задачи.

Культура также есть некое целое, состоящее из частично азтономных, частично координированных институтов. Институт - это совокупность средстз и способоз удовлетворения той или иной потребности.

Определяющим в культурологической концепции Малиновского было последовательное проведение при исследованиях культур принципа универсального функционализма. Согласно Малиновскому, любая культура в ходе развития зырабатывает некоторую систему устойчизого «равновесия», где каждая часть целого выполняет сзою Функцию. Если уничтожить какой-либо элемент культуры (запретить, например, вредный, с нашей точки зрения, обычай), то вся этнокультурная система, а значит и народ, живущий в ней, может быть подвержена деградации и гибели.

Таким образом, Малиновский выступал протиз необдуманного вмешательства европейцев в жизнь аборигеноз зависимых территорий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: