Воля -это сознательное регулирование человеком своего поведения, выраженное в умении видеть и преодолевать внутренние и внешние препятствия на пути целенаправленных поступков и действий. Воля проявляется как сила воли, энергичность, настойчивость, выдержка.
Формы воли:
Простая -побуждение к действию почти непосредственно переходит в действие.
Сложная выделяет 4 стадии:
1.Побуждение и предварительная постановка цели (осознание цели).
2.Стадия обсуждения и борьба мотивов (выбор приоритетных целей).
3.Принятие решения (осознание последствий).
4.Исполнение (составление плана).
В зависимости от того, в какой мере человек понимает значение своей волевой активности и приписывает ответственность за происходящее внешним обстоятельствам или собственным усилиям, определяют его локус контроля.
Экстральный (внешний) локус контроля- ответственность внешних сил.
Интернальный (внутренний) локус контроля - ответственность собственных сил и возможностей.
В своей профессиональной деятельности сестринский персонал должен регулировать свое поведение и поведение пациентов. На способность оперативно составлять и реализовывать план действий влияют четкие алгоритмы выполнения действий. Выполнение алгоритмов должно становится автоматическим. Воля, освобожденная контролировать каждое действие сосредотачивается на основной деятельности специалиста.
|
|
Более действенным средством укрепления воли является выработка полезных привычек.
Привычка- навык, ставший потребностью.
У большинства длительно и тяжело больных людей наблюдается ослабление воли. Поэтому одна из задач сестринского персонала- укрепление воли пациентов через восстановление полезных привычек. Сильная воля больного, направленная на излечение, существенно помогает выздоровлению.
Виды контактного взаимодействия.
С точки зрения Э. Берна, каждый участник взаимодействия может занимать одну из 3 позиций, которые условно можно обозначить как Родитель, Взрослый, Ребенок. Это не роли, исполняемые людьми в жизни, а поведенческие стереотипы. Позиция Родителя может быть определена как позиция «Надо!», позиция Ребенка — «Хочу!», позиция Взрослого — и «Хочу», и «Надо». Взаимодействие эффективно, если партнер обращается к другому как Взрослый, и тот отвечает ему с такой же позиции. В этом случае коммуникация может продолжаться неопределенно долго.
Если один из участников взаимодействия адресуется к другому как Взрослый, а тот отвечает ему с позиции Ребенка, взаимодействие нарушается и может вообще прекратиться. Родитель, Ребенок и Взрослый — это не абстрактные стили поведения, а вполне конкретные и значимые воспоминания, имеющиеся у каждого человека и влияющие на его поведение, которые не всегда можно произвольно припомнить. Родитель — это воспоминания индивида о том, как реагировали его мать и отец на подобную ситуацию, а Ребенок — это он сам в детстве в подобной ситуации.