Игровые концепции культуры. Концепция культуры Й.Хейзинги и Е.Финка

Концепция культуры Й.Хейзинги и Е.Финка.

Многие европейские философы и культурологи видят истоки культуры в способности человека к игровой деятельности. Игра в этом смысле оказывается предпосылкой происхождения культуры. Этой концепции придерживаются Г.Гадамер, Й.Хейзингэ, Е.Финк и Х.Щртега -и-Гассет и др.

Голландский историк культуры Й.Хейзинга (1872-1945) з книге «Ното 1ис1еп5» («Человек играющий» -1938г.) отмечал, что анализ любой деятельности показывает, что она является не более чем игрой. Автор считает, что человеческая культура возникает и развивается в игре. Сама культура носит игровой характер.

Концепция Хейзинги хотя и не перечеркивает значения труда как культурообразующего фактора, умаляет его роль.

Хейзинга считает, игра старше культуры и пронизывает ее от начала и до конца. Игра, по Хейзинге, это культурно -историческая универсалия

Как импульс белее старый, чем сама культура, игра издревле заполняла жизнь и, подобно дрожжам, заставляла расти культуру. Важнейшие виды первоначальной деятельности человеческого общестза переплетаются с игрой:

язык: дух, формирующий язык, перепрыгивает играючи с уровня материального на уровень мысли;

культ перерос з езященную игру;

поэзия, музыка, танец - воплощение игры;

войны, охота - суть мужские игры и т.д.

У Хейзинги играют все живые существа. Однако детерминанты игры мсг/т быть только биологические (как это имеет место у животных), а также логические и этические (у людей).

Игра - это прежде всего свободная деятельнссть. Хейзинга называет основные черты игры:

11. добровольность;

12. неординарность;

13. эстетичность;

14. динамизм; соревновательность и др.

В поступательном движении культуры исходное соотношение игры и неигры не остается неизменным. Игровой момент отступает по мере развития культуры на задний план. Вытеснение игры, начавшееся в 18 зеке, фактически заканчивается к 19 веку. Духом общестза начинает завладевать трезвее, прозаическое понятие пользы. Получает признание заблуждение, что экономические силы и экономический интерес определяют ход истории. Дух рационализма и утилитаризма завладел человеком. «Бесформенным монстром» называет Хейзинга современную ему западную культуру. В ее кажущейся силе он обнаруживает разъедающие язвы. Исследование буржуазной культуры носит у него сугубо критический характер.

Путь преобразования культуры Хейзинга видит в распространении нового сбшестзеннсго духа. Необходимо возродить з широком культурном сознании первозданную игрезую природу.

Концепция «культуры-игры» конструирует модель культуры, базирующуюся на гуманистических ценностях, вступивших в противоречие с реальностью XX века.

Не всякая игра может быть культуросозидающим фактором. Подлинная культура требует «благородней игры». Мерилом человеческого поступка у Хейзинги выступает нравственная совесть.

Концепцию игрового происхождения культуры поддерживает и Е.Финк::.зоей работе «Основные феномены человеческого бытия». В типологии автора их пять - смерть, труд, господство, любовь и игра. Игра охватывает всю человеческую жизнь до самого основания и существенным образом определяет бытийный склад человека, а также способ понимания им бытия. Игра, по мнению Финка, пронизывает другие феномены человеческого существования. Играть может только человек. Ни животное, ни Бог играть не могут. Игра есть фундаментальная особенность нашего существования, поскольку основными чертами игры Финк считает спонтанность, фантазию, которую он понимает как диалог с возможностями. Животные не знают игры фантазии, их дейстзия запрограммированы. Для Бога такого понятия как «возможности» просто не существует. Только у человека игра объемлет асе, она и возвышает его над природным царством. Здесь возникает феномен игры.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: