В арсенале «качественной» социологии насчитывается более 40 методов и стратегий. К ним, в частности, относятся следующие.
Исследования отдельных общностей — кейс-стади (case stady).
Представляет собой изучение уникальных социальных объектов в совокупности его взаимодействий с традиционными методами. Этими объектами могут быть замкнутая общность, труднодоступная для изучения другими методами — преступные группировки, бомжи, нищие и т.д., социальные элиты, религиозные секты, небольшие группы, связанные общей трудовой деятельностью. Объектом исследования является, как правило, отдельный случай. Иногда он сравнивается с другими, но число других обычно не превышает трех-четырех. Источниками информации обычно служат включенное наблюдение, фотографии, фокус-интервью или экспертные интервью, производственные характеристики, аудио- и видеоматериалы. Особенность кейс-стади — глубинное изучение уникальности объекта. Содержательные выводы носят сугубо локальный, прикладной характер и направлены, как правило, на разрешение конфликтов или на более успешную организацию функционирования объекта.
Этнографические исследования представляют собой многоаспектный анализ повседневной практики определенной общности с точки зрения ее культуры, отличающейся от культуры основной массы населения, и имеют описательный характер. Источниками информации в этом случае могут быть письма, личные документы, фотографии, образцы фольклора, групповые интервью.
Исторические исследования имеют своим предметом субъективный опыт переживания определенных исторических событий. Объектом может быть локальное или общезначимое событие — история движения, организации, населенного пункта. Они оказываются особенно ценными, когда отсутствует достаточная достоверная информация об общезначимом событии. Главное в данных исследованиях — определить уровень правдивости информанта, достоверности его воспоминаний, возможностей его памяти. Источники информации — мемуары, дневники, письма, интервью, официальные документы.
История семьи изучает историю взаимодействия семьи и общества на протяжении поколений. Семья рассматривается как относительно устойчивая малая группа в исторической перспективе. Изучаются процессы социальной и территориальной мобильности членов семьи, преемственности или изменения социального статуса семьи от поколения к поколению, передачи «культурного материала» или его трансформации. Источники информации — семейные архивы, глубинные интервью, генеалогические графы.
История жизни человека — одно из самых распространенных направлений «качественной социологии». Метод получения информации — биографическое интервью, которое представляет собой повествование о жизни как о своего рода «сценическом представлении». Внимание исследователя направлено на сам способ построения рассказа о жизни, последовательность «конструирования» биографии для выявления социальной идентификации респондента. Эти исследования часто используются при изучении гендерных проблем: они позволяют глубоко изучить особенности мужских и женских моделей поведения в определенных социальных общностях. Некоторая совокупность биографических повествований может дать возможность для реконструкции коллективного опыта «проживания» определенных социальных ситуаций, для построения типологии жизненных стратегий в сходных ситуациях. Источник информации — совокупность биографических интервью, а также официальные и личные документы, социальная статистика, архивы, материалы исследований общественного мнения, относящиеся к контексту данной исторической ситуации.
Метод « Фокус-группы » или групповая дискуссия - способ выявить различие в понимании некоторой проблемы, события, явления определенными группами людей. Используется в маркетинговых исследованиях, изучении покупательского спроса, реакции на рекламу, определении отношения к политическому деятелю, партии и т.п. Данный метод совмещает качественный и количественный подходы, так как исследуемые группы должны репрезентировать определенную социальную общность.
Дискуссию ведет модератор, т. е. сам исследователь или сотрудник исследовательского коллектива. Он предлагает тему (о чем приглашенные для дискуссии заведомо оповещены) и стимулирует участников к спору, высказыванию своих мнений, отличных от уже предложенных. Вопросы модератора тщательно обдумываются и следуют программным целям. Вместе с тем модератор изобретательно направляет дискуссию, а ее содержание, как и поведение участников, подлежат качественному анализу и в смысле аргументации, и с точки зрения лексики, интонаций, короче — всех доступных свидетельств, которые позволяют проникнуть в смысл высказываний, именно тот смысл, какой вкладывают в суждения сами участники действия.
Исследователь фокусирует внимание и на предмете обсуждения, и на конкретной группе представителей какой-то особой общности (социального слоя; профессии; группы, поддерживающей некоторое общественное движение; фанатов "поп-звезды"; потенциальных покупателей конкретного товара и т. д.)
Состав группы определяется целью и задачами исследования. Это могут быть представители полярных общностей, гомогенная группа (студенты, пенсионеры, военные), «целевая» (слушатели, читатели какого-либо канала СМИ), «случайная» группа (например пережившие какое-либо общее бедствие). Численность таких групп до 15 человек.
Дискуссия записывается на аудиопленку, но часто — на видеокассету с тем, чтобы впоследствии тщательно проанализировать ее содержание и осмыслить его соответственно задачам исследования.
Американские социологи А. Страусе и В. Глэйзер предложили иную концепцию качественного анализа, которую назвали разработкой grounded theory,то есть интеракционное построение мини-теорий в процессе сбора и анализа эмпирических данных. Такая мини-теория как бы конструируется, выстраивается на фундаменте фактов из жизни, случая. В нашей литературе не устоялось какое-либо русское обозначение grounded theory. Мы полагаем, что здесь возможен термин «восхождение к теории» на основе жизненных ситуаций, который хорошо передает смысл методологии авторов.
Цель исследования — построение теории данного феномена, наблюдаемого в жизненной практике. Тактика состоит в следующем: исследователь собирает многоаспектные сведения о событиях, действиях и отношениях людей; группирует и связывает разнородные данные в обобщающие понятия и, поэтапно поднимаясь ко все более абстрактным категориям и концепциям, конструирует абстрактный теоретический "случай", что позволяет представить его в виде самостоятельной теории; или гипотез, или же теоретических предположений относительно природы данного феномена.
Как видно, подходы к исследованию социальных явлений у «качественной» социологии в каком-то смысле противоположны тем, на которых базируется «количественная» социология. Однако это обманчивое впечатление. Между ними нет непроницаемой стены. При грамотном использовании, в совокупности они дают целостную, многомерную картину социального мира.