Особенности межгрупповых конфликтов

Межгрупповые конфликты, в отличие от межличностных, обладают рядом существенных особенностей. Наиболее важны среди них следующие:

• объективный характер развертывания;

• способность вовлекать в «силовое поле конфликта» массы людей, независимо от их желания и даже осознания сути и целей конфликта;

• институциализация конфликта;

• наличие «структурного насилия»;

• при разрешении конфликтов преобладание направленности на институциональные изменения, а не на изменение поведения участников;

• появление дополнительных источников конфликта в виде самой принадлежности к той или иной социальной группе; [

• заведомо большие издержки существования и разрешения конфликтов;

• существенно большая инерция сохранения конфликтной ситуации, даже если ее основания угасают.

Объективность межгруппового конфликта означает, что он имеет собственную логику возникновения и развертывания, практически не зависящую от сознательных устремлений людей, хотя и реализуемую через их сознательную деятельность. Ведь само появление больших социальных групп (классов, сословий, наций) есть процесс объективный.

Кроме того, всякое новое поколение людей застает уже сложившуюся социальную дифференциацию и вынуждено принимать ее как; объективную данность. Она, естественно, конфликтогенна. Но поскольку конфликты эти разворачиваются на уровне общества в целом, они вовлекают в свою орбиту всех без исключения. Групповая принадлежность индивида (по факту рождения в определенной семье, на определенной территории, по цвету кожи, полу, наличию способностей и пр.) принудительно ставит его в позицию участника того или иного межгруппового конфликта. Выйти или устраниться от него нельзя.

Поскольку межгрупповые конфликты (экономические, политические, этнические) постоянны, они неизбежно институциализируются. То есть происходит как бы «отвердевание» конфликтных отношений, «отливка» их в прочную и стабильную форму.

Одновременно появляются определенные правила, нормы, стандарты поведения конфликтующих сторон, которые делают его предсказуемым и не слишком разрушительным. Так, в экономической сфере во многих странах принято ежегодно перезаключать трехстороннее соглашение между правительством, предпринимателями и профсоюзами о взаимоприемлемых пределах повышения заработной платы, улучшении социального обеспечения и т.д. Коллективный договор между работниками и администрацией также можно рассматривать как форму институциализации трудового конфликта, с помощью которой цивилизованно определяются дозволенные границы конфликтного взаимодействия. Наиболее же институциализированной на сегодня является область политических конфликтов.

Множество межгрупповых конфликтов может быть отнесено к разряду структурных, ибо их существование порождено воздействием как на индивидов, так и на целые социальные группы различных социальных структур (финансовых и политических элит, структур власти, средств массовой информации и т.п.). Давление, которое они оказывают на общество, по своим последствиям сравнимо с прямым физическим насилием. (Если, допустим, молодой человек не желает служить в армии по религиозным убеждениям, а закон ему этого не позволяет.) Но проявляется оно, как правило, скрыто, косвенно: через неравное распределение ресурсов, недоступность власти, сокрытие или искажение важной для общества информации, навязывание ему неадекватных целей (вроде защиты интернационального долга по всему миру) и т.д. Такое воздействие получило название структурного насилия. Автор как самого термина, так и целой концепции с аналогичным названием — норвежский социолог Йохан Галтунг (р. 1930).

Такие особенности межгрупповых конфликтов, как институциализация и структурное насилие, свидетельствуют, что их источники смещаются от личности к социальным институтам и нормам. Глобальной причиной социальных конфликтов, следовательно, признается невозможность для социальных групп удовлетворять свои потребности и интересы в рамках существующих норм и институтов. Отсюда современная конфликтология делает вывод, что при разрешении межгруптювых конфликтов главные усилия должны направляться не на изменение поведения участников, а на трансформацию социальных институтов, традиционных систем власти и т.д. Это еще одна важнейшая особенность межгрупповых конфликтов.

Кроме этого, другим дополнительным источником возникновения и характеристикой межгруппового конфликта может являться сама принадлежность личности к той или иной группе (классовой, национальной, религиозной, профессиональной и пр.). Ведь самоидентификация личности с какой-либо группой мгновенно включает механизм восприятия других людей, действующий по принципу «свой — чужой». Изначальное, до всякого рационального обоснования предпочтение «своих», даже если им нечего делить с «чужими», может играть деструктивную роль в социальной жизни.

И, наконец, две последние особенности межгрупповых конфликтов — существенные издержки и значительная инерция — достаточно очевидны и без подробных разъяснений. Ясно, что урон, наносимый обществу неурегулированными межгрупповыми конфликтами (особенно между большими социальными группами), заведомо выше, чем межличностными. Вряд ли можно сомневаться и в том, что конфликты межгрупповые, затрагивая большую часть того или иного общества или даже все его целиком, более основательно «укоренены» в социуме, не могут быть разрешены в одночасье, и оттого имеют тенденцию сохраняться в динамике социальной жизни достаточно долго. Сторонники разных мировых религий, к примеру, «выясняют отношения» уже более двух тысяч лет; классовые конфликты любой исторической эпохи (за исключением первобытной) насчитывают сотни лет; и даже самые тяжелые, межгосударственные военные конфликты (вспомните «столетнюю войну» в Европе) могут длиться не один десяток лет.

29. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ

Важнейшими особенностями политического конфликта являются:

- Специфика его ресурсов, отличных от других видов ресурсов. Если в экономике ресурсы можно поделить, пойти на кооперацию, то в политике пост президента, главы правительства и т. п. разделить невозможно. Здесь нельзя пользоваться политическими благами, не лишив этого других: все партии не могут одновременно осуществлять власть. Отсюда особая ожесточенность. Политический рынок – один из самых несвободных рынков.

- Преимущественно, носят открытый характер – частое столкновение интересов. Политика – это сфера разрешенной обществом борьбы, способ ослабить социальное напряжение разрядкой эмоций в политическом состязании. Отсюда – склонность к внешним эффектам, известная театральность политической жизни.

- Следующая особенность конфликта – непременная публичность. Это означает, что современная политика имеет профессиональный характер и осуществляется особой группой лиц, не совпадающей с массой населения и, кроме того, любой конфликт в этой профессиональной сфере предлагает апелляцию к массам, борьбу за мобилизацию непосвященных (неспециалистов). Масштабы такой мобилизации могут оказывать существенное воздействие на ход конфликта.

- Повышенная частота конфликтов в политической сфере сегодня гораздо больше, чем в других областях жизни общества. Главным образом потому, что многие конфликты в неполитических сферах жизни не находят своего мирного разрешения, переливаются в сферу политическую, т.е. требуют для урегулирования властного, в конечном счете, государственного вмешательства.

- Всеобщая значимость. Каким бы частным, локальным ни был политический конфликт, он завершается принятием решения на государственном уровне, которое обязательно для всех членов общества. Таким образом, чуть ли не любой политический конфликт поневоле затрагивает каждого из нас.

- «Господство-подчинение» как осевой принцип. Главная цель любого политического деятеля, субъекта политики – установление политического господства, определенного порядка командования и подчинения. Отсюда острота политических конфликтов, их частые «срывы» в крайние формы – путчи, мятежи, восстания.

- Возможность использования силовых ресурсов как средства разрешения конфликта. Из всех видов власти только государственная власть обладает правом легально применять силу. Государство как политический институт является непременным участником практически всех политических конфликтов и всегда существует большой соблазн в качестве последнего аргумента использовать силу, прием на законных основаниях. Это делает политические конфликты более опасными и разрушительными по своим последствиям.

30. КОНФЛИКТЫ ТОТАЛИТАРНОГО И ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО РЕЖИМОВ УПРАВЛЕНИЯ

Тоталитаризм (от лат, totalis - полный, целый) - это политический режим, характеризующийся всеобъемлющим контролем за гражданами со стороны государства, полным подчинением личности и гражданского общества политической властей.

Его отличительные черты - общая политизация и идеологизация общественной жизни, наличие мощного аппарата социального контроля и принуждения, государственный контроль над всем хозяйственным и частными ним жизнью, ограничение или ликвидация частной собственности, устранение конкуренции и ликвидация рыночных отношений, централизованное планирование и командно-административной системы управления.

Конфликты при тоталитарных режимах:

1) Преимущественное большинство составляют статусные ролевые конфликты - связанные с близостью или удаленностью социальных групп от политической власти.

2) Конфликты скрытого характера связаннее с различием интересов профессиональных, этнических и других социальных групп - поскольку такие различия политическая власть признавать не желает, а ликвидировать их нельзя, то реальные конфликты становятся скрытыми. Именно поэтому крах тоталитарных режимов во многих случаях ведет к вспышкам насилия и угрозы гражданской войны - так скрытые конфликты проявляются «наружу»;

3) Политические конфликты тоталитарного общества наиболее иделогизованы. Идеология превращается в неоспоримую ценность тоталитарного режима, не подлежит никакой критике.

4) Наиболее отдаленные от политики конфликты сводятся к политическим через гипертрофию политической сферы жизни тоталитарного общества, таким образом они превращается в политические преступления и делают человека участником политического конфликта с государством.

5) Большинство конфликтов носят искусственный, навязанный характе. Этой характеристике полностью соответствуют конфликты, возникающие как следствие попыток власти направить недовольство населения на поиск врага на которого можно было бы списать собственные неудачи.

6) Интернационализация политических конфликтов. Идеология тоталитарных государств позволяет трактовать все мировые события как столкновение интересов социальных систем.

Демократия является своеобразным антиподом тоталитарного режима. Она (в идеале) характеризуется контролем гражданского общества над политической властью ее базовые принципы включают юридическое и институциональное признание верховной власти народа, периодическую выборность органов власти, равенство прав граждан на участие в управлении обществом, безусловное соблюдение всех прав и свобод личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: