Понятие и виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления

Ответственность органов и должностных лиц МСУ - это неблагоприятные правовые последствия за принятые ими противоправные решения, ненадлежащее осуществление своих задач и функций.

Органы и должностные лица МСУ несут ответственность перед населением МО, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами.

Ответственность органов и должностных лиц МСУ перед населением наступает в результате утраты доверия населения. Порядок и условия ответственности органов и должностных лиц МСУ в результате утраты доверия населения определяются уставами муниципальных образований. Уставами МО в соответствии с законами субъектов РФ может быть предусмотрена возможность отзыва населением депутата, члена выборного органа МСУ, выборного должностного лица МСУ.

Ответственность органов и должностных лиц МСУ перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции РФ, ФЗ, конституции (устава), законов субъекта РФ, устава МО, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий.

Ответственность органов и должностных лиц МСУ перед физическими и юридическими лицами наступает в порядке, установленном федеральными законами.

Статус депутата представительного органа местного самоуправления. Процедура и порядок отзыва депутата, выборных должностных лиц местного самоуправления. Роль Постановления Конституционного Суда РФ от 2 апреля 2002 г. № 7-П в регулировании процедуры отзыва.

Депутату обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий.

Срок полномочий депутата устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет.

Полномочия депутата начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва.

Депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. На постоянной основе могут работать не более 10 процентов депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования, а если численность представительного органа муниципального образования составляет менее 10 человек, - 1 депутат.

Выборные должностные лица местного самоуправления не могут быть депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, занимать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, а также должности государственной гражданской службы и муниципальные должности муниципальной службы. Депутат представительного органа муниципального образования не может одновременно исполнять полномочия депутата представительного органа иного муниципального образования.

Осуществляющие свои полномочия на постоянной основе депутат не вправе:

1) заниматься предпринимательской деятельностью;

2) состоять членом управления коммерческой организации;

3) заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства;

4) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений.

Гарантии прав депутатов при привлечении их к уголовной или административной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении их иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутатов, занимаемого ими жилого и (или) служебного помещения, их багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых ими средств связи, принадлежащих им документов устанавливаются федеральными законами.

Депутаты не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, в том числе по истечении срока их полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.

Полномочия депутата прекращаются досрочно в случае:

1) смерти;

2) отставки по собственному желанию;

3) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

4) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

5) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

6) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

7) прекращения гражданства Российской Федерации;

8) отзыва избирателями;

9) досрочного прекращения полномочий соответствующего органа местного самоуправления;

10) призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу.

Постановление Конституционного Суда РФ от 2 апреля 2002 г. № 7-П не действует, утратило силу.

Контроль и надзор за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления со стороны государства. Органы, осуществляющие контроль и надзор, их полномочия. Процедура обжалования действий.

Контроль за деятельностью органов МСУ государство осуществляет в части использования органами МСУ материальных и финансовых средств, выделенных для реализации переданных им государственных полномочий.

Органы Министерства РФ по налогам и сборам контролируют деятельность муниципальных предприятий, учреждений и организаций в части уплаты ими налогов и иных обязательных платежей в гос бюджеты различных уровней.

Выявлению случаев нарушения органами и должностными лицами МСУ федеральных законов, законов субъектов РФ и уставов МО служит прокурорский надзор.

Выступая гарантом законности на территории МО, прокурор по своему усмотрению может либо принести протест на незаконный правовой акт, либо обратиться по этому поводу в суд.

Протест подлежит обязательному рассмотрении в 10-ти дневный срок со дня его поступления, а в случае принесения протеста на решение органа МСУ – на ближайшем заседании его представительного органа. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. Прокурор вправе ознакомится с протоколом заседания представительного органа, участвовать в его заседаниях, требовать проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам или обращениям, а также ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных органам МСУ организаций, вызывать их должностных лиц по поводу нарушения закона.

Прокурор может вносить представления об устранении нарушений закона в организацию или должностному лицу, которые уполномочены устранить их. Эти представления рассматриваются безотлагательно. В течении месяца со дня внесения представления должны быть приняты меры по устранению должностных нарушений закона, а также их причин и условий, им способствующих.

29. Государственная власть и местное самоуправление: сходства и различия, характер, виды и правовые основы взаимодействия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: