double arrow

Основные методы качественной социологии

В арсенале «качественной» социологии насчитывается более 40 методов и стратегий. К ним, в частности, относятся следующие.

Исследования отдельных общностей — кейс-стади (case stady).

Представляет собой изучение уникальных социальных объектов в совокупности его взаимодействий с традиционными методами. Этими объектами могут быть замкнутая общность, труднодоступная для изучения другими методами — преступные группировки, бомжи, нищие и т.д., социальные элиты, религиозные секты, небольшие группы, связанные общей трудовой деятельностью. Объектом исследования является, как правило, отдельный случай. Иногда он сравнивается с другими, но число других обычно не превышает трех-четырех. Источниками информации обычно служат включенное наблюдение, фотографии, фокус-интервью или экспертные интервью, производственные характеристики, аудио- и видеоматериалы. Особенность кейс-стади — глубинное изучение уникальности объекта. Содержательные выводы носят сугубо локальный, прикладной характер и направлены, как правило, на разрешение конфликтов или на более успешную организацию функционирования объекта.

Этнографические исследования представляют собой многоаспектный анализ повседневной практики определенной общности с точки зрения ее культуры, отличающейся от культуры основной массы населения, и имеют описательный характер. Источниками информации в этом случае могут быть письма, личные документы, фотографии, образцы фольклора, групповые интервью.

Исторические исследования имеют своим предметом субъективный опыт переживания определенных исторических событий. Объектом может быть локальное или общезначимое событие — история движения, организации, населенного пункта. Они оказываются особенно ценными, когда отсутствует достаточная достоверная информация об общезначимом событии. Главное в данных исследованиях — определить уровень правдивости информанта, достоверности его воспоминаний, возможностей его памяти. Источники информации — мемуары, дневники, письма, интервью, официальные документы.

История семьи изучает историю взаимодействия семьи и общества на протяжении поколений. Семья рассматривается как относительно устойчивая малая группа в исторической перспективе. Изучаются процессы социальной и территориальной мобильности членов семьи, преемственности или изменения социального статуса семьи от поколения к поколению, передачи «культурного материала» или его трансформации. Источники информации — семейные архивы, глубинные интервью, генеалогические графы.

История жизни человека — одно из самых распространенных направлений «качественной социологии». Метод получения информации — биографическое интервью, которое представляет собой повествование о жизни как о своего рода «сценическом представлении». Внимание исследователя направлено на сам способ построения рассказа о жизни, последовательность «конструирования» биографии для выявления социальной идентификации респондента. Эти исследования часто используются при изучении гендерных проблем: они позволяют глубоко изучить особенности мужских и женских моделей поведения в определенных социальных общностях. Некоторая совокупность биографических повествований может дать возможность для реконструкции коллективного опыта «проживания» определенных социальных ситуаций, для построения типологии жизненных стратегий в сходных ситуациях. Источник информации — совокупность биографических интервью, а также официальные и личные документы, социальная статистика, архивы, материалы исследований общественного мнения, относящиеся к контексту данной исторической ситуации.

Метод « Фокус-группы » или групповая дискуссия - способ выявить различие в понимании некоторой проблемы, события, явления определенными группами людей. Используется в маркетинговых исследованиях, изучении покупательского спроса, реакции на рекламу, определении отношения к политическому деятелю, партии и т.п. Данный метод совмещает качественный и количественный подходы, так как исследуемые группы должны репрезентировать определенную социальную общность.

Дискуссию ведет модератор, т. е. сам исследователь или сотрудник исследовательского коллектива. Он пред­лагает тему (о чем приглашенные для дискуссии заве­домо оповещены) и стимулирует участников к спору, высказыванию своих мнений, отличных от уже предло­женных. Вопросы модератора тщательно обдумываются и следуют программным целям. Вместе с тем модера­тор изобретательно направляет дискуссию, а ее содержа­ние, как и поведение участников, подлежат качественно­му анализу и в смысле аргументации, и с точки зрения лексики, интонаций, короче — всех доступных свиде­тельств, которые позволяют проникнуть в смысл выска­зываний, именно тот смысл, какой вкладывают в сужде­ния сами участники действия.

Исследователь фокусирует внимание и на предмете обсуждения, и на конкретной группе представителей какой-то особой общности (социального слоя; профес­сии; группы, поддерживающей некоторое общественное движение; фанатов "поп-звезды"; потенциальных поку­пателей конкретного товара и т. д.)

Состав группы определяется целью и задачами исследования. Это могут быть представители полярных общностей, гомогенная группа (студенты, пенсионеры, военные), «целевая» (слушатели, читатели какого-либо канала СМИ), «случайная» группа (например пережившие какое-либо общее бедствие). Численность таких групп до 15 человек.

Дискуссия записывается на аудиопленку, но час­то — на видеокассету с тем, чтобы впоследствии тща­тельно проанализировать ее содержание и осмыслить его соответственно задачам исследования.

Американские социологи А. Страусе и В. Глэйзер предложили иную концепцию качественного ана­лиза, которую назвали разработкой grounded theory,то есть интеракционное построение мини-теорий в процес­се сбора и анализа эмпирических данных. Такая мини-теория как бы конструируется, выстраивается на фунда­менте фактов из жизни, случая. В нашей литературе не устоялось какое-либо русское обозначе­ние grounded theory. Мы полагаем, что здесь возможен термин «восхождение к теории» на основе жизненных ситуаций, который хорошо пере­дает смысл методологии авторов.

Цель исследования — построение теории данного феномена, наблюдаемого в жизненной практике. Такти­ка состоит в следующем: исследователь собирает много­аспектные сведения о событиях, действиях и отношени­ях людей; группирует и связывает разнородные данные в обобщающие понятия и, поэтапно поднимаясь ко все более абстрактным категориям и концепциям, констру­ирует абстрактный теоретический "случай", что позво­ляет представить его в виде самостоятельной теории; или гипотез, или же теоретических предположений от­носительно природы данного феномена.

Как видно, подходы к исследованию социальных явлений у «качественной» социологии в каком-то смысле противоположны тем, на которых базируется «количественная» социология. Однако это обманчивое впечатление. Между ними нет непроницаемой стены. При грамотном использовании, в совокупности они дают целостную, многомерную картину социального мира.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: