Диффузионистское направление з изучении культур

Диффузионизм как способ изучения культур появился в конце XIX. Диффузионизм обозначает распространение культурных явлений через контакты между народами - торговлю, переселение, завоевание. Представители этого направления считают главным содержанием исторического процесса дифузию, контакты, столкновение, заимствования, перенос культур.

Важной особенностью этого подхода является анализ пространственных и временных характеристик культур, что предстазляет собой конкретизацию объекта исследования по сравнению с эволюционизмом.

Диффузионизм можно рассматривать как попытку заменить идею прогрессивного развития принципом пространственно -временного перемещения отдельных элементов культуры или их комплексов.

Основатель диффузионизма - немецкий исследователь Ф.Ратцель (1844 - 1904). Главный предмет изучения Ратцеля - географическое распространение предметов материальной культуры и соответственное распространение народов, ногсителей этих предметов. Из факта географического перемещения предметов делается вывод о пространственном распространении культур, о родстве и происхождении последних. Ратцель выделяет два способа перемещения элементов культуры: 1) полный и быстрый перенос не отдельных вещей, а всего культурного комплекса; этот вариант он называет аккультурацией; 2) перемещение отдельных этнографических предметов от одного народа к другому.

Обобщающим понятием, выражавшим пространственные характеристики распространения культуры, для Ратцеля была «культурная зона», или «культурный круг». Сходные элементы культурах разных народов Ратцель объяснял их общим происхождением, относящимся к глубокой древности. Основной источник изменеий з культурах - в о взаимных контак тах между ними.

Ратцель сформулировал основные положения диффузионизма:

7. акцент на взаимовлияние культур;

7. изменения культур путем заимствования;

7. идея о некоем одном или нескольких центрах, из которых началось развитие человечества (обычно — Египет).

Основной объект исследования - предметы материальной культуры (этнографические предметы), образующие некоторую целостность з пространстве и времени (культурный круг). Человеку отзодится второстепенная роль (носитель этнографических предметов) и предполагается относительная независимость культуры от него.

3 исследованиях диффузлоянстоз немало противоречий, но основная идея диффузионизма была правомерной и продуктивной. В противовес абстрактному рассмотрению культур, существовавшему з эволюционизме, диффузиониты поставили зопрос о конкретно- исторических сзязях и взаимовлияниях культур разных народов. В их исследованиях отрабатывались приемы анализа, сравнения, поиска сходных моментов в частях, составляющих культуру. Именно диффузионисты исследовали вопрос о пространственно-временных характеристиках культур.

Структурализм К. Лези-Стросса.

Структурализм - ряд направлений в социально-гуманитарном познании, основанных на рассмотрении объекта исследований в качестве структуры. Под структурой понимается совокупность отношений между элементами некоторого целого, которые сохраняют свою устойчивость при разных внешних и внутренних изменениях.

Начало структуралистскому подходу в лингвистике положил Фердинанд де Соссюр (1857 - 1913). Согласно этому подходу, каждый элемент системы определяется другими элементами и сам определяет их. В XX зеке структурализм превращается з особую философскую систему и даже особое мировоззрение.

К. Леви-Стросс - французский антрополог и философ создаёт структурно- антропологическую концепцию культуры. Важное место в его концепции занимает понятие бессознательного, которое отграничивает людей от животного мира и представляет первооснову любой культуры. Бессознательное для него - это скрытые механизмы знаковых систем. На сознательном уровне человек манипулирует знаками, строя из фразы и тексты, но это он делает подчиняясь определённым правилам, которые выработаны коллективно и стихийно и о которых многие не догадываются. Эти правила - элементы структуры языка. Но точно такие же элементы должны существовать зо всех сферах духовной жизни человечества: в области искусства, права, религии т.д.

Бессознательнее творчество человеческого духа и лежит в основе культуры и язык д.

Признаёт чрезмерную роль формализма и условностей зо взаимоотношениях людей, решающего влияния на их поступки символических Форм. традиций, ритуалов, и прежде всего языка, порождающего все общественные институты. Основная его мысль - все мы живём условностями и мифами, зсё больше отдаляющими нас от реальной жизни. Миш он трактует как фундаментальное содержание коллективного сознания, основу устойчивых социальных структур. По Лези-Строссу, «миф объясняет з разной степени как прошлое, так и настоящее и будущее... Ничто не напоминает так мифологию, как политическая идеология». То есть, идеология и мифология у него - синонимы. Только мифология лежит в основе культуры первобытных народоз, а идеология - цивилизованных (гитлеровский миф, миф о коммунизме и т. д.). Создав мир символов, современный человек з сзоей культурной жизни отошёл от следования бессознательной структуре разума, которая дана людям природой. И идентична природе. Таким образом, все драмы современной культуры -это плата за забзение природы.Человек - единство внешнего (социального) и внутреннего (природного). Внешнее - это те символы, которыми он оперирует. Внутреннее - это бессознательная структура разума. Внутреннее не меняется, внешнее - наоборот. Это нарушает структурную связь знешнего и внутреннего в человеке. Современный человек нуждается в «ремонте». Следует восстановить гармонию человека с природой, нарушенную цивилизацией. Для этого необходимо изучать опыт первобытного человека, его единство с природой и целостность, вернуть современному человеку гармонию чувственного и рационального.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: