Культурологическая концепция Х.Ортеги-и-Гассета

Ортегу назызают теоретиком элиты. Путь спасения культуры Ортега видит з сохранении духовных ценностей аристократической элиты. Существуют дзе разнородности рода человеческого: «народ» или масса, который является «косной материей исторического процесса», и элита - особо одаренное меньшинство, творцы подлинной культуры. Начиная с Великой франц. резолюции, серая толпа претендовала на то, чтобы представлять «все общество». С этим Ортега связывает, зсе неудачи Европы. По его мнению, близится зремя, когда общество от политики до искусства вновь начнет складываться, как должно, в два ранга: ранг людей зыдающихс и людей заурядных.

Жизнь людей выдающихся сосредоточена з сфере игровой деятельности. Игра противопоставляется обыденности, утилитаризму и пошлости человеческого бытия. Образ нового мирсчувствования Ортега раскрывает на примесе нового «легуманизисованногс» искусства (модернизм; Пегуманизирсваннсе искусство - это искусство, кс-срое отказывается от привычных человеческих (реалистических' образов. Новее искусство комическое по своему характеру. Но дело не з содержании. Независимо от содержания само искусстзо становится игрой.

Наиболее хара-сгернсй чертой нового тзорчества и нового эстетического чувстза Ортега называет тенденцию к дегуманизации. «Человеческое» - это комплекс элементов, составляющих наш привычный мир. Художник решается пойти; псо~ив этого мира, дерзко деформировав его.

Человек, оказавшийся в непонятном мире, вынужден изобрести новый, небывалый тип лезедения, создать новую жизнь, жизнь изобретенную.

Оторваться от реальности - самая трудная вещь на езете. Создать нечто, что не копировало бы «натуры» и, однако, обладало бы определенным содержанием - это предполагает зысокий дар. Новое игровое искусство элитарно. Оно доступно только одаренному меньшинству, аристократам духа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: